Трудности детей с леворукостью при овладении навыком чтения и письма
МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г.Пермь
Трудности детей с леворукостью при овладении навыком чтения и письма
Учитель-логопед Завёрткина Е.И.
Проблема обучения детей с леворукостью актуальна для нашей школы. Функциональные особенности детей с леворукостью таковы:
- трудности осуществления зрительно-моторных координаций,
- нарушения пространственного восприятия,
- повышенная утомляемость и сниженная работоспособность,
- тревожность и возбудимость.
Эти особенности не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Наибольшие трудности дети левши испытывают при обучении письму.
Общие положения условий письма детей левшей.
1.Правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для ребенка с леворукостью, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Желательно повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. 2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.
3. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют дети левши, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей). Но существует и еще одно мнение, прямо противоположное: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности полушарий коры головного мозга, а показывает несоответствие методики возможностям ребенка. В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертированно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме. Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого. Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:- выраженные нарушения почерка, тремор,- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,- искажение соотношения частей, зеркальное письмо.У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Детей с леворукостью отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.
Упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:
1. Копирование различных фигур и их сочетаний.2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, например, такие:3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.4. Нарисуй квадрат.- поставь точку посередине сверху над квадратом;- поставь точку посередине снизу под квадратом;- поставь точку справа посередине;- поставь точку слева посередине.Если все выполнено правильно, усложняем задание:- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;- соедини точки справа и слева прямой линией.Если задание выполнено без ошибок, то просим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники. Затем предлагаем их посчитать:- Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)- Сколько получилось квадратов?Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу. Вот еще аналогичное задание:5. Нарисуй прямоугольник и поставь точки:- в правом верхнем углу,- в левом верхнем углу,- в середине верхней стороны,- в середине нижней стороны,- соедини эти точки прямыми линиями.Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.При условии правильного выполнения упражнения продолжаем задания:- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.
Выполняя эти задания, решается сразу нескольких коррекционных задач:а) ребенок учится целенаправленно работать,б) тренирует зрительное восприятие,в) тренирует руку (штриховка),г) считает,д) вспоминает геометрические фигуры,е) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д. При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.