Причины неуспеваемости младших школьников и способы её преодоления


Причины неуспеваемости младших школьников и способы её преодоления
Известно, что нет ребёнка, который шёл бы в первый класс с намерением учиться плохо.
Когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжёлым последствиям: от неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий. Поэтому проблема неуспешности в начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих взрослых: школьных психологов, учителей и родителей.
Школьная практика имеет в своём арсенале разные способы смягчения переживаний ребёнка по поводу неуспеваемости в школе. В качестве одного из таких способов, например в нашей школе в первом классе практикуется отказ от любых «бальных» отметок.
В качестве причин неуспеваемости ребёнка можно назвать множество самых разных обстоятельств ( часто болеет, поменялись школа и учительница), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность и непоседливость, ситуаций (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) и т.д. Всё это можно объединить в три группы факторов: психологические, педагогические и патологические.
Первая психологическая причина неуспеваемости – недостаточность мобилизации всех ресурсов: внимания, памяти и мышления.
Вторая психологическая причина – несформированные у ребёнка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для новых знаний.
Третий психологический фактор неуспеваемости – недостаточность или нарушение мотивации.
Ещё одной психологической причиной неуспеваемости является то, что называется «педагогической запущенностью», представляет собой социальную незрелость личности ребёнка, чаще всего это просто безнадзорность. Она может быть исправлена усилием доброжелательного руководства и внимания взрослого к ребёнку.
Педагогические факторы иногда называют объективными. Она состоит в том, что для ребёнка они представляют объективную реальность, которую он должен принять и научиться жить в ней. Сюда относятся все характеристики среды: количество и состав учеников в классе, смена обучения, квалификация и стиль общения первой учительницы, программа, по которой ведётся обучение и т.д. Поскольку дети не одинаковы, для одного ребёнка это может стать причиной неуспеваемости, для другого пройдёт безболезненно.
Патологические факторы. В эту группу входят различные отклонения в психическом развитии детей. В зависимости от того, какое нарушение является основным и наиболее серьёзно сказывается на поведении и адаптации ребёнка.
Анализ особенностей познавательной деятельности неуспевающих школьников показал, что у них имеются два фундаментальных отличия от успевающих. Первое – различия в уровнях познавательной активности. Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности – это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребёнка, положительное эмоциональное подкрепление различных её проявлений, создание условий для её развития.
Природа здесь даёт подсказку: в жизни ребёнка существует деятельность, которая доставляет удовольствие сама по себе, независимо от цели – это игра.
Немаловажным условием для развития познавательной активности является укрепление положительной самооценки ребёнка. Реакция взрослого на ошибки детей с негативной самооценкой должна иметь форму помощи, а не порицания.
Другое существенное различие в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников – это различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции также начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».
Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольного высокого развития способности анализировать и побуждает как бы даже «препарировать» живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребёнка, начиная с первых лет. Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих ещё не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами – а именно этого и требует программа.
Я использую игры и упражнения для сопровождения программы по русскому языку. И думаю, что они существенно облегчают детям усвоение программных требований.
В основе применения этих игр лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребёнка. Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то что ребёнку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остаётся навсегда. И для того, чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребёнка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме – «игре по правилам». Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры – это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить.
На одном из родительских собраний, посвящённых преодолению неуспеваемости, родителям были даны советы по материалам О.В.Полянской «Психотерапия неуспеваемости»
Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил, и дома от родителей он ждёт спокойной помощи, а не новых упрёков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребёнка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе Ваш ребёнок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребёнка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальное же будет преодолено позже либо окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься…посоветуйтесь с ребёнком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы встретите понимание и единодушие.
Правило четвёртое: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребёнок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребёнок начнёт уважать себя за эти качества, то вы заложите ещё одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое : оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребёнка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребёнка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребёнка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребёнка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определённого типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребёнка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что в следующий раз их станет меньше, не более семи, и радуйтесь вместе с ребёнком, если это будет достигнуто.