Повышение профессиональной компетентности молодого педагога


Повышение профессиональной компетентности молодого педагога через педагогическое проектирование
Насонова Е.Ю.,
зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 28 г.ТомскаПереориентация современного образования со знаниевой парадигмы на системно-деятельностную основу требует пересмотра устоявшихся подходов к организации методической работы, особенно работы с молодыми специалистами. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любой образовательной организации. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к осмысленному включению в инновационные процессы.
Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям. Профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит во многом от педагога-наставника.
Как сформировать у молодого специалиста комплекс профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям к их деятельности? Как оптимизировать и ускорить процесс профессионального становления молодого педагога? Как привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности и закрепить его в общеобразовательном учреждении? Одним из способов решения стоящих перед наставником вопросов является включение молодого специалиста в совместную разработку и реализацию педагогического проекта.
Процессы, происходящие в сфере образования, привели к широкому проникновению в образовательную практику проектной деятельности. Обращение к проектированию как способу построения и организации своей деятельности в меняющихся условиях стало характерным для образовательной системы школы. Инструментами педагогического проектирования сегодня должен владеть каждый педагог. Изменения образовательного процесса все чаще ставят учителя перед ситуациями, когда у него не оказывается готовых рецептов решения вновь возникающих профессиональных задач. В подобных условиях проектная компетентность, позволяющая эффективно действовать в ситуации неопределенности, приобретает характер одной из ключевых составляющих профессионализма педагога. Особенно наглядным это стало в связи с задачами, возникшими перед общеобразовательной школой в условия перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.
Педагогический проект – это средство решения реальных проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности учитель. Это инструмент планирования и реализации деятельности по решению конкретной педагогической проблемы.
Как и любой другой проект, педагогический проект должен отвечать общим признакам проектной деятельности. К таким признакам в первую очередь можно отнести следующие:
непосредственная направленность на выработку и реализацию решения определенной проблемы, возникающей в ходе практической деятельности;
отсутствие готовых, отработанных алгоритмов решения проблемы;
наличие заранее определенного конкретного представления о будущем результате проектной деятельности;
действие в условиях имеющихся ограниченных ресурсов;
планирование последовательности взаимосвязанных действий по достижению цели.
Инициативно участвуя в процессе разработки и реализации педагогического проекта, молодой специалист овладевает компетенциями, необходимыми при занятиях с обучающимися проектной деятельностью. Молодой педагог учится проводить проблемно-рефлексивный анализ собственной педагогической практики, который помогает выбрать для основы проекта актуальную проблему. Для выявления проблем можно предложить молодому учителю поставить перед собой ряд вопросов, например:
В чем мои ученики не достигают установленных требований Стандарта?
По каким направлениям деятельности прилагаемые мною усилия не обеспечивают ожидаемого результата, положительной динамики развития обучающихся?
С обеспечением каких образовательных результатов я справляюсь хуже?
Возможные тематические направления педагогического проектирования в контексте введения ФГОС:
Формирование УУД.
Обучение школьников проектной деятельности.
Построение системы оценивания, обеспечивающей диагностику образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС.
Внедрение формирующего оценивания в преподавание предмета.
Актуальность перечисленных и целого ряда других проблем в плане педагогического проектирования обусловлена тем, что на уровне повседневной практической деятельности учителя многие вопросы реализации новых стандартов остаются недостаточно проработанными. К тому же, при определении целей и проблем, следует соотносить сроки реализации проекта с его задачами. Например, такие результаты развития, как сформированность всего комплекса предусмотренных стандартом универсальных учебных действий не могут быть достигнуты и надежно диагностированы в рамках педагогического проекта продолжительностью один – два года.
В 2014 году в нескольких образовательных учреждениях города Томска в пилотном режиме был введен ФГОС ООО в 5-х классах. Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Практика показала, что у обучающихся 5 класса отсутствуют необходимые для творческой проектной деятельности общие знания: самостоятельность в выборе темы, недостаточный уровень системного аналитического мышления, трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов, неумение аргументированно строить доказательства, слабое владение техническими средствами обработки информации. Как решить данную проблему?
5-6 класс, по мнению ученых, психологов, педагогов-практиков, это переходный этап для обучающихся, «подступ» к полноценной учебно-исследовательской и проектной деятельности. Поэтому на этом этапе важно обучать детей основам проектной деятельности через решение проектных задач, для выполнения которых школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых данных.
Так появился педагогический проект «Развитие универсальных учебных действий у обучающихся 5-7 классов через применение технологии «Проектная задача». Разработали и реализовали педагогический проект молодой специалист и педагог–наставник. В ходе решения системы проектных задач у школьников должны быть сформированы и развиты универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
работать с информацией (находить требуемую информацию, представленную в различных видах: таблица, словесное описание и т.д.)
моделировать (представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Наряду с планируемыми результатами педагогического проекта, конкретизирующими ожидаемые изменения в личностном развитии учащихся, должны присутствовать результаты, связанные с разработкой методического продукта. При реализации данного педагогического проекта был создан сборник проектных задач по русскому языку и литературе для обучающихся 5-6 классов, в который вошли проектные задачи, разработанные как опытным педагогом, так и молодым специалистом: проектная задача по литературе «В гостях у сказки», «Словарик устаревших слов» (по произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»), по русскому языку - «Знакомимся с жанрами официально-делового стиля», «Я б в писатели пошел…», «Социальная реклама» - продуктом решения которой станет буклет или рекламный плакат, «Составление «Природного» словарика», «ЭкоСМИ», продуктом решения которой может быть заметка в экологическую газету. Данный продукт является показателем овладения педагогами технологией «Проектная задача» и дает возможность тиражирования положительных результатов проекта в более широкой образовательной практике.
Для педагогического проекта важно, чтобы планируемый результат проекта был диагностируемым. Поэтому при реализации проекта большое внимание было отведено разработке диагностического материала: экспертных карт для педагогов-экспертов, карт самооценки для обучающихся. Молодому педагогу это дало возможность освоить новые подходы в оценивании предметных и метапредметных результатов обучающихся. Дать себе ответы на такие вопросы, как: Что такое формирующее оценивание? Прогностическое и ретроспективное оценивание? Что такое ориентировочная основа? А для этого нужно было изучить статьи Асмолова А.Г., Логиновой О.Б., Пинской М.А., Ковалевой Г.С. и др.
Педагогическое проектирование может сочетаться с выполнением учебных проектов или включением учащихся в социально-проектную деятельность. Решая задачу достижения тех ли иных педагогически значимых результатов (например, развития у учащихся способности к сотрудничеству или самоорганизации, гражданской активности и т.д.), авторы педагогического проекта вправе обращаться к возможностям этих видов деятельности в рамках своего проекта. Данный педагогический проект предполагал включение обучающихся в проектную деятельность. У молодых специалистов, которые только начинают заниматься с детьми проектной и учебно-исследовательской деятельностью возникает затруднение в определении темы предстоящей работы. Многолетний опыт подводит к мысли о том, что чаще всего область научных интересов педагога определяет интересы школьников. А увлечения определенной наукой педагога-наставника могут вызвать интерес у начинающего педагога. В нашем случае – это наука ономастика. На протяжении трех лет проведены совместные ономастические исследования района Черемошники города Томска (место расположения ОУ), в которые втянулись и обучающиеся 5-7 классов: «Народная топонимия района Черемошники города Томска», «К вопросу номинации улиц строящегося жилого комплекса «Радонежский», «Ойкодомонимы города Томска», «Гидронимы района Черемошники», «Названия кинотеатров города Томска: история и современность», «Язык города» и другие.
Однако важно понимать, что учебные и социальные проекты в подобных случаях выступают как средство достижения целей педагогического проекта. Одним из критериев оценки эффективности проекта является рост количества и качества проектов, выполненных обучающимися.
Педагогический проект предполагает коммуникации с педагогами школы (рабочая группа), города (ОУ – апробационная площадка ТГПУ по внедрению в образовательный процесс технологии «Проектная задача»), региона (участие в стажировочной площадке «Рассветовской СОШ», Открытом конкурсе по решению проектных задач «Я + Мы = формула успеха» на базе «Рассветовской СОШ»), России (участие в сетевом педагогическом проекте «Возможности технологии «Проектная задача» для формирования образовательного результата»). В рамках педагогического проекта молодой педагог расширяет коммуникацию в педагогическом сообществе: школа-город-регион-Россия. При этом учится осваивать чужой опыт, приобретает свой.
На заключительном этапе реализации педагогического проекта предлагаемый способ и средства решения проблемы, найденные и апробированные в ходе проекта, были представлены проектантами педагогическому сообществу в рамках городского семинара, традиционной августовской конференции, проведения мастер-класса для заместителей директоров города, совместных публикаций молодого специалиста и педагога-наставника в сборниках ТГУ, ТОИПКРО, участия в конкурсе профессионального мастерства для молодых специалистов «Педагогические горизонты» (молодой педагог вошел в число победителей конкурса).
Таким образом, в процессе педагогического проектирования молодой педагог повышает профессиональный и культурный уровень, происходит стимулирование его служебной и общественной активности, совершенствование знаний в области педагогики, педагогического и методического мастерства на основе творческих работ педагогов, совершенствование методов и стиля взаимодействия с обучающимися, формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно – воспитательной деятельности, приобщение к проектной и исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик. И самое главное, молодой педагог видит положительные результаты своей деятельности, добивается успеха, его достижения признаны педагогами, он испытывает моральное удовлетворение от педагогической деятельности. И у него появляется стремление расширять свои педагогические горизонты!