Из опыта работы. Педагогические приёмы формирования контрольно — оценочной деятельности
Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников
Походяева Светлана Борисовна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
МКОУ ШР «СОШ № 4»
Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность в действиях учителя и учащихся.
Переход
Ориентировка Реализация
(тренировка) (выполнение)
Принятие решения
(самоопределение)
В связи с этим, одна из задач учителя организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен стать общим способом работы в классе. Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений (тренировки)», «место на оценку», место «помощи»» и место «заданий».
Подобные педагогические приёмы и средства организации образовательного процесса работают на формирование учебного действия школьника как выбора между способами работы («я тренируюсь дальше» или «я готов усовершенствовать свои знания», или « я готов предъявить результаты свой работы другим для оценки» и т.п.).
Существуют педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки в начальной школе. В своей практике чаще всего использую следующие приёмы:
Приём «Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками).
Они больше всего понятны детям. С их помощью можно предельно лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию. Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса можно переходить к формированию прогностической самооценки.
Следует выделить три шага формирования ретроспективной оценки:
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые определяют с учителем.
Линеечки можно озаглавить буквами. Таким образом, можно оценивать достижения учащихся по разным показателям. Только для этого необходимо чётко сформулировать критерии оценивания и научить детей ими пользоваться. На первых порах детям приходится задумываться, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро.
2 шаг: ребенок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до учительской проверки. Такая самооценка, стимулирует ученика к самоконтролю.
После диктанта учитель просит нарисовать линеечку. «Оцени, верно, ли ты выбрал все безударные гласные буквы. Если ты совершенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки». Получив такое задание, почти все ученики перечитывают свой текст.
Когда учитель проверяет тетрадь, то ставит оценку на той же линеечке. Возвращая детям их контрольные работы, сначала называет детей, чья самооценка совпала с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок). «Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело – они умеют себя оценивать сами! У некоторых ещё встречаются ошибки на безударную гласную, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легко научишься».
3 шаг: каковы бы небыли результаты одной работы они могут быть качественно оценены только в сравнении. Если ребёнок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со своими вчерашними достижениями, то у него появятся надёжное основание для самоуважения, сознательного оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду.
Сравнительная таблица ученика 2 Б класса
Тимофея Г.
Безударные гласные в корне слова
Декабрь
18.01.2013
10.02.2013
14.03.2013
Приём «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).
Именно она является «точкой роста» самой способности младших школьников оценивать себя. Такого рода самооценку предлагаю детям лишь в середине второго класса.
Суть прогностической самооценки заключается в предварительной оценке будущей работы. И также учитель чётко должен сформулировать условие и критерии работы. Например, после прослушивания диктанта учитель предлагает детям с помощью трёх линеечек оценивать свои возможности. С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что можете проверить орфограммы в корне слова. Вторая линеечка измерит уверенность в орфограммах слабых позиций. Третья линеечка - орфограммы сильных позиций.
После работы учитель собирает тетради и исправляет ошибки, но не оценивает их. Далее предлагается детям поставить собственный второй крестик – по результатам учительского контроля.
Приём «Разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени).
Школьникам даётся задание написать работу. После выполнения работы им говорится, что есть возможность сделать поправки (карандашом зелёного цвета), причём наличие или отсутствие поправок не будет влиять на общую оценку работы. На следующий день сообщается, что есть возможность ещё раз вернуться к тексту и улучшить его (поправки карандашом синего цвета). Составление поправок по ходу работы позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы. Ошибки в работе не исправляются, а лишь подчёркивается слово, в котором сделана ошибка или на полях той строки, где допущена ошибка, ставиться пометка (для более сильных учеников). Задача ученика не просто обнаружить свою ошибку, но и проанализировать, почему она была допущена, и записать объяснение на полях. Поля в тетрадях увеличены.
Приём «Сопоставление своих действий и результата с образцом»
Оценка формируется на основе действий контроля. Чтобы оценить результат своей деятельности – надо проверить, сравнить его с образцом – это контроль по результату. Этому этапу, так же нужно детей обучать. Проверять результат своей деятельности нужно по плану: проверяю себя сам, мой результат, образец, сравниваю, пишу (+) или ( - ). Знак (+) означает, что материал усвоен, (–) нужно обратить внимание.
Контроль по результату, также удобно проводить с помощью линеечек. В данном случае удобно использовать горизонтальные линеечки.
гласные после непроверяемые безударные
шипящих гласные гласные
Такой вид контроля удобно использовать при работе в парах. Когда ученики проверяют результат своего соседа.
Пооперационный контроль. Ученик может оценить и проконтролировать каждый шаг своей работы. Например: в первом классе учим детей анализировать слово, давать характеристику звукам. На доске составляется план:
1) 2) 3) 4) 5)
Пользуясь планом, ребёнок осуществляет контроль своей деятельности. Результат заносится в таблицу. Таблицы можно составить таким образом, чтобы можно было сравнить результаты.
Шаги разбора
Результат
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
+
+
+
+
+
-
-
+
+
+
+
+
+
·+
+
-
+
+
+
+
-
-
-
+
+
Приём «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).
Прочти и найди задачи с «ловушками»:
1)Папа купил на рынке 2кг яблок, 1кг груш, 5кг картофеля и 3 кг огурцов. Сколько всего килограммов овощей и фруктов принес папа?
2) Папа купил на рынке 2 кг яблок, 1кг груш, 5 кг картофеля и 3 кг огурцов и разложил всё купленное в две сумки, чтобы удобнее было нести.
Сколько всего овощей и фруктов купил папа?
3) Папа пошёл в магазин и купил морковь, капусту, баклажаны. Сколько всего килограммов овощей купил папа?
Приём «Создание помощника для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание.)
Другими словами, куда или к кому можно обратиться, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно.
Приём «Умные вопросы» Умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос: «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю».
К педагогическим средствам, направленных на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно также отнести: а) работу с «картой знаний» учащихся. «Карта знаний», с одной стороны, является для учащихся средством удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года. С другой стороны, становится местом фиксации с указанием «мест открытий», «мест-ловушек (трудностей)», «мест-вопросов», «возвратных ходов» и т.п. Имея такую карту в конце учебного года, учащиеся могут пробовать восстанавливать по ней
(в письменной форме) свой путь движения в учебном материале. Кроме того карты знаний помогают систематизировать и закрепить знания учащихся.
Учитель представляет часть карты, предлагая учащимся достроить её, распределив части речи с учётом морфологических признаков. Дополнить карту можно примерами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Карта самоконтроля является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки и способствует в перспективе организации самообразования учащегося.
Учитель, подводя итоги деятельности ученика на основе карты самоконтроля, имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимся.
Работа по карте может быть организовано по - разному. Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после её определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля.
Конечно, ученик есть ученик. Он может пойти на уловки при самопроверке. Но при перепроверке учителю будет видна подтасовка исправлений. Кроме того, общая оценка за урок должна быть в обязательном порядке подтверждена контрольной итоговой работой, которую учитель проверяет сам.
Преимущества данной формы работы
1. Ученик непосредственно сам выявляет свои ошибки, пробелы знаний тут же по результатам проверяемого материала. Он сам контролёр своих знаний.
2. Двойка за один вид работ не обескураживает ученика, что является гарантом интенсивной работы в течение всего урока.
3. Подсчёт оценочных баллов в окружении подсчёта другими одноклассниками своих работ психологически создаёт ситуацию азарта, возможности накопления балла, создающего ситуацию успеха.
4. Учитель детально видит каждого ученика на каждом уроке.
5. Учитель по последней графе карты самоконтроля имеет ясное представление о социальном запросе ученика и родителя, организует оптимальную работу с учеником.
Также ученик может работать с данной картой по результатам проверки учителя. Обозначает по результатам проверки в карте свои проблемные места в знаниях.
В карты самоконтроля удобнее результат выставлять в баллах, а по ним высчитывать %
Рената В.
3 класс
Число
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Итого за полугодие
Балл
10
12
15
15
52
Сколько слов написано верно
(непроверяемая гласная)
10
12
15
13
50
%
100%
100%
100%
86%
96%
Карта успеха
ученицы 2 Б класса Дарьи Д.
№
Что я знаю о правописании
15.10
28.10
20.11
6.12
19.01
1
Обозначение мягкости согласного
+
+
+
+
+
2
Границы предложения
1
+
+
+
+
3
Заглавная буква в именах собственных
+
+
+
+
+
4
Сочетание «ЖИ-ШИ» и др.
+
+
+
+
+
5
Написание предлогов
+
+
+
+
+
На уроке, во время проведения работы над ошибками, ребенок (с помощью учителя или самостоятельно) определяет тип ошибок и заносит в таблицу. Пустые графы означают, что такой орфограммы в диктанте не было. «Плюс» - нет ошибок. Цифры указывают их количество.
По результатам ошибок в проверочных работах учитель может составить «Карту успеха класса». В неё учитель заносит ошибки всего класса. Эта работа помогает учителю провести коррекционную работу в классе.
Большим плюсом в работе по контролю своей деятельности служат таблицы подобного рода. С каждым годом они усложняются. По завершению работы необходимо провести рефлексию. Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, способности видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Можно задавать учащимся следующие вопросы: «Трудным ли было это задание?» «В чем его трудность?» «Трудно было тебе проверить себя?» и т. д. А также можно проверить способность к самоконтролю: «Каким способом ты работал?» «Какой способ работы был самым успешным?» «Как ты сможешь себя проверить сейчас?» «Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?» «В каких ситуациях это может тебе пригодиться?» Рефлексия может проводиться и индивидуально каждым учеником в начале и в конце урока. В нужной графе в начале урока ученик ставит знак одного цвета, а в конце урока другого цвета.
Хорошо
знаю
Что-то знаю,
но хочу узнать
больше
Знаю,
но сомневаюсь
Не знаю,
но хочу знать
Не знаю, мне
это не понадобится
Что делать при ушибах?
Что делать при ожогах?
Что делать при обморожении?
Что делать при перегревании?
Что делать при порезе?
Для самореализации ученику уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Для достижения этой цели и предлагается ведение в начальной школе портфолио. Работу по созданию портфолио необходимо начинать с первого класса, но в этот период есть большой минус в том, что необходима помощь взрослых. И зачастую портфолио оформляет не ребёнок, а родители и учитель. Основная работа ведётся с 3 класса. В этот период дети наиболее самостоятельны, сами могут оформить портфолио и внести коррективы.
Таким образом, перечисленные выше некоторые педагогические приёмы организации образовательного процесса, проверенные на практике могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов формированию действий контроля и оценки у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.
Источники и литература
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., «Рассказовъ»,2002, с. 102 – 106.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига, «Эксперимент», 1999.
Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002.- с.23- 30
13PAGE \* MERGEFORMAT14915
Файл:Части речи.jpgЃђЗаголовок 1•ђЗаголовок 2ќђЗаголовок 3rђЗаголовок 415