Материал для выступления на методическом объединении педагогов Роль педагога в социализации учащихся


Выступление на методическом объединении педагогов
«Роль педагога в социальной адаптации учащихся»
Роль педагога в социальной адаптации учащихся невозможно рассматривать в отрыве от роли сверстников, которые сами создают ситуации развития подростков.
Социализация – процесс и результат усвоения
и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация может происходить в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности.
Воспитание – ведущее и определяющее начало социализации. Можно говорить, что социализация это –
социальное научение;
результат социального воздействия;
самоактуализация «Я» - концепции.
Исследования психологов показывают, что в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. В коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные н о в о о б р а з о в а н и я в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обуславливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет д о м и н и р у ю щ и м потребностям возраста – потребности в о б щ е н и и со сверстниками и потребности в с а м о у т в е р ж д е н и и.
Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения. Именно с общественно полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина. Но свои функции эта деятельность выполняет только при определенных условиях.
При организации общественно полезной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача воспитания заключается в формировании коллективизма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его не владение способами деятельности.
Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы.
Организуя учебно – воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются п р е ж д е в с е г о на это мнение. Необходимо организовывать группы по интересам, КТД, создавать актив класса, выбирать 2-3 человека для участия в клубе «Психологическая гостиная».
Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением учителей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже пренебречь своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Чтобы учащиеся не совершали неадекватных действий, педагогам необходимо учитывать влияние изменений , происходящих в организме подростка, на его психику и поведение; проявлять чуткость и предупредительность.
Социализация зависит от того, как взрослые помогают ребенку решать возникающие внутренние противоречия. Главное в социальной ситуации развития состоит в том, какую роль выполняет классный коллектив, учащиеся в школе. Нам надо расширить сферу социального общения детей, проводить воспитательные мероприятия: классные часы с привлечением специалистов - мед.работника, психолога, социального педагога, игротеки и предоставить возможность усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. При организации общественных дел необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности. Целенаправленно управлять формированием групп подростков, помогать каждому из них занять достойное место среди других и прежде всего среди товарищей по классу.
Используя методику «Изучение социализированности личности учащихся» в школе было проведено исследование, с целью определения уровня
социальной адаптированности,
автономности,
социальной активности,
приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности).
Были получены следующие данные: социальная адаптированность составляет – 2,9 балла, автономность – 2,7 балла, социальная активность – 2,7 балла, приверженность детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – 2,9 балла. Они свидетельствуют о среднем уровне социализированности детей.
В целом по школе социализированность личности составляет – 2,8 балла.
К.Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими принципами:
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
Помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом, так и перед каждым учеником в отдельности.
Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Выступать в такой роли для каждого ученика.
Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
Быть активным участником группового взаимодействия.
Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Хорошо знать самого себя.
Материал подготовила: педагог-психолог Уфимцева Н.С.