Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МКОУ АЛЕКСЕЕВСКОЙ СОШ
ЧЕЛЯПИНОЙ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ
2016 - 2017 уч. г
Тема «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как условие формирования творческих способностей учащихся».
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, приходится осваивать новые подходы к образованию школьников.
В связи с переходом на концентрическую структуру образования, которая предполагает преподавание русского языка и литературы как единой образовательной области - филологии, учитель - словесник пребывает в постоянном творческом поиске решений основных задач, связанный с обновлением содержания образования.
Актуальность моей педагогической концепции определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним.
Моё педагогическое кредо - слова британского политика Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Таким образом, задачами моей педагогической деятельности являются:
1. Содействие формированию творческих способностей учащихся.
2. Организация деятельности учащихся, направленной на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса.
3. Создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и оценивания своих действий;
4. Использование учителем проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности;
5. Активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры).
Данные педагогические задачи успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий.
Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие познавательной компетенции школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию творческих способностей личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Новизна моей педагогической идеи состоит в синтезе указанных педагогических технологий и методик, призванных обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
Организация учебной деятельности русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)
2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)
3. Обоснованный ответ. (Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)
4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.
Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.
Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?
Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.
В этом мне помогают современные образовательные технологии.
Технологии, которые я использую на своих уроках:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология «Метод проектов».
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология интеграции
5. Игровые технологии.
Для успешности работы с указанными технологиями использую групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ- методики.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Прежде всего на уроках русского языка и литературы я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.
Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
ИКТ можно использовать на уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работа с Интернет-ресурсами;
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);
- создание слайдов с текстовым изображением;
- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;
- DVD/CD;
- электронные энциклопедии;
- самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке:
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного
материала;
- развивается творческий потенциал детей;
- появляются возможности для моделирования учебного
процесса;
- снижается утомляемость учащихся;
- сокращается время на опрос.
Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.
Технология «Метод проектов»
Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.
Метод проектов решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках и во внеклассной деятельности реализую метод проектов, что позволяет обучающимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Например, с учениками 6 класса к 110-летию со дня рождения писателя Г. Н. Троепольского подготовили проект по теме «Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского». На подготовительном этапе дети прочитали повесть «Белый Бим Черное ухо», изучали материалы о нем, творчестве, читали воспоминания. Отобрали нужный материал, внесли необходимые изменения, составили текст. Результат работы - исследовательский проект «Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского» с презентацией. (Приложение1)
Технология проблемного обучения
Технологию проблемного обучения я стараюсь использовать практически на каждом уроке русского языка и литературы. Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Методы проблемного обучения:
-проблемное изложение знаний;
-изложение с проблемным началом;
-частично-поисковый или эвристический метод;
-исследовательский метод.
Итак, технология проблемного обучения - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Мне всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки русского языка и литературы не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу - вот задача для учителя-словесника. Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную. Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5-7 классах. Загадки, шарады, решение кроссвордов способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету.
Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей и помогают мне в реализации педагогической концепции. Необходимость использования технологий, которые позволяют существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме делает процесс обучения более эффективным.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Важными показателями результативности считаю, что мои выпускники успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ, поступают в вузы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Формирование интереса к предмету позволяет выделить учащихся, увлеченно занимающихся русским языком и литературой во внеурочное время. Результатами моей работы можно считать победы на олимпиадах и конкурсах разного уровня: Облякова А. - призер (I место, районная олимпиада по русскому языку), победитель в районном конкурсе сочинений «Письмо Победы» (Мой прадедушка), призер конкурса чтецов « Живая классика», Власова В. - призер (I место, районная олимпиада по литературе).
Таким образом, я пришла к выводу, что современные образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.