Статья на тему Формы и методы включения обучающихся творческих объединений Станции юных техников в творческую деятельность

СТАТЬЯ
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБУЧАЮШИХСЯ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ В ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» г.Ессентуки (МБОУ ДОД СЮТ) широко используют ряд эффективных методов по включению обучающихся творческих объединений СЮТ в творческую деятельность.
Занятия ведутся по различным направлениям технической направленности. Соответственно выбор методов, адекватных содержанию деятельности, поставленной цели и возрасту обучающихся, имеет при этом первостепенное значение. К наиболее действенным методам относятся конструирование изделий, манипулятивное конструирование, применение технической документации с сокращенными данными, решение творческих задач, выполнение творческих заданий, повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций, мысленный эксперимент, поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств.
Выстроенная в определенной системе деятельность обучающихся творческих объединений позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать у них интерес к труду в области техники.
Остановлюсь подробнее на содержании используемых педагогами методов и приемов.
В организации технического творчества детей в творческих объединениях СЮТ педагоги широко используют метод манипулятивного конструирования - конструирование объектов при помощи отдельных готовых узлов и деталей, различного вида «конструкторов». Этот метод наиболее популярен в работе с учащимися 1 - 4 классов, обучающимися в творческом объединении «Начально-техническое моделирование». На первоначальном этапе использование этого метода позволяет научить ребят устанавливать взаимосвязи, проводить анализ работы деталей, узлов и всего устройства. Если в «конструкторе» есть детали для конструирования различных вариантов одного и того же изделия, то педагог ставит перед учеником задачу выбора наиболее эффективного варианта. Этот метод используется и в творческих объединениях «Авиамоделирование», «Ракетомоделирование», «Судомоделирование» на этапе моделирования технических объектов или отдельных их узлов.
Конструирование технических объектов - основной метод, используемый педагогами в процессе технического творчества воспитанников всех возрастных групп творческих объединений «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Радиотехническое конструирование». Конструкторскую деятельность следует рассматривать как процесс, неразрывно связанный с формированием и развитием технических знаний и умений, а также творческих компонентов этой деятельности. Здесь немаловажное значение имеют такие показатели, как пространственное воображение и восприятие, техническое мышление, конструкторская смекалка, мануальная ловкость, умение оперировать имеющимися знаниями. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
Развитию технического мышления школьников способствует метод применения технической документации с сокращенными данными.
Педагог предлагает обучающимся документацию (чертеж, схему, технологическую карту), в которой отсутствует определенные элементы - их необходимо найти обучающемуся самостоятельно или при помощи педагога. После нахождения этих элементов обучающийся выбирает рациональный путь изготовления изделия, вносит необходимые изменения в техническую документацию.
Еще одно направление работы коллектива педагогов СЮТ, направленное на развитие интеллектуальных способностей школьников - решение творческих задач, самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее неизвестных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решение задач, содержащих поисковые творческие элементы, формирует интерес к познанию нового в технике, побуждает искать и изучать необходимый материал.
Творческие задания индивидуального характера, например, по увеличению или уменьшению размера объекта, модификации изделия путем замены деталей, узла или части устройства более эффективными, улучшению внешнего вида готового объекта, способствует активному включению обучающихся в творческий процесс. Такого вида задания могут быть предложены ребятам на этапе изготовления объекта.
Мысленный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у обучающихся. На разных этапах работы с обучающимися педагоги СЮТ применяют два вида мысленного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Особое значение имеет мысленный эксперимент первого вида, в значительной степени сводящийся к мысленным поискам различных возможностей решений задачи без их реального воспроизведения. Мысленный эксперимент важен и для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит тот или иной объект и различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте, должны быть наиболее важные или почему-либо интересные особенности данного предмета или явления. Мысленный эксперимент с успехом используют обучающиеся творческих объединений:
«Радиотехническое конструирование», где под руководством педагога обучающиеся проводят анализ работы различных схем, устройств в соответствующих условиях при определении причин неисправностей и нахождении способов их устранения;
«Авиамоделирование», «Ракетомоделирование», «Судомоделирование», где обучающиеся под руководством педагогов анализируют работу отдельных узлов и всей модели вцелом еще на этапе проектирования и выполнения работ.
Метод поиска и устранения неисправностей в устройствах, приборах и аппаратах педагоги творческих объединений СЮТ применяют во взаимосвязи с творческими задачами или заданиями, мысленным экспериментом. При определении характера неисправностей у обучающихся развивается творческое воображение, формируется способ работы, позволяющий избежать непроизводительных действий, совершающихся по методу проб и ошибок. Для того, чтобы учащиеся овладели этим способом деятельности, педагоги наработали систему постоянно видоизменяющихся и усложняющихся упражнений, связанных с разработкой и изготовлением специальных приборов, тренажеров, программ поиска. Наиболее доступным упражнением служит мысленное решение задач в условиях единственно возможного варианта решения. Важным звеном системной работы педагогов являются также упражнения на поиск с последующим исключением заведомо нецелесообразных и неоптимальных вариантов и четким уяснением причин этого.
Большое значение в развитии творческого мышления учащихся имеют лекции, беседы, совместное с обучающимися чтение научных статей, вовлечение учащихся в коллективное обсуждение научных проблем и обмен информацией в связи с поисковой деятельностью. Мероприятия в рамках «Недели Науки и техники», которая традиционно проходит на Станции юных техников в феврале месяце, позволяет вовлекать в обсуждение и научный поиск обучающихся всех творческих объединений, обеспечить их взаимодействие при подготовке мероприятий.
При выборе методов работы педагог дополнительного образования должен хорошо представлять себе уровень технического мышления каждого обучающегося, развития его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого в МБОУ ДОД СЮТ применяется шкала, отражающая пять уровней творческой подготовленности обучающихся:

Уровень творческой подготовленности обучающих ся
Умения и навыки обучающегося

1 уровень
Школьник может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т. д.

2 уровень
Обучающемуся по силам изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.

3 уровень
Обучающийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений а технологическую документацию или схему.

4 уровень
Обучающемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия и его изготовление.

5 уровень
Обучающийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.


Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности педагоги творческих объединений Станции юных техников используют не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета педагогом возможностей творческого продвижения каждого обучающегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения школьников в творческий процесс.