Внедрение элементов циркового искусства в процесс физического воспитания школьников
Внедрение элементов циркового искусства в процесс физического воспитания школьников
Introduction of elements of circus art in process of physical training of schoolboys
Аннотация: современный этап развития физической культуры нацеливает педагогов на поиск новых, инновационных форм работы с подрастающим поколением.
The summary: the present stage of development of physical training aims teachers at search of new, innovative forms of work with rising generation.
Ключевые слова: цирк, физическое воспитание, координационные способности.
Keywords: circus, physical training, coordination abilities.
Процесс физического воспитания современных школьников в настоящее время характеризуется рядом противоречий. С одной стороны, в школьной программе раздел «Гимнастика» занимает одно из ведущих мест и является базовым, с другой стороны, в школах часто отсутствует необходимое оборудование, и сами учителя физической культуры нередко испытывают затруднения в обучении детей этому разделу. Другое противоречие заключается в том, что, с одной стороны, физическая культура как предмет учащимся нравится, однако, с другой стороны, у них, начиная с 6-7 класса, падает интерес к содержанию уроков, одной из главных причин которого является их низкая эмоциональность (Г.И. Мызан, 1996).
Как известно, все дети, и многие взрослые любят цирк. Умение цирковых артистов ловко владеть собственным телом и различными предметами всегда вызывает восторг и восхищение зрителей и желание подражать им. Цирковое искусство представляет собой сложный комплекс различных видов, таких как жонглирование (платочками, булавами, мячами, кольцами), эквилибристика (равновесие на мяче, доске, езда на одноколесном велосипеде, ходьба по канату), ручные действия (с кубиками, палочками и др. предметами), акробатика (прыжковая, силовая, парная, групповая, на полу), иллюзионизм (трюки, фокусы), упражнения на трапеции, клоунада.
Анализ раздела «Гимнастика» школьной программы показывает, что его содержание ограничивается обучением только основным базовым гимнастическим и акробатическим элементам, таким как равновесие, кувырки, перевороты, стойки и упражнения на гимнастических снарядах. Без соответствующего эмоционального наполнения процесс обучения гимнастике становится довольно скучным занятием, не приносит радости ни учителю, ни детям.
Проведенные исследования показывают, что современные школьники испытывают недостаток двигательной активности, и сам ее характер за последние десятилетия существенно изменился, что не замедлило сказаться на развитии координационных способностей. Уровень развития координационных способностей современных школьников стал значительно ниже по сравнению с предыдущими поколениями (Г.И. Мызан, 1998; В.И. Лях, 2005 и др.). Недостаток двигательного опыта, который начинают испытывать дети уже с дошкольного возраста, сказывается на их двигательной подготовленности в период обучения в школе.
Актуальность исследования обусловливается тем, что в настоящее время в практике преподавания физической культуры в общеобразовательной школе падает интерес к урокам, главной причиной которого является низкая эмоциональность урока, их скучность. Внедрение элементов циркового искусства – альтернативное решение данной проблемы.
Обучение школьников элементам циркового искусства на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика» способствует улучшению координационных способностей, повышает эмоциональность уроков и интерес к обучению и, тем самым, способствует улучшению качества образовательного процесса по физической культуре в школе.
Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 63 г. Хабаровска. В эксперименте принимали участие учащиеся 5-х и 9-х классов. Среди них - 25 девочек (17 и 8 соответственно) и 33 мальчика (25 и 8 соответственно).
На базе факультета физической культуры Дальневосточного государственного гуманитарного университета 25-27 сентября 2007 года проходила международная российско-германская научно-практическая конференция «Физкультурное образование в 21 веке: новые смыслы и перспективы». В конференции приняли участие немецкие коллеги из партнерских вузов гг. Штутгарта, Гейдельберга, Тюбингена. В рамках конференции г-ном Удо фон Грабовецким (Университет г. Штутгарт) был проведен для учителей и студентов мастер-класс на тему: «Обучение элементам циркового искусства на уроках физической культуры в школе». Этот педагог в течение многих лет работает над данной проблематикой, выпустил ряд учебных пособий и является одним из признанных авторитетов в области цирковой педагогики в Германии
После проведения мастер-класса и консультаций, зародилась идея организации одноименного проекта в школах г. Хабаровска и внедрения опыта немецких коллег в российских условиях.
Из всего многообразия представленных видов выбрали для внедрения следующие:
Обучение жонглированию платочками и мячами.
Обучение элементам акробатики в парах – построение простейших пирамид.
Обучение балансировке на доске.
Обучение ручным действиям с палочками.
Для выявления особенностей развития координационных способностей детей и их двигательной подготовленности было проведено тестирование. Были использованы следующие тесты:
Челночный бег 4х9м (сек)
Равновесие («ласточка»)
«Вертушка» (сохранение равновесия при прохождении 9м после выполнения 5-6 оборотов вокруг собственной оси).
Экспериментальная работа проводилась в виде проекта в течение 2-х лет. Предварительные результаты были опубликованы в сборнике научных трудов Всероссийской конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта», которая проводилась в г. Томск 2008г. Итоговые результаты были доложены на первом туре студенческой научной конференции в ДВГГУ, оформлен в виде научного доклада и находятся в печати в сборнике научных трудов международной конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта», которая состоится в г. Благовещенск 29 февраля 2009г.
Как показало проведенное исследование, обучение элементам циркового искусства можно внедрять в процесс физического воспитания школьников. Это делает занятия интересными, повышает эмоциональность уроков, способствует улучшению координационных способностей.
Современное цирковое искусство включает следующие жанры:
эквилибристика
жонглирование
акробатика
Результаты проведенного исследования показали, что наиболее успешным для внедрения является жонглирование платочками, мячами; ручные действия с палочками; балансировка на доске и построение простейших пирамид.
Влияние циркового искусства на развитие координационных способностей очевидно, однако требует дальнейшего более тщательного исследования, в частности, уточнения видов способностей, наиболее сенситивных для развития.
Результаты педагогических наблюдений за школьниками во время эксперимента показали, что у школьников возрос интерес к занятиям, и это в целом положительно сказалось на повышении качества физкультурного образования детей.
Таким образом, проведенное исследование позволило не только доказать эффективность предлагаемой методики обучения элементам циркового искусства детей на уроках физической культуры, но и показать возможные пути внедрения вышеозначенных двигательных действий в содержание раздела «Гимнастика» школьной программы по физической культуре.
Результаты данного исследования могут быть рекомендованы для использования в практике работы учителей физической культуры.
Список литературы
Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991.-283 с.
2. Баршай, В.М. Физическая и техническая подготовка юных акробатов / В.М. Баршай. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1990.
3. Игнашенко, A.M. Акробатика в школе /A.M. Игнашенко/. - М.; Просвещение, 1964. - 42с.
4. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг / // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. -С. 2-5.
5. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман /. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 146с.
6 .Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях/ // Физическая культура в школе. - 2000, № 4.- С. 6.
7. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях/ // Физическая культура в школе. - 2000, № 5. - С. 9.
8. Майкл, Дж. Алтер. Наука о гибкости / Майкл, Дж. Алтер.- Киев Олимпийская литература, 2001. – 421 с.
9. Подготовка акробатов: физическая, техническая, психологическая и тактическая подготовка. - Краснодар, 1993. - 42с.
10. Пидоря, А.М. Основы координационной подготовки спортсменов / А.М. Пидоря. – Омск, 1992. – 72 с.
11. Спортивная акробатика: Учебник / Под редакцией В.П. Коркина. - М.:
ФиС, 1981.-238с.
12. Grabowicki Udo von: Sport und Kunst – 2 Welten, die sich auch sportwissenschaftlich immer naher kommen / Физкультурное образование в ХХI веке: новые смыслы и перспективы: Материалы международной российско-германской научно-практической конференции (25-27 сентября 2007 г.) / Отв. Ред С.Е. Оправхата – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007 – с. 28-39