ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК, или КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ С УЧЕНИКАМИ (Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы)
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК, или КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ С УЧЕНИКАМИ
(Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы)
Каждая проблема имеет решение. Единственная
трудность заключается в том, чтобы его найти.
Эвви Неф, амер.журналистНа каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем профессионализма является такая формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Сказанное означает, что учитель осуществляет технологию проблемного урока. Моя система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с требованиями современного времени и личными представлениями опыт гуманно – личностной педагогики. И он направлен на повышение качества процесса обучения, на развитие личности учащегося.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Исходя из концепции содержания филологического образования, учитывая требования Госстандарта, а также используя идеи компетентностного подхода в филологическом образовании мною была разработана система моей педагогической деятельности, которая включает:
научно – методическую работу, уроки, внеклассную работу, исследовательскую работу учащихся.
Целью своей педагогической деятельности считаю – Развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
В преподавании перед собой ставлю следующие задачи:
Создать каждому ребёнку ситуацию успеха и возможность
самовыражения.
Привить интерес к родному языку и выработать навыки самостоятельной работы путём дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.
Применять технологии критического мышления.
Развитие творческого, духовно-нравственного, интеллектуального потенциала учащихся.
Раскрытие способностей каждого ученика.
Воспитание порядочного человека.
Воспитание личности, самостоятельно принимающей решения.
В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения. В основе ее лежит метод проблемного диалога. И мой педагогический принцип – помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. В моей работе помогают мне пять шагов к активному обучению, пять методов:
Первый шаг – подготовка учащихся к обучению.
Второй шаг – исследование, где я разрешаю обучающимся делать самостоятельный выбор, где они работают совместными усилиями с другими учениками в процессе обучения, где на уроке царит доверие учителя к ученику, где каждый участник образовательного процесса имеет свое мнение, выслушивает ответы других и сравнивает их со своими.
Третий шаг – это открытие самим учеником знания.
Четвертый шаг – усвоение. Обучающийся должен понимать и применять на практике то, чему он научился, результатом чего является перемена в мышлении, в отношении к окружающему и в перемене поведения.
Пятый шаг – применение на практике. Нравственные ценности, этические нормы становятся насущной частью каждодневной жизни.
В своей педагогической деятельности я активно использую ИКТ.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
В работе опираюсь на принципы педагогики сотрудничества, которые исключают авторитарность учителя и авторитарные методы работы.
Первый принцип – это любовь к ребенку. И он для меня является задачей и ценностью обучения и воспитания. Каждый из моих учащихся – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.
Уникальный опыт ребенка, его индивидуальное видение, эмоциональный отклик становятся центральными. Я всячески выделяю и поддерживаю тонкость наблюдений учащихся, нахожу «золотое зерно» в ответе.
Если ученик не справился с заданием, он имеет право его изменить. Он выполняет особое задание: составить упражнение на это правило, или написать задание для учебника.
Такие работы позволяют ученику не только освоить материал, но и ощутить значимость своей деятельности. Поэтому учащиеся с удовольствием идут на урок. Не боятся быть непонятыми.
Очень важный принцип в моей работе – принцип сотрудничества. Эмоционально расположив ребенка, открыв его к познанию нового, я организую совместную деятельность. В процессе совместной деятельности совершенствуются потребности, интересы, чувства, проявляются способности учащихся, а главное, формируются мотивы учебной деятельности.
На первый план выдвигаю работу по развитию культурно-нравственных ориентиров и ценностей, главная из которых, на мой взгляд, – это нравственность. Поэтому в содержание программы по русскому языку, включила ценностно-ориентированный компонент. В соответствии с требованиями ФГОС использую на своих уроках метод проблемного диалога, который ,на мой взгляд, будет способствовать выполнению всех задач, которые были мною поставлены.
При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос, проблемный диалог.
О проблемном диалоге мы говорим давно. Но что мы о нем знаем?
Он используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Реализовать новые федеральные образовательные стандарты возможно путем применения следующих технологий: проблемного диалога, продуктивного чтения, технологии оценивания. Остановимся подробнее на технологии проблемного диалога.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно добывать знания ( «открывать» знания). В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения (приложение 1). Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, который активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования . Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.
Если сравнить традиционные методы обучения и проблемный диалог, то увидим следующее:
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ
«Классические» «Сокращенные» Постановки проблемы Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение темы
Поиска решения Сообщение гипотез, проверка учителем Выдвижение, проверка гипотез учениками Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знания
В данном случае постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:
учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Таким образом, существуют три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.
Из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными на мой взгляд являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги, которые стараюсь использовать на своих уроках.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия. Представим вышесказанное о побуждающем от проблемной ситуации диалоге в виде таблицы (Приложение 2)
Теория-теорией, а на практике все выглядит, на мой взгляд, проще. Обратимся к фрагменту урока русского языка на тему : «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных".
Учитель Ученики
использует подводящий к теме диалог формулируют тему урока
Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез.)
Так.
Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.)
Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.)
Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.)
С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1).Молчат.
Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент).
Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2).
Молчат.
использует подводящий к теме диалог формулируют тему урока
Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу).
Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.)
Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.)
Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.)
Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.)
Делайте.
Что дала проверка?
Сформулируйте общий вывод.
Сверьте вывод с учебником. «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент).Молчат.
В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза).Молчат.
Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки).
Выписывают слова.
Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент).
Формулируют правило (открытие нового знания).
Все верно.
Отреагировав на первую - обычно ошибочную - гипотезу нейтральным словом «так» продолжаю побуждение репликой: «Какие еще есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.
Очень часто в своей работе использую подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.
Приведу пример подводящего от проблемы диалога.
Фрагмент урока «Сложные слова»
Учитель Ученики
использует побуждающий диалог формулируют вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка»?
Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Почему птичка так называется?
Запишите «ловит мух».
Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень.
Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень.
Есть ли корни мух - и лов - в слове «мухоловка»?
Так сколько же корней в слове «мухоловка»?
Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. Она ловит мух.
Записывают.
Подбирают, выделяют.
Подбирают, выделяют.
Да. Есть.
В слове «мухоловка» два корня.
Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания).
Таким образом, существуют следующие основные методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, перехожу к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него: во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
Ребенок должен научиться жить. Не только познавать действительность, но и преобразовывать её в лучшую сторону. Школа для ребенка – это частица жизни. Поэтому приучаю своих учеников решать любые проблемы самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
Список использованной литературы
Андреев В.И. Исследовательский метод обучения / В.И.Андреев. - М.: Просвещение, 1996. 289 с.
Булатова О.С. Искусство современного урока./ О.С. Булатова, - М, 2000.
3. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе /И.В.Дорно. - М.: Просвещение, 1993. – 202 с.
4. Исследовательский метод: Современные методические искания /Под ред. М.М. Рубинштейна. - М.: Просвещение. 1996. – 168 с.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. - М.: Просвещение, 1981.- 256 с.
6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И.Махмутов. - М.: Просвещение, 1997. – 214 с.
7.Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л.Мельникова. - М., 2012.
8. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н.М.Мочалова. – Казань: ТБК, 1999.- 237 с.
Приложение 1.
ПАМЯТКА «ПОДГОТОВКА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА» (наиболее типичные ситуации, но не описывающие всего их многообразия)
1.Определить, какое НОВОЕ ЗНАНИЕ должно быть открыто на этом уроке Правило- Алгоритм -Закономерность –Понятие- Своя оценка.
2.Продумать ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ для постановки ПРОБЛЕМЫ урока.
А) С затруднением:
- Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, ещё отсутствующих у учеников). Не получается выполнить? В чём затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого).
Б) С удивлением:- Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски). Вот вам другой факт/или мнение/ или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски). Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/ или предположение и факт – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас смутило?
3. Спланировать (по необходимости): (Наличие этих этапов и их порядок внутри урока зависят от темы и выбора учителя) 1). Выдвижение ВЕРСИЙ: (…) 2). Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ: Что мы уже знаем по этой проблеме? - диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу.3). Составление ПЛАНА: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? - диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4. Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками. 1) Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами. (Примечания: а) вывод может отличаться от учебника, б) на уроке ученики могут прийти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу.) 2). Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. 3). Построить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста.
Приложение 2
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения о фактах;
- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях:
- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью - Вы сначала как думали? А как на самом деле? Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?