«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий»


«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий»
 
Одним из приоритетных направлений развития сферы образования, органически связанным с процессом его модернизации, является активное внедрение в деятельность образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем по тексту – ИКТ), в том числе и дошкольного.
Опираясь на исследования ученых (работы Л. Н. Горбунова, М. А. Горюновой, А. А. Елизарова, М. Б. Лебедевой, А. М. Семибратова, О. Н. Шиловой и пр., можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Владение информационными технологиями, благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет, позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное общество. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
 
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональной компетентности педагогов. Современные исследователи предлагают рассматривают как один из компонентов профессиональной компетентности педагогов ИКТ –компетентность. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Что же такое ИКТ – компетентность педагога?
«Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
О. Н. Шилова и М. Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Л. Н. Горбуновой и А. М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».
 
В результате проведенного анализа научной и научно-методической литературы нами были выделены следующие определения ИКТ – компетентности:
- комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению.
- способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
 
В структуре ИКТ-компетентности педагога выделяют три уровня:
-базовый,
-общий
-профессиональный.
В перечень компонентов, составляющих базовую ИКТ-компетентность включены:
- владение основами работы на компьютере (основы работы с операционной системой, создание несложных документов средствами текстового редактора, создание простых презентаций);
- владение основами работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);
- знание возможностей информационных систем, установленных в школе (по своему предмету);
- умение создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий;
- владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;
- положительная мотивация к получению знаний в области ИКТ.
В перечень умений педагога, составляющих общую ИКТ-компетентность включено следующее:
- умение эффективно искать информацию в различных источниках, в т. ч. в глобальной сети Интернет, в электронных изданиях;
- критическое отношение к найденной информации; отбор той информации, к которой можно относиться с доверием;
- умения выбирать способы представления информации с учетом возможностей аппаратного и программного обеспечения;
- умения устанавливать и удалять приложения и электронные образовательные ресурсы;
- умение применять офисные технологии для подготовки различных дидактических и методических материалов:
• умение создавать и редактировать тексты, содержащие графические элементы, таблицы, схемы, формулы; готовить в текстовом процессоре различные шаблоны документов для учебного процесса;
• умение создавать расчетные таблицы с использованием формул и встроенных функций, строить графики и диаграммы в табличном процессоре;
• умение создавать педагогически эффективные презентации (к уроку, выступлению на педсовете, родительском собрании, для представления своего педагогического опыта и т. п.);
- владение способами создания собственных Интернет-ресурсов учебного назначения;
- активное участие в сетевом взаимодействии с учениками, родителями, коллегами;
- владение способами применения ИКТ в проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- наличие представлений о ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;
- знание социальных, этических, правовых аспектов, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс;
- устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе;
- стремление самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ.
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ. К компонентам профессиональной ИКТ-компетентности педагога можно отнести:
- умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;
- умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;
- умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;
- владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;
- умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;
- владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;
- умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.
 
Нам удалось наметить так же причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:
-Экономия времени при разработке дидактических материалов,
-Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,
-Становление нового уровня педагогического мастерства.
 
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости и непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили:
-Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.
-Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог ис-пользовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
 
Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:
-Проанализировать возможности и условия педагогического коллектива в умении использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
-Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
-Формирование информационной культуры и ИКТ- компетентности педагогов ДОУ (умение создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций);
-Создание сайта ДОУ; (2012 год)
-Совершенствование технического оснащения ДОУ.
 
Ожидаемый результат:
-Повышение информационной культуры педагогов.
-Информатизация ДОУ.
-Повышение эффективности и качества образовательного процесса в ДОУ.
-Активизация познавательной деятельности дошкольников.
-Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
-Повышение педагогической культуры родителей.
-Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;
-Обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей
 
В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов и условий педагогического коллектива в умении использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
Для этого мы использовали следующие методы:
-анкетирование;
-индивидуальное собеседование;
-систематизацию и анализ выявленных проблем
 
Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.
Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности. Педагоги, представляющие данную группу совсем не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация же к обучению данной деятельности у них отсутствует.
Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности. Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере базовый. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Более того, у данных педагогов высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.
Проблема методической работы – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
 
Второй этап нашей деятельности направлен на решение следующих задач:
-разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
-информационная работа с родителями.
-использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
 
Для решения поставленных задач нами были определены такие формы работы как собеседования, индивидуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях, привлечение к проведению презентаций и пр. При этом формы работы с педагогами соответствовали уровню их компьютерной грамотности.
Основная цель:
-ознакомление педагогов с основами информационно –компьютерной деятельности, определение места этой деятельности в повышении своей компетентности.
-формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:
-умение создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel);
-владение навыками поиска информации в Интернете;
-владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций.
Подготовка педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, - связан с формированием их базовой информационной компетентности.
Далее педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, оказание помощи в плане внедрения их в воспитательно-образовательный процесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.
При этом педагогическое управление было ориентировано на содействие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для мероприятий с использованием ИКТ.
 
Практические занятия
-Работа в микрогруппах, созданных на основе уровней ИКТ компетентности педагогов, позволяет планомерно осваивать современные компьютерные технологии.
-Наставничество – наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку.
 
Индивидуальные практические занятия с воспитателями позволяют педагогам ориентироваться в сети Интернет, использовать возможности интернет-ресурсов в самообразовании.
 
С целью формирования у педагогов и родителей потребности в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации их взаимодействия в 2012 году был создан сайт ДОУ.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, конкурсах.
Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, новые методические идеи и дидактические игры и пособия, результаты обучения дошкольников и их достижения.
Электронная почта предоставляет широкие возможности для общения с семьями воспитанников, позволяет доносить огромный объем информации до тех родителей, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.
Кроме того размещение на сайте формы обратной связи помогает получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
 
Все компьютеры и ноутбуки, используемые в административном и воспитательно – образователньном процессе, объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Благодаря интернет – ресурсам расширились возможности эстетичного и более разнообразного оформления родительских уголков.
Все участники воспитательно – образовательного процесса имеют возможность использовать интернет – ресурсы.
 
На сегодняшний день мы можем говорить лишь о промежуточных результатах:
-у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;
-повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности:
-при этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д., владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов.
 
На данном этапе мы имеем следующие результаты:
-Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникативных технологиях.
-Проведены консультации, даны практические рекомендации педагогам.
-Создан сайт ДОУ
- Педагоги научились создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, мониторинг и т. д.);
- Научились применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
-Овладели навыками поиска информации в Интернете; знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
-Часть педагогов овладели программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
-Улучшена материально-техническая база информатизации образовательного процесса. В ДОУ имеется современное оборудование.
Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ:
Педагоги:
-Демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми
-Оформление наглядных консультаций, буклетов.
-Оформление «родительских уголков» и информационных стендов
-Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей.
-Использование интернет – ресурсов в целях самообразования.
-Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
-Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
-Оформление групповой документации, отчётов
Музыкальный руководитель:
-Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий
-Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм
-Использование разнообразного иллюстративного материала
-Размещение информации на сайте ДОУ
-Использование интернет – ресурсов в целях самообразования.
-Оформление диагностических материалов
-Оформление документации, отчётов
Старший воспитатель:
-Знакомство с периодикой других педагогов России
-Взаимодействие с родителями по электронной почте
-Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте
-Размещение информации на сайте ДОУ
-Использование интернет – ресурсов в целях самообразования.
-Оформление диагностических материалов
-Оформление документации, отчётов
 
Перспективы на будущее:
1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ:
-будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
-научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
-овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
-Участие педагогов в профессиональных конкурсах
-Повышение эффективности процесса обучения и воспитания детей.
-Подготовка и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне
2. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
3. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.