ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» (кружок «Умники и умницы»)


ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
(кружок «Умники и умницы»)




Направленность программы: общеинтеллектуальная
Вид деятельности: познавательная






Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7 – 11 лет
СОДЕРЖАНИЕ13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc418001488" 141. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13 PAGEREF _Toc418001488 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc418001489" 142. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА 13 PAGEREF _Toc418001489 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc418001490" 143. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 PAGEREF _Toc418001490 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc418001491" 144. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 13 PAGEREF _Toc418001491 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc418001492" 145. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 13 PAGEREF _Toc418001492 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc418001493" 146. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13 PAGEREF _Toc418001493 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc418001494" 147. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc418001494 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc418001495" 148. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc418001495 \h 14141515
15

15
15 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть – составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух – трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 4 класса реализуется в течение 34 часов – 1 час в неделю.



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналоги
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема
Кол – во
часов
Форма
проведения занятия
Формируемые УУД

1четверть

1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года
1
Аудиторная
Урок-путешествие

Умение анализировать и отбирать необходимую информацию., определение степени успешности своей деятельности .

2
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
1
Викторина
Формирование и развитие внимания, гибкости мышления

3
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
«Брейн- ринг»
Тренировка памяти, нахождение оригинальных способов выхода из затруднительных ситуаций

4
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Аудиторная
коллективная
Умение запоминать и отображать услышанное. Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности действий .

5
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
Урок-соревнование
Умение запоминать и отображать увиденное, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


6
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Урок-путешествие
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности. Как умение анализировать, синтезировать, обобщать.

7
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
1
Урок-игра
Тренировка логики и смекалки, мелкой моторики

8
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Конкурс

Построение логической цепи рассуждений самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

2 четверть

9
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Аудиторная
коллективная
Тренировка гибкости мышления, умение находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

10
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Урок-соревнование
Развитие творческих способностей. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


11
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Урок-игра
Умение запоминать и отображать услышанное в громкой речи,. Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности действий .

12
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Викторина

Умение запоминать и отображать увиденное, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


13
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Аудиторная
коллективная
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности. Как умение анализировать, синтезировать, обобщать.

14
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
1
Урок-путешествие
Тренировка логики и смекалки, мелкой моторики. Работа по алгоритму

15
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач.
1
Викторина

Построение логической цепи рассуждений самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера ;



3 четверть

16
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Соревнование

Тренировка гибкости мышления, умение находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

17
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Урок-игра
Построение логической цепи рассуждений самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера



18
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Аудиторная

Умение запоминать и отображать услышанное в громкой речи,. Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности действий .

19
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Урок-путешествие
Умение запоминать и отображать увиденное, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



20
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Викторина

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности. Как умение анализировать, синтезировать, обобщать.

21
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
1
Урок-игра
Планирование своих действий., умение действовать по инструкции, работать самостоятельно.

22
Развитие логического мышления.
1
Олимпиада
Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности действий .

23
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Соревнование

Тренировка гибкости мышления, умение находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

24
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей
1
Урок-путешествие
Построение логической цепи рассуждений самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


25
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
Викторина

Умение запоминать и отображать услышанное в громкой речи,. Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности действий .

4 четверть

26
Поиск закономерностей.
1
Урок-игра
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности. Как умение анализировать, синтезировать, обобщать.

27
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
1
Урок-игра
Планирование своих действий., умение действовать по инструкции, работать самостоятельно.

28
Развитие логического мышления.
1
Урок-путешествие
Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности действий .

29
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
1
Соревнование

Тренировка гибкости мышления, умение находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

30
Тренировка внимания. Задачи на развитие логических способностей.
1
Аудиторная

Построение логической цепи рассуждений самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


31
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
1
КВН
Умение запоминать и отображать услышанное в громкой речи,. Построение логической цепи рассуждений ;
составление плана и последовательности

32
Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов).
1
Урок-игра
Выбор эффективных методов решения задач; 
- определять последовательность действий;
-  умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;
- определение общей цели и путей её достижения

33
Выявление уровня развития познавательных процессов.
1
Урок-соревнование
Способность к мобилизации сил и энергии ,
- определение степени успешности своей деятельности


34
Резервный урок






ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект для 4 класса:

для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет)» Методическое пособие для 4 класса /Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

для учащихся: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет)» рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2

- компьютер, проектор, выход в интернет;
- материалы для оформления детского творчества










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




®ђ Заголовок 115