Учебно-исследовательская работа Ценностные ориентации современных подростков
Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №15 г. Волгограда
Открытая гуманитарной научно-практической конференции
«ПоИСК и творчество»
Секция «_____________________________»
Ценностные ориентации современных подростков
Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Выполнил:
Сорокин Владимир Андреевич, ученик 8 класса
Руководитель:
Лемисева Лидия Михайловна,
учитель английского языка, высшая квалификационная категория
Волгоград 2015
Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание PAGEREF _Toc415075220 \h 2Введение PAGEREF _Toc415075221 \h 31.Теоретические основы ценностных ориентаций общества PAGEREF _Toc415075222 \h 61.1.Понятие ценности и ценностных ориентаций PAGEREF _Toc415075223 \h 61.2.Классификация ценностей PAGEREF _Toc415075224 \h 81.3.Ценностные ориентации подростков PAGEREF _Toc415075225 \h 102.Эмпирическое исследование ценностей и ценностных ориентаций подростков PAGEREF _Toc415075226 \h 122.1.Процедура исследования ценностей и ценностных ориентаций подростков PAGEREF _Toc415075227 \h 122.2.Анализ и интерпретация исследования ценностных ориентаций подростков PAGEREF _Toc415075228 \h 14Заключение PAGEREF _Toc415075229 \h 20Список литературы PAGEREF _Toc415075230 \h 22Приложение PAGEREF _Toc415075231 \h 23
ВведениеРоссийское общество за последние годы претерпело глобальные изменения. Социальные изменения, произошедшие в России, привели к обострению социальных проблем, таких, как бедность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансформационного общества. Те нормы и традиции, выработанные предшествующими поколениями, стали не актуальными для современных подростков, так как изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, а молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для подростков относительны.
Актуальность и проблемы исследования. Кардинальные социально-экономические изменения в России, происходящие в современном обществе, определили актуальность исследования ценностных ориентаций подростков. Свойственные подростковому и юношескому возрасту противоречия развития значительно усилились на современном этапе развития социального аспекта общества.
Ценностные ориентации являются одними из наиболее сложных социально-психологических аспектов развития личности, оказывающими непосредственное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к происходящим явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных подростков.
Однако вопрос о том, как именно ценностная трансформация общества отражена в моральном сознании подростков, как меняются их ценностные ориентации, то есть их представления о том, что является принципами общения и взаимодействия между людьми, представляется недостаточно изученным. Эти положения позволили определить актуальность данного исследования, и обозначить проблему исследования, заключающуюся в выявлении ценностей и ценностных ориентаций современных подростков.
Целью работы является выявление специфики ценностей и ценностных ориентаций современных подростков Гимназии №15 г. Волгограда.
Предметом исследования выступают ценностные ориентации и социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере современных подростков.
Объектом исследования являются непосредственно подростки, обучающиеся в Гимназии №15 г. Волгограда, в возрасте от 12 до 16 лет.
Цель данного исследования определила основные задачи, стоящие перед автором:
рассмотреть теоретические аспекты в области ценностных ориентаций и социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере;
представить психологические особенности подросткового возраста;
рассмотреть развитие ценностных ориентации в подростковом возрасте;
сформировать группы респондентов и провести эмпирическое исследование ценностных ориентации подростков, обучающихся в Гимназии №15;
определить базовые ценности современных подростков МОУ Гимназии №15 на основе различных методов и методик диагностики ценностных ориентации подростков.
В результате проведенного исследования будут представлены основные ценности и ценностные ориентации современных подростков, представляющих для них особую важность.
Методологической базой данного исследования выступают методы опроса, теста, рейтинга, методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Теоретической основой работы послужили теоретические положения культурно-исторической концепции и учение о психологическом возрасте Л.С. Выготского, развитие взглядов на структуру возраста в трудах Д.Б. Эльконина. Теории и идеи В.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович и др.
Практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с возможностью использования основных положений и результатов работы для предотвращения неадекватного поведения подростков на современном этапе.
Теоретические основы ценностных ориентаций обществаПонятие ценности и ценностных ориентацийПонятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX века. Данный термин достаточно широко используется в специализированной литературе по философии, психологии, социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Ч. Моррис считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией.
Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность - есть концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия.
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.
Около полувека ценностная проблематика находится в центре внимания отечественных социологов. Все они вплоть до начала 1990-х годов выражали свою приверженность марксистскому видению ценностных феноменов, отражающих весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных) - С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий и др.
Новейшие исследования ценностей социологов свидетельствуют о сдвиге ценностей. Естественно, это не могло не повлиять на содержание понятия "ценность". С их точки зрения, ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы и соотносят свои действия.
Ценность – базовые представления о том, что определённые идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, они «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» (Д. А. Леонтьев).
Наряду с этим, среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, то есть присущи максимальному количеству людей, например, свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и др.
Сегодня ценностные ориентации рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Таким образом, ценностные ориентации – это:
идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;
способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.
Таким образом, проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке.
Классификация ценностейСуществует большое разнообразие личностных ценностей. Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:
Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;
экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;
эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство;
социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям – любви, дружбе, преданности и т. д.;
политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния;
религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определённой системе представлений (вере).
Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Кроме этого критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.
Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства.
Исходя из этого, М. Рокич делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.
Тем не менее, следует полагать, что разделение ценностей на два основных типа весьма относительно, как и любая другая типология.
Следует обратиться еще к одной типологии ценностей, по которой обычно выделяют традиционные ценности, то есть ценности, сформировавшиеся в недрах традиционного общества, и современные ценности.
Таким образом, существует большое множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации подростковПрежде чем рассмотреть особенности ценностных ориентаций подростков, необходимо дать понятие подросткового возраста. Подростковый возраст закономерно является объектом внимания исследователей на протяжении всей истории становления психологии развития. Представители различных теоретических школ по-разному понимали границы подросткового возраста, значительно отличались и трактовки особенностей психического развития на протяжении этого периода развития личности.
Период подросткового возраста определяется в границах с 12 до 17 лет, главным психологическим содержанием которого является подготовка ребенка к взрослой жизни.
Л.С. Выготский считал, что в центре структуры самосознания подростка не только мышление, но и воображение. Мечтания подростка не связаны с реальной ситуацией, подросток «работает» с категорией возможного. Таким образом, углубленное самосознание подростка позволяет ему по-новому воспринимать окружающий мир, как материальный, так и духовный. Способность к теоретическому мышлению, присвоение системы научных понятий в различных областях знания, в том числе и для познания себя, приводит к быстрому развитию личностной рефлексии и, на основе этого, к интенсивному развитию самосознания.
Современные подростки очень дифференцированы с точки зрения их социального и культурного развития. Подростки отличаются друг от друга способами проведения свободного времени, интересами, отношениями к своим обязанностям, к производственной или общественной работе, отношением к школе, родителям, иерархией ценностей, различным подходом к жизни и реакциями на определенные ситуации. Особенно явно эта дифференциация проявляется в последние годы.
Подростковый возраст – это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных ориентации. Качественно новый уровень самосознания, характерный для подросткового возраста (Выготский Л.С, Якобсон С.Г. и др.), является определяющим психологическим условием формирования ценностных ориентации.
А. Ю. Стойлик в начале 00-х гг. провел сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций подростков и юношей, полностью повторяющее эмпирическую схему работ, проведенных в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70 – 80-х годах ХХ века (Б.С. Круглов, А. Адыкуллов, А.С. Шаров). Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича (см. Приложение).
Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
Эмпирическое исследование ценностей и ценностных ориентаций подростковПроцедура исследования ценностей и ценностных ориентаций подростковЭмпирическое исследование, направленное на выявление ценностей и ценностных ориентаций подростков Гимназии №15 проводилось с 16 по 24 декабря 2014г.
Исследование проводилось с использованием методики М. Рокича «Изучение ценностных ориентаций». Процедура проведения исследования заключалась в том, что испытуемым предлагалось заполнить бланк методики М. Рокича «Изучение ценностных ориентаций». Процедура диагностики проводилась групповым способом.
Методика М. Рокича «Изучение ценностных ориентаций» представляет собой технику, направленную на исследование индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей.
Базой для разработки данного опросника стали теоретические положения самого М. Рокича. Он определяет понятие ценностей двояко. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей и определенного смысла жизни по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого, М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности-средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.
Достоинством методики является ее компактность, быстрота проведения и обработки результатов, универсальность, то есть пригодность к использованию на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. К недостаткам методики можно отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются на их абсолютную значимость.
Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей – терминальных и инструментальных (см. Приложение). Респондентам предлагают два списка ценностей. В результате процедуры тестирования испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от 10 до 20 мин.
Процедура проведения. Исследование начинается с того, что респондентам предлагают два списка ценностей (по 18 в каждом) на листе бумаги в алфавитном порядке. Сначала предъявляется набор терминальных ценностей, затем – набор инструментальных. Далее дается инструкция следующего содержания:
Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».
Обработка результатов. В итоге испытуемый присваивает каждой ценности из списка определенный ранговый номер. Далее производится подсчёт среднего балла для каждой ценности у определенных возрастных групп.
Анализ и интерпретация исследования ценностных ориентаций подростковДля выявления ценностей и ценностных ориентаций подростков было опрошено 120 учеников 6 – 11 классов. При этом следует отметить, что все опрошенные были разделены на три равные группы по классам: 6 – 7 классы, 8 – 9 классы, 10 – 11 классы.
Представим анализ и интерпретацию результатов исследования по методике М. Рокича «Изучение ценностных ориентаций». В результате проведенного исследования подростков, обучающихся в Гимназии №15 были получены следующие результаты, представленные в таблицах 2.1, 2.2.
Таблица 2.1
Терминальные ценности подростков учеников 6 – 11 классов
Ценность 6 -7 классы 8 - 9 классы 10 - 11 классы
балл балл балл
Активная деятельная жизнь 12 10 9
Жизненная мудрость 16 15 14
Здоровье 15 14 15
Интересная работа 13 12 2
Красота природы и искусства 14 13 17
Любовь 8 2 3
Материально обеспеченная жизнь 2 4 7
Наличие хороших и верных друзей 7 5 4
Общественное признание 17 16 11
Познание 10 11 13
Продуктивная жизнь 18 17 16
Развитие 6 9 5
Развлечение 1 3 10
Свобода 11 7 1
Счастливая семейная жизнь 5 8 8
Счастье других 9 18 12
Творчество 3 6 18
Уверенность в себе 4 1 6
Представленная информация относительно терминальных ценностей учеников не дает возможности выявить тенденции выбора тех или иных ценностей в соответствии с возрастной категорией. Данную информацию необходимо обобщить с целью определения наиболее значимых и менее значимых ценностей подростков исходя из их возрастной категории.
Рис. 2.1. Предпочитаемые ценности подростков
Рис. 2.2. Отвергаемые ценности подростков
Из диаграмм видно, что для подростков 12 – 13 лет основной предпочитаемой ценностью являются развлечения. Этой же позиции придерживаются и подростки 14 – 15 лет. При этом, следует отметить, что для старшеклассников предпочитаемой ценностью является свобода. Кроме этого ученики 6 – 7 классов основными ценностями являются материально обеспеченная жизнь, творчество, уверенность в себе. При этом отвергаются такие ценности как продуктивная жизнь, общественное признание, жизненная мудрость, красота природы и искусства, интересная работа. Подростки 8 – 9 классов считают основополагающими такие ценности как любовь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, творчество. Менее предпочитаемыми ценностями для них являются счастье других, общественное признание, жизненная мудрость, здоровье, красота природы и искусства. Для учеников старших классов к предпочитаемым ценностям можно отнести интересную работу, любовь, развитие, уверенность в себе. При этом совершенно отвергаются такие ценности как: красота природы и искусства, жизненная мудрость, продуктивная жизнь.
Результаты опроса подростков относительно инструментальных ценностей представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Инструментальные ценности подростков 6 – 11 классов
Ценность 6 -7 классы 8 - 9 классы 10 - 11 классы
балл балл балл
Аккуратность 8 13 13
Воспитанность 13 12 10
Высокие запросы 18 18 18
Жизнерадостность 7 15 14
Исполнительность 1 9 15
Независимость 10 8 12
Непримиримость к недостаткам в себе и другим 9 16 17
Образованность 12 5 2
Ответственность 5 10 10
Рационализм 17 7 7
Самоконтроль 16 14 9
Смелость в отстаивании своего мнения 11 4 3
Твёрдая воля 4 6 4
Терпимость 14 3 5
Широта взглядов 15 1 1
Честность 3 2 6
Эффективность в делах 6 14 8
Чуткость 2 17 16
Наиболее предпочитаемые и наиболее отвергаемые инструментальные ценности представлены на рис. 2.3. и 2.4.
Рис. 2.3. Предпочитаемые ценности подростков
Рис. 2.4. Отвергаемые ценности подростков
У подростков 6 -7 классов предпочитаемыми инструментальными ценностями являются исполнительность, чуткость, честность, ответственность. При этом отвергаются такие ценности как высокие запросы, рационализм, самоконтроль, широта взглядов, а также терпимость и воспитанность. Подростки 8 – 9 классов считают основополагающими такие ценности как широта взглядов, честность, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения, образованность, твёрдая воля. Менее предпочитаемыми ценностями для них являются высокие запросы, чуткость, общественное признание, жизнерадостность, самоконтроль, аккуратность. Для учеников старших классов к предпочитаемым ценностям можно отнести широта взглядов, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, твёрдая воля, терпимость, честность. При этом совершенно отвергаются такие ценности как: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и другим, чуткость, исполнительность, жизнерадостность, аккуратность.
Таким образом, в процессе наблюдения и проведенного опроса было выявлено, что в сознании подростков наиболее важными терминальными ценностями являются хорошие друзья, любовь, свобода и материальная обеспеченность, а инструментальными – широта взглядов, честность, твёрдая воля и образованность.
ЗаключениеВ ходе данного исследования автором были получены следующие выводы:
Проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке.
Ценности являются концепциями жизненных предпочтений личности (или социальной группы), отражающими ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние. Ценностные ориентации представляют собой результат осознанного выбора того или иного варианта действия.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
В результате опроса подростков, обучающихся в Гимназии №15, были выявлены следующие основные терминальные ценности: хорошие друзья, любовь, свобода и материальная обеспеченность
Инструментальные ценности: широта взглядов, честность, твёрдая воля и образованность
При этом наблюдаются иногда значительные структурные изменения в разных возрастных категориях, которые можно объяснить особенностями развития подростков и изменения гормонального фона. Часто случалось, что ценности, бывшие в приоритете у младшей возрастной группы уходили на второй план в более взрослом возрасте, но возвращались в старшем возрасте и наоборот.
Список литературыАбрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П., Шаповалов, В.А. Социология молодежи / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. – 576 с.
Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.– М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. – 647 с.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1. .115–123.
Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. [Электронный ресурс] / А.Ю. Стойлик // – Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143 – сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование.
Сулейманова С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (22.00.04). [Электронный ресурс] / С.Т. Сулейманова // – Пенза, 2006. – 25 с. – Режим доступа: URL: http://www.pnzgu.ru – сайт «Пензенский государственный университет». [29.02.2008]
Ценностные ориентации подростков. Психологический словарь на azps.ru//http://azps.ru/handbook/c/cenn541.html – сайт «А. Я. Психология».
Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. – М., 2003. – 24 с.
ПриложениеСтимульные списки по методике
«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» М. Рокича
Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».
Терминальные ценности Инструментальные ценности 1. Активная деятельная жизнь 1. Аккуратность 2. Жизненная мудрость 2. Воспитанность 3. Здоровье 3. Высокие запросы 4. Интересная работа 4. Жизнерадостность 5. Красота природы и искусства 5. Исполнительность 6. Любовь 6. Независимость 7. Материально обеспеченная жизнь 7. Непримиримость к недостаткам в себе и других 8. Наличие хороших, верных друзей 8. Образованность 9. Общественное признание 9. Ответственность 10. Познание 10. Рационализм 11. Продуктивная жизнь 11. Самоконтроль 12. Развитие 12. Смелость в отстаивании своего мнения 13. Развлечение 13. Твёрдая воля 14. Свобода 14. Терпимость 15. Счастливая семейная жизнь 15. Широта взглядов 16. Счастье других 16. Честность 17. Творчество 17. Эффективность в делах 18. Уверенность в себе 18. Чуткость Обработка результатов методики
Индивидуальная диагностика включает в себя различные блоки ценностей. М. Рокич предлагает выделять и анализировать блоки ценностей.
Так, например, в блоке терминальных ценностей нередко группируются вместе конкретные «жизненные» ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно объединение ценностей профессиональной самореализации (работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, друзья, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, свобода, творчество, развлечения, уверенность в себе и др.) в противовес ценностям межличностных отношений (друзья, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
По близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).