Развитие познавательных способностей учащихся через реализацию курса внеурочной деятельности Умники и умницы


Развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся через реализацию курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
1 слайд. Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания ,умения и навыки,с деятельностью творческой,связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков,которые имеют единственное решение и ,как правило, единственный заранее предполагаемый путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно,эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал.
Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны),так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и,как следствие,пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности нужно создать условия для развития познавательных интересов.
В основе курса «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам», которая, на мой взгляд, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.
2 слайд.
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 6 – 10 лет.
Актуальность программы «Умники и умницы», которая входит в обще интеллектуальное направление, определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание программы «Умники и умницы» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в конкурсах различного уровня;
- проектная деятельность, творческие работы
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
3 слайд. Занятия провожу два раза в неделю по 35 минут. Достоинствами занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.
Прежде всего занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.
На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно,осуществляется.К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи.Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность,интерес,желание научиться выполнять предлагаемые задания.Занятия построены таким образом,что один вид деятельности сменяется другим.Это позволяет сделать работу детей динамичной,насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Для проведения занятий «Умники и умницы» предлагается учебный комплект, состоящий из двух тетрадей на печатной основе на каждое полугодие ,методического пособия для учителя,в котором предлагается один из возможных вариантов работы с заданиями,помещёнными в тетради и программы курса.
4 слайд. На кружке «Умники и умницы» основная цель: систематически и целенаправленно развивать познавательные и интеллектуальные способности своих учеников.
5 слайд. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решить три аспекта учебной цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти,внимания,воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать свою работу).
Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности,как умение анализировать,сравнивать,синтезировать,обобщать,выделять главное,доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей и рук)
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.
6 слайд. Модель занятия
Мозговая гимнастика(1мин.)
Разминка(2 мин.)
Тренировка психических механизмов,лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.(5 мин.)
Отдых:упражнения для снятия глазного напряжения(1 мин)
Логическо - поисковые задания( 5 мин)
Весёлая переменка (1 мин.)
Нестандартные задачи(7- 9 мин)
Построение предметных картинок, штриховка
Оценивание своей работы
Слайд 7,8,9 Мозговая гимнастика(1 мин.)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС (развитию познавательных способностей). Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежавших в основе творческой деятельности :увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,убыстряются психомоторные процессы. Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики»: «Качание головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений», гимнастика для глаз «Моргания», «Вижу палец», «Палец двоится», «Зоркие глазки», «Стрельба глазами», «Письмо носом» Слайд 10,11 Разминка (2 мин.)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 12, 13, 14. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей :памяти, внимания, воображения, мышления.( 5 мин.)
Задания,используемые на этом этапе не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств,но и позволяют,неся соответственную динамическую нагрузку,углублять знания ребят,разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
(Тренировка зрительной памяти. Игра «Внимание»)Отдых:упражнения для снятия глазного напряжения (1 мин)
Эти упражнения укрепляют мышцы век,способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза,улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Логическо - поисковые задания (5 мин)
На первом этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предложения, проверять их, делать выводы, «добывать новую информацию,решать кроссворды,пользоваться выразительными средствами русского языка.На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа,решения,но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа.При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов,выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.
На всех этапах логически-поисковые задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка и музыки.Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.
Слайд 16. Весёлая переменка (1 мин.)
Динамическая пауза в составе занятий развивает не только двигательную сферу ребенка,но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Нестандартные задачи (7-9 мин)
Решение таких задач формирует познавательную активность,мыслительную деятельность и исследовательские умения,привычку вдумываться в слово.Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости,оригинальности и широты мышления., т.е. развитию творческих способностей детей.
Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное развитие.
Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям,выявляя особенно одарённых учеников.Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности,особенности,таланты.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию интеллектуальных способностей, являются олимпиады.
Такие олимпиады проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже не большие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка, поэтому на кружке «Умники и умницы» я отвожу работе с наиболее способными учениками класса.На этом занятии ребятам предлагаются оригинальные и познавательные задания из школьных олимпиад по различным предметам.
В результате занятий в кружке «Умники и умницы» дети достигли значительных успехов в своём развитии. Они многому научились и эти умения применяют в учебной работе,что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни ,даваемые учителем, существенно расширяют знания детей о мире, способствуют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее. Но самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Главная формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.