Обобщение опыта работы преподавателя, мастера производственного обучения по теме: «Формирование профессиональных навыков обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому у обучающихся с использованием инновационных методов работы на уроке»

Обобщение опыта работы преподавателя, мастера производственного обучения по теме: «Формирование профессиональных навыков обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому у обучающихся с использованием инновационных методов работы на уроке»

С сентября 2014 года на базе школы-интерната открылось новое направление – профессиональное училище. Обучение проводится по 8 профилям. И одним из них стала профессия «Социальный работник». В этой группе обучается 10 человек – 9 девочек и 1 мальчик. Они пришли к этому целенаправленно.
На свете много разных профессий. Каждая из них важна. Но нет важнее профессии – «Социальный работник». Это новая профессия в России. Она была введена в Российской Федерации в 1991 г. Первый выпуск специалистов по социальной работе вузами России был осуществлен в 1995г. Но и за это короткое время специалисты по социальной работе, а это преимущественно женщины, помогли встать на ноги, поправить физическое и душевное здоровье сотням тысяч россиян.
Специалисты по социальной работе – это те, кто заботится о людях, стремится сделать их жизнь лучше, кто разделяет с ними горести и заботы, проблемы и несчастья, кто умеет сострадать и помогать. Имея такую профессию можно реально увидеть результаты своего труда, своих стараний на конкретном примере одного или нескольких человек, кому оказал помощь, и приятно осознавать, что этих проблем у них после твоей работы стало меньше. Социальная работа – одна из самых гуманных профессий на свете.
Сегодня данная профессия – одна из самых востребованных специальностей на рынке труда, а это связано, прежде всего, с изменением приоритетов в государственной политике и динамичным развитием социальной сферы России.
Профессия требует от своего обладателя много знаний, умений и определенных душевных качеств. Как же их развить у подрастающего поколения?
Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались в учебном заведении. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Преподаватели знают, что обучающегося нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому передо мной стояла задача по формированию у обучающихся профессиональных качеств через положительную мотивацию к учебной деятельности.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности студентов и хороших показателей качества профессиональных знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать студентов, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача обучающихся сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Для того чтобы обеспечить успешное обучение, ставлю перед собой следующие цели:
расширить кругозор обучающихся, используя материал из разных источников информации - обучающиеся могут работать по группам, всей группой или индивидуально;
дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал;
активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.
На занятиях пользуюсь следующими видами работы:
работа с демонстрационными материалами;
интерактивные тесты;
интерактивные таблицы;
работа на интерактивной доске;
использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий);
использование слайд – презентаций;
работа с тренажером-манекеном.
Совместно с обучающимися разработали «Технологические карты», содержащие необходимые сведения, инструкции для работы при обслуживании пожилых людей и инвалидов.
Провожу уроки в различных формах:
- уроки-дискуссии;
- уроки-исследования;
- «Деловые игры»;
- уроки, на которых решаются ситуационные задачи;
- интерактивные игры-интервью;
- уроки-тренинги;
- уроки-диспуты и др.
Использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски SMART Board. У нашего контингента учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Доска и реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, интерактивные таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).
Применение интерактивной доски на уроке дает большие возможности преподавателю. Можно работать с презентациями и при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске, с помощью функции перемещения работать с текстом, перемещая слова, предложения, абзацы, восстанавливая и логически выстраивая этапы выполнения задания. Чтобы акцентировать внимание на определенном предложении, можно с помощью функции выделения выделить предложение и работать с ним дальше. С помощью функции затенения или шторка выполнять упражнения на проверку, тренажеры с тестовыми упражнениями для контроля знаний по изученный теме, например, «Оплата коммунальных услуг через терминал», что экономит время на уроке. В своей работе также пользуюсь программой Microsoft Offise Power Point для создания презентаций. Возможность программы шире. Можно создавать слайды с анимацией, звуком, просмотром фильмов. Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной.
Но мы не останавливаемся на достигнутом. Школой был приобретен специализированный тренажер-манекен для отработки навыков ухода за пожилыми людьми и инвалидами по курсу тем «Личная гигиена», а также по учебному предмету «Охрана труда» для наложения жгутов, повязок, шин. Провожу практические занятия с использованием специализированного тренажера – манекена, достаточно точно имитирующего строение тела человека. Тренажер-манекен представляет собой манекен мужчины 170 см роста, размер одежды 46-48 и весом примерно 40кг.
Важно провести параллель между теоретическими знаниями по тому или иному вопросу и применением этих знаний на практике. Тренировочный манекен позволяют освоить технику выполнения тех или иных действий в режиме интерактивного обучения, а потому обеспечивают высокую эффективность занятий по подготовке.
Манекен-тренажер позволяет максимально эффективно проводить занятия, а так же прививает интерес к предмету.
Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет профессиональные знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся. А качество знаний приведет к профессионализму будущих социальных работников.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15