Методические рекомендации к циклу уроков по роману Захара Прилепина Обитель


Методические рекомендации к проведению уроков
по творчеству Захара Прилепина
«Последний аккорд Серебряного века»
«Обитель» — это последний аккорд Серебряного века» - называет свой роман Захар Прилепин. Может быть, есть смысл обратиться к изучению романа после знакомства с поэзией Серебряного века. Она насыщена символикой, философскими поисками способа воссоздания мира по законам искусства. Поэзия погружает в мир природы, в мир, где совершается попытка обрести гармонию. Как философия Серебряного века, так и роман «Обитель» очень неоднозначны, спорны, вызывают желание обсудить какие-то моменты, поэтому нам кажется, что предпочтительней организовать работу класса в группах, где учащиеся смогут сначала обсудить в малых группах возможные варианты ответов и создать относительно стройную систему схему ответа на предложенный им в карточке-задании вопрос.
Карточка № 1
Исходные тексты: 1. Стихи К.Бальмонта «Будем как Солнце!», А.Белого «Солнцем сердце зажжено» и фрагменты повести Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома»
2 Справочный материал «Ментальность русского человека»
Задание для группы: определить, какие черты русской ментальности можно выявить в стихах поэтов Серебряного века, подобрать цитаты-доказательства.
Карточка № 2
Исходные тексты: 1. Фрагменты пейзажных зарисовок из романа «Обитель» Захара Прилепина2 Справочный материал «Пейзаж», Примерный план анализа пейзажа в литературном произведении
Задание для группы: определить, какова функция пейзажных фрагментов, подобрать цитаты-доказательства.
Карточка № 3
Исходные тексты: 1. Фрагмент «Сон» из романа «Обитель» Захара Прилепина2.Справочный материал «Символика яйца»
Задание для группы: определить, какова роль сна в раскрытии образа героя, подобрать цитаты-доказательства.
В ходе урока класс внимательно слушает ответы каждой из групп, составляет кластеры (модель текста) предложенных ответов, формулирует два вопроса группе с целью уточнения или дополнения информации.
После обсуждения всех вариантов отчетов групп по своим темам предлагаем соотнести все ответы на основе полученных кластеров, выработать ответ на вопрос, можно ли считать, что одной из черт русского национального характера является единение с природой.
В качестве домашней работы можно предложить написать этюд по материалам урока, озаглавить, включить в текст своего сочинения цитаты-аргументы.
Исходные тексты к карточке № 1: Стихи К.Бальмонта «Будем как Солнце!», А.Белого «Солнцем сердце зажжено» и фрагменты повести Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома»:
Стихотворения и фрагменты повести Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома» Возможное направление анализа
***
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!
К. Бальмонт
***
Солнцем сердце зажжено.Солнце — к вечному стремительность.Солнце — вечное окнов золотую ослепительность.Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается.В розах золото лучей красным жаром разливается.В сердце бедном много зла сожжено и перемолото. Наши души — зеркала, отражающие золото.
Андрей Белый
Фрагменты повести Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома»:
«Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение» [7, с.14].
«Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее» [7, с.49].
«В русском характере столько положительности и трезвости взгляда, столько внутренней насмешки над первым собою…» [7, с.75].
«Человеколюбие, ласковость, братское сострадание к больному иногда нужнее ему всех лекарств» [7, с.232].
«Всякий, кто бы он ни был и как бы он ни был унижен, хоть и инстинктивно, хоть бессознательно, а все-таки требует уважения к своему человеческому достоинству» [7, с. 106].
Цитаты, на которые нужно обратить внимание:
- вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
- Счастлив ты?
- не медлить в недвижном покое;
- В сердце бедном много зла сожжено и перемолото. Наши души — зеркала, отражающие золото.
- к вечному стремительность.
Возможные направления тезисов для ответов:
Вечно стремление к счастью, «манит»; антонимы отражают противоречивые устремления к добру и злу.
Много золотого, солнечного, светлого.
Возможные направления тезисов для ответов:
Основоположником русской «лагерной прозы», безусловно, является Ф. М. Достоевский с «Записками из Метрового дома». Его главный герой - Александр Петрович Горянчиков, дворянин, ссыльнокаторжный на поселении.
При помощи данных цитатных подборок можно сделать выводы о том, что Горячников является типичным носителем русской ментальности: в его образе сочетаются и толерантность, и терпимость, та непонятная и необъяснимая незримая надежда на светлое будущее, отзывчивость, понимание…
Исходные тексты к карточке № 2: Фрагменты пейзажных зарисовок из романа «Обитель» Захара Прилепина:
Фрагменты романа «Обитель» Возможное направление анализа
В первой части романа – солнце, во второй – луна.
Герой сторожит научную лабораторию в лесу, ждет Галю. «Удивительно, но еще пели птицы – в тихом вечернем свете, в нежнейшем тепле подступающей белой соловецкой ночи, - и пение тоже было тихое и теплое.
…Море лежало недвижимое, словно неживое. …Сердце его успокаивалось.
Солнце садилось не вниз, как там, в России – оно словно катилось ровно по горизонту и так закатывалось понемногу.
Вид у солнца был такой, словно оно плавится и отекает, как мороженое – и к тому моменту, как уйдет за горизонт, ничего от него не останется. Завтра встанет – а вместо огромного солнца куцый, еле теплый шарик, весь всклокоченный от стыда». [9, c.371].
На Лисьем острове. «Ночи вернулись темные, словно прокопченные и промерзшие до самой сердцевины за то время, пока их все лето держали взаперти.
Пахла ночь то лисьим, то селедочным хвостом, и, если приходилось выйти во двор по нужде, - сырой, отдающий смрадом ветер толкал в затылок.
Появились звезды – все лето их не видел, веснушчатые, как рука владычки, но и они тоже будто отдавали селедкой». [9, c.422]
Свидание на Лисьем острове. «…нежданный, выпал снег… не пышный, но ровным, крупным слоем…
Выпал и пошел себе дальше, на большой остров.
Все вокруг было новое, ни разу не виданное.
«А что, неплохо, - решил Артем, полюбовавшись. – Звезды сверху, снег внизу». [9, c.447]
Побег. «И неба много было. Гораздо больше, чем нужно человеку». [9, c.619]
Возвращение из побега. «Вблизи воды все было голое, каменистое – волны и приливы смывали все живое. На холмах еще виднелась жухлая травка. В низинах нашел несколько неизвестных ему кустов, маленькие деревца». [9, c.634]
« …Если бы ему приснилась свобода, она была бы похожа на осеннее ледяное море – у свободы не было предела и не было жалости, она была голой и пустой». [9, c.687]
«После лесных хождений всякий раз становилось так много неба, что простор делал человека оглохшим». [9, c.746] 1.Цитаты, на которые нужно обратить внимание:
- тихом вечернем свете;
- эпитеты «тихое и теплое»;
- теплый шарик
Возможные направления тезисов для ответов:
Герой на природе – слышит пение; солнце воспринимается как символ жизни, у героя в речи эпитет «нежнейшем» – в нем живы еще чувства, ощущение красоты.
2.Цитаты, на которые нужно обратить внимание:
ночи вернулись;
сравнение «словно прокопченные»;
пахла ночь то лисьим, то селедочным хвостом;
звезды… будто отдавали селедкой.
Возможные направления тезисов для ответов:
К кому вернулись ночи, почему «вернулись»?
Голод, холод притупили все природные чувства, осталось желание есть, выжить…
3. Цитаты, на которые нужно обратить внимание:
- эпитеты «нежданный»,
«новое», «не виданное»;
- полюбовавшись.
Возможные направления тезисов для ответов:
Психологические изменения произошли в душе – новое для героя чувство любви возвращает ему простые «свободные» человеческие ощущения, «нормальное» восприятие природы.
4,5. Цитаты, на которые нужно обратить внимание:
- неба много;
- эпитет «голое»;
- аллегория: «…ледяное море – у свободы не было предела и не было жалости, она была голой и пустой».
Возможные направления тезисов для ответов:
Эпитет «голый» у Прилепина - синоним «истинный»?
Почему неба может быть много, для какого человека – много, символ чего – небо, море?
Исходные тексты к карточке № 3: Фрагмент «Сон» из романа «Обитель» Захара Прилепина:
Фрагменты романа Возможное направление анализа
Сон. «За час ему успело присниться вареное яйцо – обычное вареное яйцо. Оно светилось изнутри желтком – будто наполненным солнцем, источало тепло, ласку. Артем благоговейно коснулся его пальцами – и пальцам стало горячо. Он бережно надломил яйцо, оно распалось на две половинки белка, в одной из которых, безбожно голый, призывный, словно бы пульсирующий, лежал желток – не пробуя его, можно было сказать, что он неизъяснимо, до головокружения сладок и мягок. Откуда-то во сне взялась крупная соль – и Артем посолил яйцо, отчетливо видя, как падает каждая крупинка и как желток становится посеребренным – мягкое золото в серебре. Некоторое время Артем рассматривал разломанное яйцо, не в силах решить, с чего начать – с белка или желтка. Молитвенно наклонился к яйцу, чтобы бережным движением слизнуть соль». [9, c.25]
Цитаты, на которые нужно обратить внимание:
- светилось;
- будто наполненным солнцем;
- тепло;
- безбожно голый;
- посеребренным – мягкое золото в серебре
- молитвенно.
Возможные направления тезисов для ответов:
Сон символический – как стремление героя прикоснуться к тайне жизни, или бытовой – как отражение голода физического?
Справочный материал к карточке № 1: «Ментальность русского человека»:
Ментальность русского человека:
- Русский человек «отчаянно тоскует», желая обрести душевный покой, ему важно обрести хоть какую-то веру. Должно быть впереди что-то светлое, к чему идти нестрашно, что притягивает святостью. Именно духовность спасает русского человека от обыдления, придает ему силы противостоять смерти во всех испытаниях. «…Никакими клеймами, никакими кандалами не заставишь забыть его, что он человек».
- Принимает «все как есть» – совершил грех, нужно покаяться и принять наказание, принять, а не исхитриться избежать или уменьшить его.
- «Доброе дело сберегло … душу…» Человек живет общиной, единством с людьми, и именно это единение с другими спасает его.
- Русскому человеку себя не жалко: это его главная черта.
- «Не ропщите, терпите до конца – безропотным перенесением скорбей мы идем в объятия начальнику жизни…»
- Русскость (соборность, ощущение себя частью целого) как нравственный стержень поддерживает героя в критической ситуации, на грани жизни и смерти.
Справочный материал к карточке № 2: «Пейзаж», примерный план анализа пейзажа в литературном произведении:
Пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, сопоставить окружающий мир и человеческие убеждения, установить композиционные связи между элементами произведения, создать образ и т.д.
Пейзаж в литературном произведении:
1) способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.
Пейзаж также часто служит средством характеристики героя и его настроения в определенный момент, места и времени сюжетного действия, создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.
Пейзаж нередко выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.
Примерный план анализа пейзажа в литературном произведении:
Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.
Указать «автора» пейзажа, чьими глазами дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор. Какова степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.
Какова общая эмоциональная тональность пейзажа. Выявить отношение психологизма и изобразительности.
Провести анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.
Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторской позиции).
Справочный материал к карточке № 3: «Символика яйца»:
Символика яйца. Яйцо - один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.
Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим. Это Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь.
Божественное Яйцо заключает в себе гармоническую архитектуру мира. Небесный свод — это скорлупа, вода — белок, огонь — желток. Съедая яйцо, мы впитываем вместе с ним целый космос. Яичный желток сравнивали также с Солнцем, плавающим на эфирной поверхности небесного свода.
Как знак возрождения и воскресения, яйцо знаменовало собой победу Весны и Солнца в борьбе против зимы и ночи. Яйца находили в захоронениях доисторического периода — возможно, что хрупкая, но неуничтожимая скорлупа символизировала для наших пращуров бессмертие души… Золотое яйцо символизирует Солнце.
В фольклоре всего мира яйцо — добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье.