Текст выступления на методическом семинаре учителя МБОУ СОШ №15 Заремба Г.В. на тему Взаимодействие видов искусства на уроках музыки
Здравствуйте. Я – Заремба Галина Викторовна, учитель музыки школы № 15. В данной школе работаю с сентября 2014 года. С первых дней моего общения с детьми я отметила для себя, что они открыты, любознательны, владеют культурой общения, но вместе с тем имеют слабые представления об искусстве и о классической музыке в том числе, у многих не развито чувство ритма и в школе достаточно мало чисто интонирующих детей. Выявленные проблемы не казались мне неразрешимыми , т.к. я имею многолетний опыт работы с детьми разного уровня музыкального развития. Я думаю все со мной согласятся, что опыт – это не количество лет, а результат общения с коллегами , с методической литературой, накопление информации. За время работы в школе я регулярно посещала школьные и городские МО, неоднократно была участником международных конференций по вопросам эстетического развития школьников. В результате общения с единомышленниками у меня сложилось убеждение , что искусство – великая сила, способная повлиять на формирование личности. Поэтому , столкнувшись с проблемой отсутствия у детей элементарных музыкальных проявлений призвала на помощь именно искусство. Обобщая опыт таких педагогов как Кабалевский, Ушинский, Теплова опыт моих коллег, с которыми я общалась, я определила основную цель своей деятельности, которая заключается в воспитании музыкальной культуры обучающихся и сформулировала такие задачи как :-формирование нравственности обучающихся;
-формирование высокого художественного вкуса;
-воспитание национальной культуры.
Я думаю , многие из вас обратили внимание на то, что данные задачи прописаны в концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Ещё в период античности древние греки считали , что все виды искусства родственны, нет искусства главного и второстепенного, но не владеть каким –либо музыкальным инструментом считалось признаком дурного тона.И вот, спустя столько времени ,взаимосвязь различных видов искусства- современное требование к образовательному процессу. Музыка, литература, ИЗО тесно связаны между собой и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого.
Проблема актуальна ,так как живое общение с искусством способно развивать у обучающихся качества, благодаря которым они смогут реализовать себя во взрослой жизни. Программа современного урока музыки предполагает вовлечение детей в активную творческую и исследовательскую деятельность. Но нельзя забывать о том, что музыка – предмет особый, имеющий свою специфику. Не математика или русский язык, где можно заранее всё распланировать и прописать, чётко по плану провести урок_ здесь мы работаем с областью эмоций и чувств, поэтому нужен и важен внутренний посыл учеников и учителя. Нельзя заставить ребёнка петь, если он не настроен эмоционально, поэтому необходима импровизация учителя, умение использовать те приёмы, которые будут уместны в данный момент, на данном этапе урока, очень важно с помощью искусства воздействовать на эмоции и душу ребёнка. Чтобы ребёнок с радостью бежал к о мне на урок, конечно, необходимо обладать определёнными личностными качествами - быть добрым, любить детей, быть им другом, уметь выслушать и дать совет, но всё это –не главное. Чтобы дети всю неделю с нетерпением ждали встречи музыкой их нужно увлечь. В этом мне помогает синтез искусств. Существует много приёмов, которые позволяют показать взаимосвязь различных видов искусства. При знакомстве с музыкальными произведениями можно предложить детям как просмотр отрывков из опер , балетов, музыкальных фильмов, так и чтение отрывков художественных произведений, демонстрацию картин великих художников.
Несмотря на то , что урок музыки состоит из нескольких разделов (слушание, хоровое пение, музыкально-ритмические движения, игра на элементарных детских инструментах ) – восприятие музыки происходит на всех этапах урока. Происходит в тесной взаимосвязи с другими видами искусства – литературой, ИЗО, театральным и киноискусством.
Отечественные композиторы в своём творчестве часто обращались к русскому фольклору – сказкам, легендам, преданиям… Вот как происходит знакомство моих пятиклассников с произведением К.Лядова «Кикимора».Во вступительном слове рассказываю , что Константин Лядов был учеником Н.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них – народное сказание «Кикимора». Объясняю детям- кто такая кикимора, напоминаю, что литературной основой музыкального произведения является народное сказание и пересказываю его.
После чего задаю детям ряд вопросов, в том числе и такие:
-Какими музыкальными темами вы охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: рассказчика, Кота-Баюна, Кикимору?
- Какие краски-тембры оркестра вы бы использовали при этом?
Обобщаю ответы детей и только теперь предлагаю послушать «Кикимору» Лядова и ответить на вопрос :
- какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?
После обобщения детских ответов обсуждаем – какой из образов музыкального сказа запомнился детям больше других и почему?
После обсуждения предлагаю детям проявить своё творчество и – что-то сказать по поводу услышанного, написать, нарисовать…
Таким образом, знакомство с произведением, начатое с биографии композитора и народного сказания помогает ребёнку понять, прочувствовать произведение.
Для создания эмоционального настроя , вместо простого рассказа и пояснения – включаю в урок фрагменты сказок(например «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Пер Гюнт», «Бременские музыканты»). Каждая из них имеет свой национальный колорит. Для формирования национального самопознания считаю целесообразным дать представление о русских национальных традициях. Одним из самых ярких и весёлых праздников на Руси является Масленица. Предлагаю детям рассмотреть репродукцию картины Б. Кустодиева «Масленица», которая настраивает их на образное восприятие национального колорита.
Выясняю - что дети знают о празднике, какие чувства, ассоциации связаны с ним. Спрашиваю – сопровождается ли этот праздник музыкой и какой она должна быть.Затем ,чтобы дети могли сопоставить свои знания о Масленице с национальными традициями и познакомиться с народной музыкой -смотрим фрагмент мультфильма.
Мультфильм
После просмотра выясняю – оправдались ли их ожидания и предлагаю разучить одну из народных песен о Масленице.
Неотъемлемой частью наших уроков являются музыкально-ритмические движения. Интересным видом деятельности является инсценировка песни. Песенки-инсценировки способствуют развитию речи, музыкального слуха, чувства ритма и внимания.
Примером может служить инсценировка песенки «Урожай собирай», в которой дети куплет песни поют, а на проигрыше – разыгрывают сцену сбора урожая, причём в роли овощей выступают сами дети. И здесь не обходится без синтеза искусств( музыки, театра, изобразительного литературы) – на протяжении нескольких уроков , пока разучиваем песню и движения, готовим элементы костюмов, необходимых для инсценировки. Обязательно включаем в этот процесс родителей. Поэтому через несколько уроков у нас получается продукт коллективной деятельности учителя-учеников-родителей.
Через все мои уроки , внеклассную работу красной линией проходит главная тема- «Взаимодействие видов искусства». Я обучаю, развиваю и воспитываю детей , воздействуя на их эмоции и душу. Работа с вокальными ансамблями и солистами требует от меня широкого спектра знаний и умений. Ведь исполнение песни – это целая театральная постановка. Вместе с детьми обсуждаем как песню обыграть, какие танцевальные движения будут уместны к данной песне какие костюмы будут смотреться эстетично , ведь на сцене, помимо вокального исполнения , важно всё – и поворот головы и мимика и движение рук и размер шага…
Свои достижения выносим на суд зрителя. Выступаем на школьных, городских мероприятиях и конкурсах.
Победы на конкурсах отмечены грамотами и дипломами.
Моя деятельность не сводится только к работе с детьми и коллегами ,но и включает взаимодействие с родителями ( как непосредственное – в качестве зрителей, декораторов и костюмеров, так и опосредованное – через изменение культурного уровня их детей. Поэтому я надеюсь на дальнейшее развитие этого взаимодействия и привлечение родителей не только в качестве зрителей, но и в качестве участников мероприятий.
В заключении хочу обратить ваше внимание на то, что моя деятельность как учителя музыки подтверждается словами Римского-Корсакова:
Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать
в своём воображении настроение. Поэзия слова
даёт мысль, и по ней нужно создать образ и
настроение, а музыка даёт настроение,
и по нём надобно воссоздать мысль и образ.
Спасибо.