Открытый урок по профессионально-трудовому обучению (профиль столярное дело) по теме Устройство токарного станка.Техника безопасности при работе на токарном станке
Урок профессионально-трудового обучения (профиль «столярное дело»)
Тема урока:
УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА СТД-120
Учитель Аксененко Александр Иванович
Демонстрационный материал и оборудование: токарный станок по дереву
СТД-120, заготовки и готовые изделия из древесины, резцы, технологические карты, интерактивная доска, компьютер, мультипроектор, диски с презентацией.
Цель урока: изучить устройство моделей токарного станка по дереву СТД-120М;
рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.
Ход урока
Введение
1. Организационный момент.
2. Подготовка к уроку.
3. Назначение дежурных.
4. Проверка готовности класса к уроку.
Обобщающий опрос по материалу предыдущей темы:
- Назовите три составляющие части машины и их назначение.
- Приведите пример цепной передачи.
- Из каких звеньев состоит цепная передача?
- Чем отличается шлицевое соединение от шпоночного?
Итоги повторения:
Сообщение темы и цели урока.
II. Основная часть.
Изложение программного материала.
Иллюстрированный рассказ.
Учитель. На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - довольно сложная задача.
Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.
Токарный станок предназначен для обработки заготовок из металлов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверлениее. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) - режущим инструментом.
История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
Различают следующие токарные станки:
- винторезные;
- револьверные;
- карусельные;
- многорезцовые;
-. центровальноотрезные;
- с ручным приводом ,
- С ножным приводом.
На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются
станки различных конструкций и назначений, в том числе: - станки-автоматы;
- станки с программным управление (ПУ).
Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промышленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.
школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей СТД-120М.. Далее учитель рассказывает об основных узлах станка СТД-120
по рисунку и на модели: .
Внешний вид станка и его устройство выводится на экран интерактивной доски.(презентация с диска)
Слайд №1. Токарный станок по обработке древесины: 1 - ременная передача; 2 - электродвигатель; 3шпиндель; 4 - передняя бабка; 5 - подручник; 6 - задняя бабка; 7 - кнопочная станция; 8 - станина; б - кинематическая схема
1) На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.
2) Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, маховика и центра задней бабки (ПИНОЛИ).
3) Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
4) Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».
Рассмотрим устройство СТД-120.
Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :
- патрон - применяемый для крепления коротких заготовок;
- трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки
- планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.
Слайд №2
Приспособления для закрепления заготовки при точении: а - патрон; б - планшайба;
в- трезубец .
Учитель показывает образцы крепления.
Правила крепления:
Слайд №3. Крепление детали:
а - в патроне винтом; б - трезубцем с поджатием центром задней бабки
Слайд №4. Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе
Вращательное движение заготовки при точении называется главным.
Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.
Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.
Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке и ставится вопрос:
Каким образом осуществляется процесс резания (обработки ) заготовки? Используя свои знания по физике, учащиеся доказывают, что в основе принципа работы резца лежит принцип действия клина, аналогично принципу работы ножниц, рубанка, пилы, напильника.
Регулировка частоты вращения осуществляется установкой
ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.
Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя. Обратимся к кинематической схеме станка.
2. Объяснение схемы:
1) Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.
2) Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.
3. Инструктирование по правилам безопасности на токарном станке перед работой.
Учитель. Запомните правила безопасной работы на токарном станке:
1) Не включать станок без разрешения учителя.
2) Не включать станок без огражденной ременной передачи.
3) Не опираться на части токарного станка.
4) Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж.
5) Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
1. Ознакомьтесь с устройством станка.
2. Убедившись, что станок отключен:
1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;
2) замерьте:
а) расстояние между центрами;
б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета патрона.
3. Заполните таблицу.
Частота враще-
Расстояние между
Расстояние от
Величина выле-
ния шпинделя
центрами, мм
линии центров до
та патрона
станины, мм
4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).
IV. Заключение.
Повторение и закрепление материала
Контрольные вопросы:
1. К каким машинам относится СТД-120?
2. Приведите примеры рабочих и энергетических машин.
З. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма?
4. Назовите основные части токарного станка по обработке древесины.
5. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?
6. Как осуществляется подача вращения к заготовке?
Оценка практической работы.
Общий итог урока:
Домашнее задание: Знакомство с материалом в учебнике и таблицей в рабочей тетради.
приспособления 3приспособления 4