Проект по организации обучения детей с ОВЗ Инклюзивное образование в школе


Модель инклюзивного образования МАОУ «СОШ № 111» города Перми
Преимущества инклюзивного образования были учтены при разработке модели инклюзивного образования применительно к МАОУ «СОШ№111». Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях инклюзивного класса. - Формирование толерантного отношения детей нормы к детям ОВЗ;
При реализации модели инклюзивного образования нам предстоит решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющих их запросы и потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Учитывая принципы инклюзивного образования, которые описаны нами мы создали модель образовательной среды:
- каждый человек ценен сам по себе, вне зависимости от его способностей
- ребенок с ОВЗ имеет право на общение с другими людьми, которые также нуждаются в нем, на поддержку и дружбу ровесников
нам предстоит решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющей их запросы и потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В школе предстоит сформировать такую образовательную среду, в которой любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь школы, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. Наиболее оптимальной мы видим следующую структуру модели, состоящую из трех основных компонентов: педагогического, психодидактического, социального
Модель образовательной среды в МАОУ «СОШ № 111»
Компоненты среды I- педагогический, II- психодидактический, III-социальный

образовательная программа
индивид. учебные планы

III. Внеурочная деятельность: включение детей и родителей во внеурочную деят. школы и
вне школы: клуб «Радуга»
Библиотека № 10 Школа искусств № 15
ДДТЮ «Юность» филиал «Заречный»
I. Кто? Учитель-предметник
Логопед, психолог, соц.педагог, педагог корр.физ-ры, стоматолог, врач, тьютерЧему? Адаптированная образ. программа, индив. учебные планы, индив. карта сопровождения
Где? Учебные кабинеты, кабинеты логопеда, психолога, стоматолога, танц класс, спортивный зал


Ребенок ОВЗ в инк. кл.


II. Технологии:
Информационные
ЗдоровьесберегающиеПроектная деятельность
Технология «Звучащий мир»
дистанционные

Цель и задачи реализации модели
Миссия: Организовать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся, в том числе и с ОВЗ, найдет возможности для удовлетворения собственных потребностей.
Проблема: У учащихся с ОВЗ есть потребность в получении качественных образовательных услуг, но они не имеют равных возможностей со сверстниками в получении этих услуг, так как обучаются в специализированных классах.
Цель: Создать модель инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в МАОУ СОШ №111, гарантирующую им равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг.
Задачи:
Педагогические:
1.Создать комфортные условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для успешной социализации и включения их в учебную, досуговую, общественную и трудовую деятельность.
2.Вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс со сверстниками.
3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ, на основе адаптированных программ.
4.Увеличить долю педагогических работников до 80%, прошедших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.
Социальные:
1.Сформировать толерантное отношение школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий.
2.Обеспечить участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в работе разнообразных кружков, секции и клубов по интересам.
3.Развивать систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи родителям и детям (ПМПК, ПМПк, консультативные центры в ОУ).
4.Выстроить социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Перми.
Организационные:
1.Выявлять детей с ОВЗ, включать их в школьную среду
2.Проанализировать возможности ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании.
3. Оптимизировать систему коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.
4.Оптимизировать психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ.
5.Информировать население ближайших микрорайонов о введении инклюзивного образования в школе.
6.Сформировать пакет документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.
7.Разработать пакет документов, обеспечивающий индивидуальную траекторию обучения учащихся с ОВЗ.
8.Создать условия для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.
9.Организовать мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.
Результат реализации модели
Это выполнение ряда условий, а именно:
Создание нормативно-правового обеспечения данной модели.
Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
Проработка содержания и форм научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения учащихся.
Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся.
Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
Обеспечение реализации модели кадрами.
Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.
При выполнении перечисленных условий мы получим
Образовательную модель ОУ, которая позволит обучаться в ней всем детям микрорайона независимо от их возможностей через :организацию доступной среды,
формирование банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах,
организацию воспитательной среды, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;
Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.
Разработчик Шпакова Лариса Борисовна