Доклад на тему Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
Нагорненская ОШ
Заместитель директора по ВР
Ш.У. Бисембаева
1 слайд:
Профилактика
суицидального поведения среди детей и подростков
2 слайд:
В то время, когда все кругом будет казаться тебе мрачным, оставайся твердым, спокойным и добрым, и непременно случится что-нибудь, что приведет все снова в порядок. Выход всегда есть, и мужественное сердце всегда найдет его.
С. Томпсон
3 слайд:
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
4 слайд:
Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств.
Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда ребенок угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
5 слайд:
Профилактика суицида – это совместная работа учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработников, участкового инспектора, родителей и сверстников.
6 слайд:
Модель суицидальной профилактики
Профилактика суицида - это целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики.
7 слайд:
Первичная профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в школе.
Создание программ психического здоровья.
Создание здоровой среды в школе.
Организация внешкольной воспитательной работы.
Создание эффективной модели взаимодействия школы и семьи.
8 слайд:
Задачи воспитателя на данном этапе
Изучение психолого-педагогического статуса каждого ребенка с целью своевременной профилактики.
Привитие норм поведения.
Привлечение государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав ребенка.
Формирование детского милосердия.
Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только своей, но и других людей.
Развитие ценностных отношений в социуме.
9 слайд:
Второй уровень
Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей с целью предупреждения самоубийств.
Диагностика суицидального поведения
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
10 слайд:
Третий уровень
Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия:
Оценка риска самоубийства
Оповещение родителей, учителей. Запрос помощи мед. учреждений.
11 слайд:
Четвертый уровень
Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов
Мероприятия:
Глубинная психотерапевтическая коррекция, , обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
Снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание
к эмоциональному климату в школе и его изменению
12 слайд:
Особенности суицидального поведения детей и подростков.
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.
У младших школьников, в основном после 9 лет.
В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение” характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия.
13 слайд:
На разных этапах подросткового возраста раннем (12–14 лет), среднем (15–16 лет и старшем (17–18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления девиантного поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.
14 слайд:
Суицид - Является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день.
Суицид считается “убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от 15 до 24 лет.
“Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.
15 слайд:
Причины самоубийств у подростков:
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, "которые потом пожалеют", в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
16 слайд:
Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
Резкое повышение общего ритма жизни
Социально-экономическая дестабилизация
Алкоголизм и наркомания среди родителей
Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
Алкоголизм и наркомания среди подростков
Неуверенность в завтрашнем дне
Отсутствие морально-этических ценностей
Потеря смысла жизни
Низкая самооценка, трудности в самоопределении
Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
Безответная влюбленность
17 слайд:
Характерные признаки суицидального поведения.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
18 слайд:
Ситуационные признаки:
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм личная или семейная проблема).
3. Ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
19 слайд:
Поведенческие признаки:
Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде есть слишком мало или слишком много;
– во сне спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде стать неряшливым;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
20 слайд:
Словесные признаки:
Готовящийся совершить самоубийство, часто
говорит о своем душевном состоянии.
Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти:
“Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении:
“Я больше не буду ни для кого проблемой”;
“Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства
21 слайд:
Алгоритм исследования:
Посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением ребенка.
Исследование психологической атмосферы в семье.
Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья.
Изучение личных дел и медицинских карт ребенка.
22 слайд:
Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог»,
Изучение дезадаптирующих условий:
- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
- несформированности навыков общения;
- неадекватную самооценку личностных возможностей;
- утрату понимания ценности жизни.
23 слайд:
Методы, помогающие в профилактической работе.
Выслушать.
Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
Напоминание о значимых для него людях.
Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра - «Да».
24 слайд:
Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
Доведение до абсурда (показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было..., то есть рациональное внушение уверенности.)
25 слайд:
Дорожите тем, что у вас есть, друзьями, родными, любимыми. Помните, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!
26 слайд:
Мы не имеем права уходить из жизни сами.
Свою жизнь надо любить и дорожить ею,
Потому что нет на земле ни одного точно такого же человека как Вы.
Радуйтесь жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и радуге на небе.
Дорожите своей жизнью!
15