Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях

Сергеев А.С., г. Нижнекамск
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения. Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Эти изменения привели к дестабилизации общества и многообразию, противоречивости жизненных приоритетов людей, что отразилось на формировании ценностных ориентаций молодежи, в том числе и студенческой. Так, в начале реформ (примерно в 1992 – 1996 гг.) специалисты института социально-политических исследований РАН наблюдали нарастание тенденции прагматизации ценностного сознания молодого поколения и повышения значения таких ценностей, как: богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой. Стихийность процессов модернизации и поиска новых ориентиров привела, таким образом, к утверждению низших ценностей, чуждых менталитету россиян, вызвала коммерциализацию и криминализацию общественного сознания, падение нравственности, стихию «дикого» рынка, рост преступности, безработицы и суицидальных настроений.
Эффективное решение обозначенной проблемы невозможно без теоретического подхода, разработанного аксиологией (философским учением о ценностях) и что аксиологизация образования – необходимое условие преодоления затянувшегося ценностного самоопределения. Значение аксиологических знаний состоит в том, что они обогащают содержание образования, способствуют лучшему пониманию ценностей других культур и целенаправленному формированию новой позитивной системы ценностей молодежи (что особенно важно в эпоху глобализации культуры, «столкновения цивилизаций», «столкновения ценностей» и активизации мирового терроризма). Наиболее прогрессивные аксиологические теории утверждают гуманитарные ценности, которые считаются сокровищницей человечества, духовной основой его выживания и развития, противостоят технократизации мышления людей, являются приоритетными (терминальными). Однако в условиях рыночного общества, когда отношения строятся на жесткой конкуренции, гуманитарные ценности должны уравновешиваться и дополняться здоровым прагматизмом, умением выстраивать жизненную стратегию, рационально использовать природные богатства и человеческие ресурсы, управлять развитием экономики, науки, образования (т.е. инструментальными ценностями). Формированию правильных представлений о сущности терминальных и инструментальных ценностей (о том, что есть смысл, цель бытия, а что – оптимальное средство для достижения этой цели) способствует осмысление понятий «цивилизация» и «культура» и, соответственно, «цивилизованность» и «культурность».
С этих позиций становится понятным, почему российское общество предъявляет молодым специалистам все новые и новые требования (в связи с интеграцией России в мировую цивилизацию и прогрессом науки и техники) и в то же время призывает к возрождению и развитию национальной культуры, национального образования, целью которого является формирование достойного представителя культуры своей страны, способного к диалогу с мировой культурой. Воспитание профессионала сейчас видится не только как вооружение его системой специализированных знаний, технологий и ценностей западного демократического рыночного общества, но и как приобщение к ценностям, идеалам отечественной культуры, в лоне которой из века в век формировались гении мировой науки и искусства.
Таким образом, реформа образования в сторону его модернизации (большей наукоемкости, технологизации, инноватизации) и гуманитаризации (аксиологизации, культурологизации) направлена, в первую очередь, на формирование новой позитивной системы ценностей будущих профессионалов.
С другой стороны, продолжается и стихийная адаптация молодежи к новой аксиологической ситуации. Анализ публикаций по исследованиям ориентаций студенчества показал, что основное содержание ценностных ориентаций современных студентов вузов заключается:
- в сохранении жизни и здоровья как высших жизненных ценностей (эти ценности стали доминировать в условиях роста преступности, терроризма, наркомании, смертельных болезней, загрязнения экологической среды, навязывания западом генетически-модифицированных продуктов, армейской службы в «горячих точках», обнищания и вымирания россиян);
- в первостепенности духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба (в условиях нестабильности и стрессогенности жизненной среды стали остро необходимы понимание, поддержка, верный спутник жизни, ощущение семейного счастья, домашний уют, комфорт, хорошие и верные друзья, общение, общие интересы);
- в образованности, хорошей работе и высоком материальном положении (значимость этих ценностей возросла в условиях инфляции, повышения квартплаты, коммерциализации медицины, образования, культуры, роста безработицы и конкуренции, а также неспособности большинства представителей старшего поколения быстро адаптироваться к переменам и обеспечить детям достойный уровень и качество жизни, наличие книг, компьютера, квартиры);
- в личной конкурентоспособности, карьере, успехе, престиже, строящихся на уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, рационализме, продуктивности, упорстве, твердой воле, ответственности, самосовершенствовании, самоконтроле (в условиях социальных реформ, появления новых возможностей, ужесточения конкуренции и требований к профессионализму);
- в креативности, развитии своих способностей и индивидуальности, в сохранении духовной независимости и самоуважения (в условиях живучести идей авторитаризма и устаревших стандартов деятельности, в то время как востребованы способности принимать нестандартные решения, создавать оригинальные проекты, критично мыслить, отстаивать свою позицию и т.д.);
- в активных социальных контактах и социальной компетентности, т.е. в установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширении своих межличностных связей, широком круге общения, реализации своей социальной роли (в условиях динамичных изменений, требующих мобильности, умения работать в команде, видеть свое место в социальной структуре, возможные перспективы карьерного роста) [1; 2].
Обобщив данную информацию, мы получаем аксиологический портрет современного «продвинутого» студента: уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой работе, отвечающей его интересам, предприимчивый, ответственный, успешный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достижения успеха в жизни, знающий и развивающий культурный потенциал своего региона и своей страны как один из факторов их конкурентоспособности (то есть развивающий интеллектуальные, этические и художественные ценности), признающий эффективность, настойчивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость твердой воли, коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм [1].
Можно сделать вывод, что у молодого поколения повысилась ответственность за себя, свою семью, свое дело, за свое будущее и будущее своего региона
В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности.
.
Список литературы
Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений //http://www.tisbi.ru/aboutus/news/2003/PsihJar.htm.
Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза /Ярославский Педагогический Вестник //http: //www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/3_5/.
Кризис ценностей или динамика ценностных ориентаций? /Институт социально-политических исследований Российской академии наук //http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros214.html.
М.Горшков: «Мы начинаем жить настоящим» /Беседа с Еленой Липатовой //Литературная газета. – 2005 - № 7 – 8 (24 февраля – 1 марта).
















13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 215