Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка путем использования информационно-коммуникационных технологий
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка путем использования информационно-коммуникационных технологий
ЗАБОЛОТНАЯ ЛАРИСА ВИКТРОВНА,
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №3»
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать учителя [ 11 ].
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания. Для реализации указанной цели на уроках русского языка на протяжении нескольких лет применяю информационно коммуникационные технологии.
Материал, касающийся применения ИКТ в обучении, очень объемен. Поэтому в своей работе мы решили представить опыт использования на уроках русского языка мультимедийных презентаций, тестовой технологии, электронного пособия.
Подготовка уроков с использованием ИКТ требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку», «Словарь»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно» [3 ]. Со времён К.Д. Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Могу с уверенностью сказать, что урок, включающий презентации вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты, помогают каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, самим добывать информацию, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства.
Презентации я использую и на уроках русского языка как электронное сопровождение урока, в которых могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Например, ученики 5-6 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстрированного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Во время проведения словарной работы на уроке русского языка яркая «живая» презентация позволяет перейти от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности - наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения [13]. Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся высокого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.
Следует отметить, что компьютерные тестовые программы также являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения[10]. Но не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы. Например, тесты - программа «Контрольно-диагностическая система TEST-W» , предназначенная для проверки знаний путем тестирования на компьютере.
Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над словом и понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряю электронные средства обучения - цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Я уверена, что цифровые образовательные ресурсы уместны на всех этапах деятельности. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог) и т.д.
За три года работы с ЦОР мною выявлена следующая закономерность: уменьшается доля индивидуальных (учителя) и выполненных по заданию учителя проектов, и увеличивается доля совместных, самостоятельных (групповых). Данный подход к применению ИКТ на уроках нашел отражение в тематическом планировании.
Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Возможности обычных средств ограничены. Традиционный учебник вмещает в себя небольшое количество учебных материалов и инструкций для самостоятельных работ школьников. Преимущества электронных средств обучения в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом школьник становится субъектом образовательного процесса.
Вот уже больше трех лет использование на уроках русского языка электронного пособия « Правила русской орфографии и пунктуации в рисунках и алгоритмах» (электронная версия лицензия № 105 МЦПИ), разработанного под руководством доцента кафедры филологии Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, Т.Я. Фроловой, помогает моим ученикам развиваться, становиться грамотнее, находить правильные решения орфографических и грамматических задач.
В 2012 годах мной создано учебное электронное пособие (адрес электронного пособия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]posobie.16mb.com/) . Это пособие к учебнику «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, В.И.Стативка) обеспечивает возможность тренировки ученика в выполнении всех типов заданий.
В пособии используется дидактический материал в качестве объектов приложения изучаемых правил. Каждая тема в пособии проиллюстрирована разъясняющими её блоками с правилами и примерами. Пособия по русскому языку имеет четыре режима работы: режим «обучение», режим «повторение», режим «контроль знаний», режим « задания по развитию речи». Отдельно представлены ключи к каждому материалу.Изменение размеров рабочего поля пособия позволяет применять его как на обычном компьютере при индивидуальном обучении, так и в классе при использовании электронной интерактивной доски. Его цель – помочь ученикам освоить предмет на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ИКТ на уроках русского языка повышает познавательную активность и заинтересованность учащихся в обучении.
Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Опыт применения компьютерных технологий в преподавании русского языка может быть использован учителями смежных дисциплин, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Он рекомендуется всем коллегам, желающим уменьшить загруженность учебного процесса, ориентировать обучение на самостоятельную деятельность, на развитие познавательной активности и его личностных качеств и достижение высоких результатов в обучении ученика.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд. центр «Академия», 2003
3. Калмыкова З. И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Сов. педагогика. 1959. № 7.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.
5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 –46.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000
7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.
8. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
9. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994 - 204 с.
10. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва, НИИ школьных технологий, - 2005
11. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М., 1982.
12. Шолохович В. Ф. Информационные технологии обучения// Информатика и образование. 1998, № 2, с. 5-13.
13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.
14. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1984.
13PAGE 15
13PAGE 14115