Выступление на родительском собрании на тему: Трудности в обучении младших школьников и пути их преодоления.
Выступление на общешкольном родительском собрании учителя начальных классов Курушиной Нелли Николаевны.
Дата выступления: 27.10.2016г.
Тема выступления: « Трудности в обучении младших школьников и пути их преодоления»
Содержание:
Что такое «Трудности в обучении»
Виды школьной неуспеваемости
Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения.
Пути преодоления неуспеваемости
Ход выступления:
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Виды школьной неуспеваемости.
Эпизодическая неуспеваемость,
Устойчивая неуспеваемость по одному предмету,
Устойчивая неуспеваемость по ряду предметов.
РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Внешние причины:
Семейно-бытовые условия, (плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей)
Педагогическая запущенность (слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, нерегулярное выполнение домашних заданий, низкий уровень дошкольного воспитания детей, проблемы языка обучения, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей)
Экологические
Школьные факторы риска (интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований)
Внутренние причины:
Недостатки познавательной деятельности учащихся.
Недостатки развития мотивационной сферы детей.
Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.
Индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности (характер, темперамент)
Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)
Ответственная, требующая эмоционального, нервно– психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.
Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.
Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.
Работа в шумной, неспокойной обстановке.
Работа после резкого замечания, сделанного учителем.
Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.
Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.
Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
недостатки в подготовке ребенка к школе
соматическая ослабленность ребенка
нарушения формирования отдельных психических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС
несформированность произвольной регуляции деятельности
нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного процесса
Особая группа риска:
часто болеющие дети
медлительные дети
гиперактивные дети
леворукие дети
дети из социально неблагополучных семей
Трудности в обучении у медлительных детей
Медлительный ребёнок – это особенность организации высшей нервной деятельности, определяющие темп и скорость движений, письма, чтения.
Торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно.
Отрицательно сказывается ограничение времени на отдых, поскольку не успевает сделать задания на уроках.
Свойственна трудность быстрого переключения на новый вид деятельности.
Все школьные нагрузки утомительны. После школы лучше быть дома в спокойной обстановке. Продлёнка – не для медлительных детей.
Особая трудность «что и как писать» возникает в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с другой деятельности.
Мы не имеем права требовать от ребёнка читать намного быстрее, чем он может.
Трудности в обучении гиперактивных детей.
Гиперактивность – это повыше
·нная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивности.
Для того, чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведём классическое описание этих симптомов.
Симптомы невнимательности:
недостаточно внимателен к деталям;
с трудом удерживает внимание;
как бы не слушает говорящего;
не может довести дело до конца;
с трудом организует свою деятельность;
избегает выполнения задания;
теряет предметы;
отвлекается на внешние раздражители;
всё забывает.
Симптомы гиперактивности:
дрыгает руками или ногами, крутится;
не может усидеть на месте, когда это требуется;
чрезмерно разговорчив;
носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;
с трудом может тихо играть;
всегда «заведён», «как будто внутри мотор».
Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?
1.Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.
2.Научитесь общаться со своим непоседой:
не допускайте грубость, унижение, злость.
3. Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.
4. Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.
5. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
6.Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.
7. Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.
8. Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».
9. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.
10. Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.
Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком.
Они должны соблюдать основные правила:
Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.
Начинать занятия следует с 10 -15 минут.
Начинать занятия с игровых упражнений.
Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.
В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.
Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.
Подведём итоги, пути преодоления трудностей в обучении таковы:
- восполнение пробелов в их учебной подготовке и развитие их познавательной самостоятельности; - временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное;- нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению; - использование игровой и практической деятельности;
- особые условия для опроса (больше времени на обдумывание ответа, плакаты и таблицы);
-дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся( выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. )
Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
15