Исследовательская работа «Определение качества и свойств питьевой воды села Мизоново»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В БУДУЩЕЕ 2015»
«Определение качества и свойств питьевой воды села Мизоново»
Россия, Тюменская область, Ишимский район, село Мизоново
Автор: Налимова Анна Андреевна
Филиал Муниципального автономного
Общеобразовательного учреждения
Новолоктинская средняя
общеобразовательная школа,
Мизоновская основная общеобразовательная
школа, 7 класс
Научный руководитель: Сиридченко
Алла Григорьевна, учитель химии и
биологии
Филиал Муниципального автономного
Общеобразовательного учреждения
Новолоктинская средняя
общеобразовательная школа,
Мизоновская основная общеобразовательная
школа
Определение качества и свойств питьевой воды села Мизоново
Налимова Анна Андреевна
Россия, Тюменская область, Ишимский район, село Мизоново
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Мизоновская общеобразовательная основная школа,
7 класс
Аннотация
«Вода!.. Ты – величайшее в мире богатство»
Так сказал о значении воды для человека французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, испытавший мучительную жажду во время аварии самолета в Ливийской пустыне.
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле, поэтому естественно, что вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Во многих книгах пишут, что чистую воду в природе встретить очень тяжело, так как в ней содержатся разнообразные примеси растворённых солей, железа, мало йода и фтора.
Везде, где есть вода, в материальном мире активизируется жизнь: всюду, где ее нет, жизнь замирает. Она – великий лекарь всего, что болеет, и потеряло свое живое равновесие, поскольку вода всегда стремиться к равновесию
В 2010 г. В Российской Федерации была разработана государственная программа «Чистая вода», основой её стали следующие слова: «Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни».
Определение качества и свойств питьевой воды села Мизоново
Налимова Анна Андреевна
Россия, Тюменская область, Ишимский район, село Мизоново
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Мизоновская общеобразовательная основная школа,
7 класс
План исследования.
Я живу в селе Мизоново и мне не безразлично, какую воду пьют жители моего села. И надеюсь что моё исследование поможет выяснить её состояние. Ведь если человек будет употреблять воду плохого качества, то всё это будет отражаться наего здоровье.
Наше село условно делят на деревню и посёлок, границей является река Локтинка, которая протекает через всё село. Жители деревни пьют воду из колодцев, которые строят в своих дворах, а жители посёлка из централизованного водопровода.
Цель исследования: определение и сравнение качества питьевой воды из различных источников.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования
Собрать пробы воды из различных водных источников для изучения и оценки их качества
Провести анализ данных проб, используя реактивы школьного кабинета химии
Провести сравнительный анализ полученных результатов
Проблема: вода, которую мы употребляем, всегда ли является качественной? Можно ли определить качество воды в школьной лаборатории?
Гипотеза: предполагаем, что вода в селе Мизоново загрязнена, в ее составе есть некоторое количество вредных веществ.
Объект исследования: источники водопользования на территории села:
№1 - колодец; №2 - водопровод школа
Время исследования: ноябрь 2014 – январь 2015 гг.
Методы исследования:
Наблюдение
Эксперимент
Сравнение
Анализ.
Работа с научной литературой.
Определение качества и свойств питьевой воды села Мизоново
Налимова Анна Андреевна
Россия, Тюменская область, Ишимский район, село Мизоново
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Мизоновская общеобразовательная основная школа,
7 класс
Научная статья
Методика определения качества воды.
Любое знакомство со свойствами воды, осознаем мы это или нет, начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом). Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.
Органолептическая оценка качества воды - обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. Ее правильному проведению специалисты придают большое значение.
Из группы органолептических показателей мы выбрали для определения цветность, мутность, запах.
Цветность - естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может зависеть от свойств и структуры дна водоема, характера водной растительности и прилегающих к водоему почв, наличия в водосборном бассейне болот и торфяников и др.
Определение цветности (или цвета) воды актуально только при оценке качества окрашенных природных вод либо при анализе сточных вод. Цвет у питьевой воды, как правило, отсутствует.
Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей - нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения.
Мутность воды обусловливает и некоторые другие характеристики воды, такие как:
Наличие осадка, который может отсутствовать, быть незначительным, заметным, большим, очень большим (количество осадка можно измерять в миллиметрах);
Наличие и количество взвешенных веществ, или грубодисперсных примесей (измеряется в миллиграммах массы примесей на литр воды);
Прозрачность, измеряется как высота столба воды, при взгляде сквозь который на белой бумаге можно различать стандартный печатный шрифт.
Для определения мутности используется визуальный метод по степени мутности столба высотой 10-12 см в мутномерной пробирке.
Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при комнатной (20°С) и при повышенной (60°С) температуре воды.
Запах по характеру подразделяют на две группы, определяя его субъективно по своим ощущениям:
Естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.)
Искусственного техногенного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.
Лабораторная работа №1
«Определение цвета воды»
Цель. Научиться правильно, определять цвет воды из природных источников.
Оборудование. Штатив с пробирками, лист белой бумаги.
Объект исследования. Пробы воды из природных источников.
Проведение исследования.
Принесенную воду наливаем в чистые пробирки в количестве 5-6 мл и определяет цветность, руководствуясь ниже приведенной шкалой, отмечаем наиболее подходящий оттенок.
Наблюдением проводим, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении.
Вывод. «Проба №1». Вода прозрачная.
«Проба №2». Вода желтая.
Лабораторная работа №2.
«Определение мутности воды»
Цель: Определить чистоту воды органолептическим методом.
Оборудование: Штатив с пробирками, лист темной бумаги.
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
Проведение исследования.
В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Наблюдаем наличие и количество взвешенных веществ.
Вывод: «Проба №1». Вода с осадком.
«Проба №2». Вода не имеет осадка.
Лабораторная работа №3
«Определение запаха».
Цель: Определить чистоту воды органолептическим методом.
Оборудование: Коническая колба ,пробка.
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
Проведение исследования.
В коническую колбу с пробкой наливаем исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхиваем в закрытом состоянии.
Открываем колбу и отмечаем характерный запах.
Вывод: «Проба №1». Вода без запаха. Нет причин отказа от питья
«Проба №2». Вода без запаха. Нет причин отказа от питья.
Лабораторная работа №4.
«Определение рН»
Цель: Определить рН воды химическим методом.
Оборудование: Пробирка. Универсальная индикаторная бумага
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
Проведение исследования.
В пробирку наливаем в него немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками возьмите одну полоску индикаторной бумаги и сравните с цветом шкалы. Запишите цифру, помещенную под наиболее подходящей к вашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное нами значение рН.
Вывод. «Проба №1». рН = 6
«Проба №2». рН= 7
Лабораторная работа №5.
«Определение наличия ионов железа».
Цель: Определить наличие ионов железа.
Оборудование: Пробирка. Роданид калия.
Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.
Проведение исследования.
Условия проведения реакции.
Температура комнатная.
К 10 мл пробы воды прибавляем 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и вводим 0,5 мл роданид калия.
При концентрации ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание.
Вывод. «Проба №1». Бесцветная.
«Проба №2». Бесцветная.
Результаты.
Место забора воды
Определение цвета воды
Определение мутности воды
Определение запаха.
Определение рН
Определение наличия ионов железа
Из колодца
Вода прозрачная.
Вода с осадком.
Вода без запаха. Нет причин отказа от питья
рН = 6
Бесцветная.
Из водопровода
Вода прозрачная.
Вода не имеет осадка
Вода без запаха. Нет причин отказа от питья
рН = 7
Бесцветная
Заключение.
В результате проделанной работы цель, поставленная вначале нашего исследования, была достигнута. В условиях школьной лаборатории нами было проведено исследование питьевой воды села Мизоново из различных источников. Гипотеза не подтвердилась.
В процессе выполнения данной работы нами была изучена литература по соответствующей теме, в которой мы познакомились с методиками определения качества воды. Были выбраны источники питьевой воды для взятия пробы, затем проведен анализ по органолептическим и химическим показателям и сделан вывод о качестве питьевой воды. Т.е., в результате проделанной работы все поставленные задачи, были реализованы.
В дальнейшем мы планируем продолжить данную работу и провести исследование на наличие в воде хлорид ионов, сульфат ионов, ионов магния в воде.
Список используемой литературы.
1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ - Пресс, 1999.
2. Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы.- Волгоград: Учитель, 2007.
3.Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1993.
4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
5.Лексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1999.
6. Морозов В.Е. Профильное образование. Сборник элективных курсов. Химия. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Сергеева М.П. Внеклассная работа по химии. М,: АРКТИ, 2000.
8. Хлебников С.В. Берегите воду! // Химия и жизнь, 1999.
10. ru.wikipedia.ru
11. www.agrovodcom.ru
13PAGE \* MERGEFORMAT14915