Научно-техническое творчество в системе МБОУ ДОД «Станция юных техников» города Белгорода
Научно-техническое творчество в системе МБОУ ДОД «Станция юных техников» города Белгорода.
Автор: Евгений Владимирович Дронов
Техника, техническое творчество как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в системе дополнительного образования, позволяющее наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности. Отметим, что большое количество детей занимаются в технических, спортивно-технических, научно-технических объединениях данного профиля. В дополнительном образовании города Белгорода техническое направление реализуется через организацию специализированных, детских образовательных учреждений – центров технического творчества, станций юных техников, объединений на базе дворца детского творчества.
Техническое творчество – это, прежде всего, средство воспитания, оно имеет большое значение для развития общества: начиная с воспитания гражданина и заканчивая научно-техническим потенциалом страны. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремленность и так далее.
Результатом технического творчества в системе дополнительного образования становится овладение обучающимися навыками конструирования, а также формирование у них новых умственных действий, направленных на поиск нестандартных приемов конструкторской деятельности, умение работать с инструментами и техническим оборудованием. Развитие технического творчества – это сложный многосторонний, многоплановый процесс, предполагающий развитие системы дополнительного образования, развитие содержания и технологий обучения, программно-методического обеспечения, развитие интегральной культуры субъектов технического творчества.
В настоящее время отношение детей к некоторым сферам деятельности существенно изменилось, за счет этого произошло сокращение числа однопрофильных учреждений дополнительного образования. Несмотря на возникшую проблему, многие учреждения смогли адаптироваться, расширив содержание образования за счет открытия новых направлений деятельности.
Одним из немногих образовательных учреждений технической направленности в городе Белгороде является муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» (МБОУ ДОД «Станция юных техников»), которое обеспечивает занятость детей по многим видам технического творчества. «Станция юных техников» обладает широким диапазоном выбора ребенком направлений и видов творчества и, откликаясь на требования времени, выполняют миссию отвлечения детей и подростков от асоциальных форм поведения, обеспечивают для них реальную возможность выбора социально приемлемых точек приложения своей энергии, выбора и ориентации в различных профессиональных средах.
Станция юных техников – занимает свое равноправное место в системе дополнительного образования не только города Белгорода, но и Белгородской области, имеет свой сайт, на котором размещена подробная информация.
МБОУ ДОД «Станция юных техников» – это самостоятельное учреждение, обучающее, развивающее и воспитывающее детей города Белгорода в возрасте от 6 до 18 лет.
С каждым годом Станция юных техников расширяется, появляется все больше помещений и мастерских для занятий техническим творчеством. Усилиями работников проводятся различные мероприятия и выставки в рамках города и области.
Сегодня МБОУ ДОД «Станция юных техников», как и другие учреждения дополнительного образования, стремится создать новую систему образования и воспитания, доступную и интересную, отвечающую требованиям времени.
Обычно техническим творчеством воспитанники начинают заниматься в возрасте 11 лет, но на Станции для младших школьников разработаны программы начального технического моделирования.
Воспитанники старшего возраста, выбирают объединения и занятия сложнее. Под руководством опытных педагогов дополнительного образования дети занимаются различными видами моделизма: автомоделизмом, авиамоделизмом, судомоделизмом, ракетомоделизмом, картингом, а также радиотехникой и робототехникой. Многие воспитанники осваивают фотодело и основы архитектурного моделирования.
На Станции юных техников создается такое образовательное пространство, в котором каждый воспитанник может самоопределиться, найти себя в любимом деле, испытать «ситуацию успеха», самореализоваться.
В объединениях МБОУ ДОД «Станция юных техников» обучаются дети из малообеспеченных семей, дети с отклонениями в развитии, а также дети, относящиеся к так называемой «группе риска».
С целью формирования сплоченного детского коллектива, воспитания патриотизма, гражданственности, духовности в МБОУ ДОД «Станция юных техников» в каникулярное время проводятся воспитательные и спортивные мероприятия. В объединениях учреждения систематически проводятся выставки личных достижений обучающихся, соревнования внутри объединений, защита презентаций, чествования победителей городских конкурсов, что соответствует принципам личностно-ориентированного подхода в педагогике.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в МБОУ ДОД «Станция юных техников» обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного учреждения. Станция юных техников является одним из самых ресурсоемких учреждений, требующих финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специально обустроенных помещений и сооружений (картодромов, акваторий). Зачастую педагоги самостоятельно приобретают материалы для работы с детьми, что не каждому по силам. Это все отражается на причине сокращения детских объединений данного профиля, замене их на декоративно-прикладное и художественное творчество, ориентированных на средний школьный возраст. В результате это влечет за собой потерю контингента в старшей возрастной группе (15-18 лет), а также снижение качества содержания дополнительного образования.
Специфика МБОУ ДОД «Станция юных техников» не только в том, что педагоги прививают детям технические навыки, приучают к сотворчеству при выполнении технологических действий, сборки моделей, конструкций на тренировках и соревнованиях, вырабатывают командный дух, но и воспитывают патриотизм, интерес к истории государства, развивают нравственные качества подрастающего поколения. Дети получают представления о различных видах ремесел, соприкасаются с историей, определяют свои собственные склонности и способности, создают неповторимые уникальные изделия.
Сегодня в организации разрабатывается система мер, способствующая решению задачи по поддержке технического творчества в городе Белгороде. МБОУ ДОД «Станция юных техников» - учреждение дополнительного образования, спецификой которого является работа по развитию детского технического творчества, профессиональная ориентация обучающихся, социокультурная адаптация, полезный труд.
Перспективным направлением организации является дальнейшая разработка новых технологий развития технического творчества, выявление механизмов и закономерностей этого процесса в системе дополнительного образования.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15