Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов (инклюзивное образование)


Сравнительная характеристика «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Критерии
сравнения Дети - инвалиды Категории детей с ОВЗ1ОВЗ УО Дети-инвалиды ОВЗ
Глухие
дети Слабослышащие и позднооглохшие дети Слепые дети Слабовидящие дети Дети с ТНР Дети с НОДА Дети с ЗПР Дети с РАС Легкая ТМНР ЗПР УО
Статус ребенка
определяет МСЭ2 - справка ПМПК3 -
заключение (копии заверить печатью) Врач-психиатр4 или МСЭ/ ПМПК МСЭ-ПМПК
ИОНД31 медицинская организация5 (ВК) – ОО (очно-заочная форма обучения по ИУП)
Уровни
общего образования6дошкольное образование (ДО): до 6,6 лет -7 лет30
начальное общее образование (НОО): 1-4 класс или 1(1) - 4 класс (пролонгированные сроки) основное общее образование (ООО): 5- 9 класс не предполагает16 + -
среднее общее образование СОО: 10 – 11 класс (+)- + -
Варианты ФГОС7(4) ФГОС32 НОО, ООО, СОО ФГОС НОО ОВЗ № 1-2 (А, В) ФГОС УО №1-2 (А,В) № 3- 4 (С,D)
№ 3(С) № 4 (D) ABCD ABC ABCD ABC ABC ABCD ABC ABCD C D ABC CD
АООП (30)8 - 1.1.-1.4 2.1.-2.3. 3.1.-3.4 4.1.-4.3. 5.1-5.2 6.1-6.4 7.1-7.2 8.1-8.4 1 2 1.1-8.4 1-2
ФГОС ООП АООП9 (ИУП) АООП + СИПР10
ФКГОС (2004) ООП АОП11 (ИУП11-1) = АООП ПРИКАЗЫ ФГОС ОВЗ26 - ФГОС НОО ОВЗ
от 19 декабря 2014 № 1598 ФГОС УО
от 19.12.14 № 1599 №1598 №1599
Обучение совместно с нормально развивающимися сверстниками (+) - до 412 (не более 4, класс до 25) - + -
- в отдельном классе - не более 12 (15) человек (класс компенсирующего обучения27, С (К) К28 и т.п.) В отдельном классе (группе)29 до 5 чел. ИОнД(как правило)
в специальных образовательных организациях – специализированное коррекционное образование25
- пробное обучение (подготовительный класс, 1-й класс) до 1 года (по I четверти, на 0,5 года или год)13
Учебный план (%)14 80/20 80/20 70/30 60/40 ПА/ повторное обучение15 проходят промежуточную аттестацию/ПО (ПМПК) Проходят ПА/- ПА/ПОПА/-
Перевод в другой класс по результатам промежуточной аттестации (ПМПК) по возрасту16 Итоговая аттестация17 ГИА в форме ОГЭ, ЕГЭ ГИА в форме ГВЭ или ОГЭ18 по ФГОС ИА19: технология19*, рус.язык и математика - ГИА ИА/-
Оценивание планируемых результатов20 оцениваются планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные (+)С (Ж) К, ПРСИПР + ЛР и ПР
УУД БУД УУД БУД
- результаты КРО
Образование Цензовое образование – аттестат (Ц/Ат)21 Н/ц–свидетельство22 Ц/АтНц/Св.
Аккредитация АООП подлежат аккредитации23
Лицензирование АООП не подлежат лицензированию (только уровни образования) 24
СОКРАЩЕНИЯ
ОВЗ – дети с ограниченными возможностями здоровья
МСЭ – медико-социальная экспертиза
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
шПМПк – школьный психолого-медико-педагогический консилиум
ВК – врачебная комиссия
ИОНД – индивидуальное обучение на дому
ФГОС НОО ОВЗ – федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС УО - федеральный государственный стандарт обучающихся с умственной отсталостью
ФГОС НОО, ООО, СОО - федеральный государственный стандарт начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа
АОП - адаптированная образовательная программа
ИУП – индивидуальный учебный план
СИПР – специальная индивидуальная программа развития
С (К) К – специальные (коррекционные) классы
ПА – промежуточная аттестация
ПО – повторное обучение
ИА – итоговая аттестация
ГИА – государственная итоговая аттестация
ОГЭ – основной государственный экзамен
ГВЭ – государственный выпускной экзамен
ЕГЭ – единый государственный экзамен
ПР – предметные результаты
ЛР – личностные результаты
С (Ж) К – социально (жизненные) компетенцииУУД – универсальные учебные действия
БУД – базовые учебные действия
Н/ц – нецензовое образование
ОО – образовательная организация
ОУ - образовательное учреждение
ОД - образовательная деятельность
Используемые источники (список литературы)
№ Нормативно-правовой документ Комментарии
1 Приказ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Категории детей с ОВЗ (составление прогнозной карты)
Т.о. дети слабослышащие и др. имеющие заключение ПМПК, относятся к ОВЗ. Но не имеют ЗПР или УО обучаются по ООП (по заключению ПМПК), что противоречит ФЗ, т.к. дети с ОВЗ должны обучаться по АООП (ст.79 п.2.)!?
Приказ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.2 п.16. обучающиеся с ОВЗ – это
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.79 п.5. Отдельные организации, осуществляющие ОД, создаются … для глухих и т.п.
Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» Раздел 3. п.23. …создаются специальные условия для получения образования с ОВЗ….
2 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст. 2. п.16…обучающиеся с ОВЗ - …подтвержденные ПМПК
Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования» п.11. ОВЗ заключение ПМПК, дети-инвалиды справку МСЭ
3 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.2 п.16, ч.3.ст.55 - порядок приема детей с ОВЗ
Письмо МО РФ от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» п.2.-2.1.определение статуса детей с ОВЗ
Методические рекомендации по составлению заключению ПМПК» в п.6.1. прописано, что в случае необходимости……возможно повторное обследование на ПМПК (но необязательно и не сказано сколько раз).
Далее прописано, на какой период выдается заключение ПМПК (не сказано, что по окончании срока (как например это четко прописано в приказе о признании ребенка инвалидом), заключение не действительно или, что диагноз снимается автоматически, т.о. диагноз то ни куда не исчез).
4 Приказ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» Документы на ПМПК (в т.ч. заключение врача – психиатра)
«заключение комиссии ….носит рекомендательный характер…» и данное «заключение … действительно для представления …в течении календарного года с даты подписания»
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидов» (с изменениями и дополнениями от 07.08.2008, 30.12.2009, 06.02., 16.04., 04.09. 2012., 06.08.2015,) ч.1. п.5. Диагноз УО – инвалидность
Приложение к Правилам признания лица инвалидом (от 07.08.2008 №247) «Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») п.5.Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая)
Приказ МО ЗСР РФ от 23.12.2009 №1013-н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральным государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» п.1. Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
Приложение к приказу от 23.12.2009 №1013-н «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» п.4. Критерии установления групп инвалидности
5 Приказ МО Забайкальского края от 04.06.2014 №520 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» П.3. Основанием организации обучения на дому … является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей.
В заключении должно быть прописано «рекомендовано индивидуальное обучение на дому».
6 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.10. п.4. уровни общего образования
7 Методические рекомендации по введению ФГОС Варианты ФГОС
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.5 п.3. Реализация права…на образование... путем создания ФГОС
Постановление от 10.07.2015. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» п.8.1. Варианты программ образования (таблица)
(со слов лекторов не соответствует ФЗ и в него будут внесены изменения?!)
Приказ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Вариант 1-2 (А, В)
Приказ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Вариант 3-4 (C, D)
8 Приложение к приказу от19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (NN 1-8). Варианты АООП
http://fgosreestr.ru/ (сайт госреестр) Примерные АООП (по вариантам)
9 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.79 п.2. ОВЗ получают ОО по АООП
Методические рекомендации о введении ФГОС ОВЗ Поступление ребенка по АООП возможно до начала школьного обучения или после периода его пробного обучения в ОО по ФГОС НОО
Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» п.2. Порядок является обязательным для организаций, осуществляющий образовательную деятельность….в т.ч. адаптированным основным образовательным программам (в данный пункт внесены изменения – см. ссылку 11* - замена «адаптированным основным общеобразовательным программам). 10 Приказ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (ВАРИАНТ 2) СИПР (реабилитация и абилитация)
11 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.2. п.9. Образовательная программа…
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.2 п.10. Примерная основная образовательная программа (т.о. и АОП)
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.2 п.11. Общее образование …. в процессе освоения основных общеобразовательных программ (т.о. и АООП)
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» В терминологии ФЗ образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к АОП. ст.2 п. 28. АОП – это
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.79 п.1. Содержание образования …обучающихся с ОВЗ.. определяется адаптированной образовательной программой
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.79 п.2. Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется …по адаптированным основным общеобразовательным программам
Приказ МО РФ от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 30.08.2013 №1015» В п.2 слова (и других) слова «адаптированные образовательные программы» заменить на слова «адаптированные общеобразовательные программы» (АООП).
Приказ МО РФ от 22.01.2014 №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» п.17. дети с ОВЗ принимаются по АООП только согласия их родителей (ЗП) и на основании рекомендаций ПМПК
11.1 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.2 п. 23. ИУП - это… (без заключения ПМПК!)
Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» Раздел 2.п.5. обучение по ИУП …установленном локальными нормативными актами ОО.
12 Постановление от 10.07.2015. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» п.8.1. Обучение детей с ОВЗ в классах, группах и т.дсм. ссылки 27-28
13 Методические рекомендации о введении ФГОС ОВЗ Пробное обучение – в подготовительном (нулевом) классе, 1 классе, а так же в определенных случаях в другие периоды обучения (по I четверти, на 0,5 года, на год). Поступление ребенка по АООП возможно до начала школьного обучения или после периода его пробного обучения в ОО по ФГОС НОО. В течение обучения ребенка проводится обследование и собирается до 4 раз шПМПк.
14 Приказ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Учебный план/соотношение частей в приложении п.2.6 (с.11)
Приказ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Учебный план/соотношение частей п.2.6 (с.233)
15 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.58. (промежуточная аттестация)
П.9. обучающиеся … не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению родителей … оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по АОП (…ПМПК), либо на обучение по ИУП.
Т.о. вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают родители! ФЗ не содержит ограничения на количество лет повторного обучения.
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ч.5.ст.66. НОО, ООО, СОО является обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие ООП, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Т.о. например, обучающиеся не прошедшие промежуточную аттестацию за 4 класс, а тем самым не освоившие ОП НОО, не могут быть переведены в 5 класс для обучения на уровне ООО, в том числе, условно.
Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихсяВ соответствии с ФЗ ОО разрабатывает свой локальный акт регулирующий периодичность, порядок,  систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. В 1-ю очередь оперируем рекомендациям ПМПК, а во м2-х руководствуемся ФЗ ст.58
3.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс  условно. 
3.9. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану…
Обучающиеся с различными формами умственной отсталости не оставляются на повторное обучение. Повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте обучающегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации.
П.3.10.Перевод обучающихся в следующий класс производится по решение Педагогического совета.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ
(с имз., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 №1-П) Родители должны иметь в виду, что согласно Семейному кодексу РФ (гл.11.ст.56; гл.12 ст.63, ст.64) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Ребенок имеет право на обучение по программе соответствующей его интеллектуальному и психофизическому развитию.
Должностные лица организации, которым станет известно о нарушении прав ребенка и его законных интересов, оказывающих отрицательное влияние на образование детей, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) Родители должны иметь в виду, что согласно Кодексу об административных нарушениях РФ (гл.5.ст.5.35) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. 16 Методические рекомендации о введении ФГОС ОВЗ Перевод УО детей в другой класс осуществляется по возрасту
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.60 п.12. лицам, не прошедшим ИА …, а так же освоившим часть ОП…, выдается справка об обучении (в т.ч. с ТНМР УО, т.к. они не проходят ИА и обучение безотметочное).
ст.60. п.13. лицам с ОВЗ (УО), не имеющим основного общего образования и среднего общего образования и обучавшимся по АООП выдаются свидетельства об обучении.
17 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.59 п.1. Итоговая аттестация
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст. 59 п.4. ИА - … ГИА (осваивающие ОП ООО и СОО)
18 Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования» п.7-б, п.11, п. 44
ОВЗ – ГИА форме ГВЭ или ОГЭ
Приказ Минобрнауки России от 07.07.2015 № 692 «О внесении изменений в Порядок проведения ГИА по ОПООО утвержденный приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394» п.4, п.34. Количество экзаменов, форма проведения (устной и письменной)
19 Приказ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ОВЗ с легкой УО сдают по ФГОС: русский язык, математику и технологию, а по ФКГС только технологию.
19* Приказ МО Забайкальского края от 29.12.2009 №1968 «Об утверждении Положений, регламентирующих реализацию специальных (коррекционных) программ в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края Приложение №4 «Положение о классах интегрированного обучения в общеобразовательном учреждении Забайкальского края»
Приложение №4 «Положение о классах интегрированного обучения в общеобразовательном учреждении Забайкальского края» П.2.1. - Классы интегрированного обучения …. с ЗПР и с интеллектуальными нарушениями;
П.2.7. - В случае необходимости детей с нарушением интеллекта (VIII вид) целесообразнее объединять с обучающимися, реализующими специальные (коррекционные) программы VII вида.
П. 3.12. Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, реализующие программу VIII вида, проходят итоговую аттестацию по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия.
20 Приказ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Оценивание планируемых результатов УО, БУД.
Детям с ТНПР УО отметки не выставляются
Приказ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Оценивание планируемых результатов ОВЗ, УУД.
Выставляют отметки!
Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы начального и основного общего образования П.1.2. Настоящее положение регулирует деятельность учителя по оцениванию достижения планируемых результатов освоения АООП НОО и АООП ООО для детей с ограниченными возможностями в здоровье
Система обучения учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения от 03.06.2003 №13-51-120/13 по предметам ИЗО, музыки и др21 Приказ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Получают аттестат
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» Ст. 60. П.4. Документы об образовании. Лицам, успешно прошедшим гиа, выдаются,…документы об образовании. П.6. … подтверждается аттестатом.
22 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.60 п.13 лицам с ОВЗ (УО), не имеющим основного общего образования и среднего общего образования и обучавшимся по АООП выдаются свидетельства об обучении
Приказ от 14.10.2013 №1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядке его выдачи лицам с ОВЗ». 23 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ч.7. ст.12. Организация, осуществляющая ОД по имеющим государственную аккредитацию (ГА) ОП, разрабатывают ОП в соответствии с ФГОС…
ч.6. ст.92. ГА проводится по ООП реализуемым в соответствии с ФГОС, т.о. АООП является предметом ГА.
24 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ч.1. ст.91. лицензирование ОД осуществляется по видам образования, по уровням образования. Т.о. АООП относится, к общему уровню образования, поэтому отдельное лицензирование не осуществляется
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ч.9. ст.108. Переоформление лицензии и свидетельства о госуд. аккредитации в целях приведения ОД в соответствии с новым ФЗ до 01.01.2016 (без проверки)
25 Письмо МО РФ от 28.10.2014 № ВК-2270 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» спец.образовательные организации
Письмо от 17.07.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» Разъяснение своей части коррекционного и инклюзивного образования детей
26 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ч.6. ст.11. реализация прав детей ОВЗ – ФГОС
Приказ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» п.2. правоотношения с 01.09.2016 или до 01.09.2016 (т.о. дети с ОВЗ принятые, например в 2009, 2012, 2015 г или получившие в 20016 г, но принятые задолго до 01.09.2016 т.д. обучаются в соответствии с ранее принятыми документами, но по АООП, но не реализующей требования ФГОС).27 Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" Модели интеграции…обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах при ОУ общего типа. …обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушениями развития…
Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ (в т.ч…. обычном классе) должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» П.18. наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (14)
П.22 исходя из категории учащихся с ОВЗ их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
28 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.28 п.22 решение о количестве классов, и какие это классы отнесено к компетенциям ОО – например, в «Положении об инклюзивном образовании»).
Письмо МО РФ от 30.05.2003 №27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» Для детей с ЗПР – специальные (коррекционные) классы.
Типовые положения от 19.03. 2001 №197 о данных классах не действительны!!!
29 Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» раздел 3. п.31. в ОО осуществляющих ОД по АООП для УО создаются классы (группы)
Постановление от 10.07.2015. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» п.8.1. В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в следующем соответствии (таблица)
Методические рекомендации о введении ФГОС ОВЗ Допускается объединение в классах и формирование разновозрастных ступеней обучения:
I – от 7 до 9 лет (0-2 класс)
II – от 10 до 12 лет (3-5 класс)
III – от 13 до 15 лет (6-8 класс)
IV – от 16 до 18 лет (9-11 класс)
Приказ МО здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования (с изменениями и дополнениями)» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», должностные обязанности тьютора!
Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» п. 32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Письмо МО РФ от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» п.2., 2.1. Создание специальных условий, в т.ч. кадровых определяет ПМПК
30 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании» ст.64. не содержит запрета на проведение диагностики, но с согласия родителей (если это не промежуточная аттестация, которая запрещена в ДОУ)
Приказ МО РФ от 22.01.2014 №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» В приложении к приказу……Организация индивидуального отбора при приеме…(не допускается тестирование ребенка на готовность к школе?!)
п.12. требование представления других документов в качестве приема детей… не допускается.
31 Письмо МО РФ «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» от 03.09.2015 Длительное лечение - … 21 день
Методические рекомендации МО РФ по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10.12.2012 г. № 07-832. п.11. Организация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Приказ МО РФ от 02.09.2013 №1035 «О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г.№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных на дому» Об отмене часов (8ч).
Приказ от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом МО РФ» 33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организацияхПриказ МО Забайкальского края от 04.06.2014 №520 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» П.3. Основанием организации обучения на дому … является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей.
32 Приказ от 17.10.2013 № 1155 ДО
Приказ от 06.10.2009 № 373 ФГОС НОО
Приказ от 17.12.2010 № 1897 ФГОС ООО
Приказ от 17.05. 2012 № 413 ФГОС СОО
Сайты – вопрос-ответ
273 –fz@hse.ruobrzakon.rufgos-jvz.herzen.spb.nМетодические рекомендации – вводите в поисковике (любом)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ, ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВНЕДРЕНИЯ СФГОС.