Семинар-практикум «Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Разработка диагностического инструментария. Определение базовых учебных действий в соответствии с АООП»
ГБОУ Салаватская КШ
Семинар-практикум «Система оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП.
Разработка диагностического инструментария.
Определение базовых учебных действий
в соответствии с АООП»
Подготовил:
учитель технологии
Д.З. Мифтахова
февраль, 2016г.
Как вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина.» (президенту РФ В.В. Путину) СЛАЙД
Почему выбрали это высказывание? Со следующего учебного года наша школа начнёт работать по ФГОС.
Предлагаю вам вспомним, что такое ФГОС? АООП? АОП? СИПР? БУД? СЛАЙД
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
-формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
-определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
-определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Базовые учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в школе на всех уроках и во внеурочной деятельности. Они сгруппированы в 4 основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. СЛАЙД
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3. По словарю Ушакова значение слова регулятивный - р[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] чего-нибудь, вносящий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во что-нибудь. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря этим учебным действиям, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательны учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. СЛАЙД
И в качестве закрепления проведём с вами маленькую проверочную работу. У каждого из вас лист бумаги, на котором написано какое-то учебное действие. Ваша задача, определить к какой группе БУД относится ваше описанное учебное действие. Проверим. СЛАЙД
Характеристика базовых учебных действий для начальной школы:
Коммуникативные учебные действия:
Начальные классы
Старшие классы
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.);
-использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с у четом выявленных недочетов.
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать;
писать; выполнять арифметические действия; наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;
-использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
БУД
Перечень учебных действий
Образовательная область
Учебный предмет
Начальные классы
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс)
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Физическая культура
Технология
Русский язык
Чтение
Устная речь
Математика
Окружающий мир
Физическая культура
Трудовое обучение (Ручной труд)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Физическая культура
Технология
Искусство
Русский язык
Чтение
Устная речь
Математика
Окружающий мир
Физическая культура
Трудовое обучение (Ручной труд)
Музыка
ИЗО
обращаться за помощью и принимать помощь
Технология
Искусство
Математика
Трудовое обучение (Ручной труд)
Музыка ИЗО
Математика
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Технология
Искусство
Математика
Физическая культура
Трудовое обучение (Ручной труд)
Музыка ИЗО
Математика
Физическая культура
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Технология
Искусство
Физическая культура
Трудовое обучение (Ручной труд)
Музыка ИЗО Физическая культура
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Технология
Искусство
Физическая культура Естествознание
Трудовое обучение (Ручной труд)
Музыка ИЗО Физическая культура
Окружающий мир
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
Язык и речевая практика
Физическая культура
Русский язык
Чтение
Устная речь
Физическая культура
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
Язык и речевая практика
Естествознание Математика Искусство
Технологии
Физическая культура
Русский язык
Чтение,
Устная речь Окружающий мир
Математика
Музыка
ИЗО
Трудовое обучение (Ручной труд)
Физическая культура
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Естествознание
Окружающий мир
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Русский язык
Чтение,
Устная речь
Окружающий мир
Математика
ИЗО
устанавливать видородовые отношения предметов
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Русский язык
Чтение,
Устная речь
Математика
Окружающий мир
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Русский язык
Чтение,
Устная речь
Окружающий мир
Математика
ИЗО
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
Язык и речевая практика
Математика
Искусство
Русский язык
Чтение,
Устная речь
Математика
ИЗО
читать
Язык и речевая практика
Естествознание
Русский язык
Чтение,
Устная речь
Окружающий мир
писать
Язык и речевая практика
Русский язык
наблюдать; работать с ин формацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Язык и речевая практика
Математика
Искусство
Русский язык
Чтение
Устная речь
Математика
ИЗО
Старшие классы
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.
Язык и речевая практика
Человек
Технологии
Русский язык
Чтение
Основы социальной жизни
Этика
Профильный труд
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию
Язык и речевая практика
Человек
Русский язык
Чтение
Основы социальной жизни
Этика
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый
незнакомый и т.п.)
Язык и речевая практика
Человек
Русский язык
Чтение
Основы социальной жизни
Этика
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач
Язык и речевая практика
Человек
Русский язык
Чтение
Основы социальной жизни
Этика
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные
Язык и речевая практика
Математика
Русский язык
Чтение
Математика
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления
Язык и речевая практика
Математика
Технология Естествознание
Человек
Искусство
Технологии Физическая культура
Русский язык
Чтение
Математика
Профильный труд
Природоведение
Естествознание
География
Математика
Основы социальной жизни
История отечества История и культура родного края
Обществоведение
Этика
Музыка
ИЗО
Физическая культура
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию
Язык и речевая практика Математика
Естествознание
Человек
Искусство
Физическая культура Технологии
Русский язык
Чтение
Математика
Природоведение
Естествознание
География
Основы социальной жизни
История отечества История и культура родного края
Обществоведение
Этика
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при чинно следственных связей) на наглядном, доступном вер бальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при родных, социальных, существенные связи и отношения между объектами и процессами культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие доступные
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов самостоятельно применяет действие в любой ситуации. СЛАЙД
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
15