Внедрение в учебный процесс элементов здоровьесберегающих технологий


Внедрение в учебный процесс  элементов здоровьесберегающих технологий 
Цель выступления: рассмотреть место физминуток в системе здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.
 
 
         Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, и сейчас она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Задача школы – сохранить и, по возможности, укрепить здоровье детей.
Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт. Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
         Внедрение в учебный процесс  здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:
— обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;
— снижают уровень тревожности;
— «разгружают» мозг;
— облегчают процесс запоминания материала;
— формируют познавательный интерес к учёбе.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
С этой целью на уроках можно использовать физминутки. Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).
Продолжительность 2-3 минуты.
Основные требования к физминуткам:
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями (сжимание, разжимание, вращение).
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
— Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
— Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т. д.
—  Во время контрольных и некоторых практических уроках ( технология, физкультура) физкультминутку не проводят.
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
Оздоровительно- гигиенические
 Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
Танцевальные.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется  строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для  укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные.
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т. д.: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
Двигательно-речевые.
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Что касается уроков русского языка, то становление и развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффектно, если оно будет осуществляться доступными для детей данного возраста средствами. Одним из таких средств стали рифмованные упражнения.
1. Проговаривание  рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму.
Рифмованные упражнения для физминуток 
ПРИСТАВКИ НА  –З- - -С-
Не забудьте, что приставки:
-раз, из, воз, низ, через, -без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
  
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
  
Ы и И после Ц
Запомнить  с вами мы должны
Четыре слова с буквой Ы:
ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ и ЦЫПКА.
Иначе будет в них ошибка.
 
МЯГКИЙ ЗНАК
Хоть я и мягкий знак,
Я твёрд! Ошибкам смертный враг.
 
Слова калечить не люблю,
Ошибок я не потерплю.
  
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ
Если после корня «А»,
В корне будет «И» всегда,
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
  
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
А к спряжению второму,
Чтобы долго не мудрить,
Мы относим все глаголы,
Что кончаются на –ИТЬ.
 
Составляют исключенье 2 глагола
БРИТЬ – СТЕЛИТЬ,
Только к Iспряженью
Мы должны их относить,
 
ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, но терпеть,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
И ещё смотреть, вертеть.
  
2. Различных физминуток бесчисленное множество, вот некоторые из них:
*
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
*
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
*
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,
потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
INCLUDEPICTURE "http://www.edu.cap.ru/home/4203/a25.gif" \* MERGEFORMATINET
*
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки в бок, вперед смотри – это «три»,
На четыре – поскакать.
Две руки к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Детям очень нравится повторять движения за учителем, да и к тому же физминутки положительно влияют на деятельность мозга, увеличивают работоспособность учеников.
Физминутка – это интересно и полезно!!!!!