Модель подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников
Модель подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников
В настоящие время особенно остро стоит проблема обеспечения дошкольных учебных заведений профессиональными педагогическими кадрами, способными к эффективному решению воспитательно-образовательных задач. Сложность решения данной проблемы на современном этапе обусловлена многими социально-экономическими факторами.
Практика показывает, что с одной стороны, повышаются требования к педагогу - воспитателю, работающему с маленьким ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а с другой стороны – низкий уровень профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Отсюда возникает значимость проблемы формирования у будущих воспитателей готовности к взаимодействию с детьми как условия эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства, гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами [6].
В системе профессионального образования большое внимание уделяется среднему звену, которое находится в тесном взаимодействии со сферой труда и направленно на подготовку специалистов-практиков, способных эффективно реализовать непосредственно сам процесс деятельности. Именно этот образовательный уровень призван обеспечить подготовку практико-ориентированных специалистов в сфере дошкольного образования [14].
В отрасли педагогического образования научные работники рассматривали такие вопросы: формирование мотивов учебно-познавательной деятельности студентов гуманитарного профиля (С. М. Клименко); педагогическое стимулирование студентов в условиях модульной организации учебы (В. А. Ковальчук); организация воспитания будущих воспитателей и учителей начальных классов (А. А Кучерявый) [52].
Вышеназванные исследования убеждают, что в современной педагогической науке большое значение уделяется профессиональной подготовке будущих педагогов. Ученые современности уделяют значительное внимание изучению закономерностей, принципов, условий, методов и технологии учебы в высшей школе и, в частности, подготовке будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в ДУЗ.
На современном этапе главная цель украинской системы высшего образования – это создание условий для развития и самореализации каждой личности. В связи с этим ведется поиск новых подходов к профессиональной подготовке будущих воспитателей [41].
В образовательном процессе высшего образования используются разнообразные методологические подходы к подготовке специалиста. Их можно классифицировать по следующим критериям:
‒ научная дисциплина: философский, психологический, педагогический междисциплинарный подходы;
‒ организация анализа: системный, комплексный, структурный подходы;
‒ главный объект: деятельный, культурологический, личностный подходы;
‒ степень новизны: традиционные (академический, системный, деятельный), инновационные (синергетический, интегративный, полипарадигмальный, информационный, комплексный) подходы [51].
Проведенный анализ показывает, что большинство научных исследований, посвященных проблеме подготовки будущих педагогов, основываются на предметном или деятельном подходе, который был и остается ведущим. Кроме того, главное место занимает личностно-ориентированное обучение, которое предусматривает перенесение акцента с предмета деятельности на личность педагога. Знания, умения и навыки следует рассматривать не как цель или результат педагогического процесса, а как средства развития личности, выявление ею собственного внутреннего потенциала [75].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что самой главной задачей современной высшей школы является не просто подготовка специалиста, а формирование личности с высоким уровнем профессионализма, способной быстро адаптироваться и активно, творчески действовать в реальных образовательных условиях [42].
В процессе анализа проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях определяющим является создание условий для самосознании мотивационной сферы, необходимости формировать и совершенствовать в себе интерес, связанный с естественным окружением (познавательным, эмоциональным, эстетическим, коммуникативным и др.) и знание особенностей развития мотивационной сферы и закономерностей формирования физического мотивированного поведения у детей дошкольного возраста. В связи с этим процесс подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в ДУЗ должен строиться с соблюдением таких принципов:
‒ принцип мотивации ‒ мотивирование решение учебных заданий, познавательной деятельности, работа с детьми в осознании своей жизненной роли (преподаватель излагает цель изучения модулей и темы дисциплины, студенты (будущие воспитатели) ее обосновывают и формируют главные аспекты);
‒ аксиологический принцип ‒ опора на моральную, эстетическую, экономическую, познавательную ценность студентов, формирование ценностей, связанной со сферы физического воспитания (использование учебной ситуации);
‒ принцип осознанности ‒ сознательное отношение к использованию нетрадиционных методов физического воспитания, к повышению собственной профессиональной компетентности, понимания необходимости использования нетрадиционных методов физического воспитания в нынешнее время, соблюдения правил поведения, в жизненных ситуациях, формирование личностных самооценок (создание условий для осмысления цели и формирование личностных смыслов в процессе изучения дисциплины, разработка проекта физического воспитания старших дошкольников) [94].
Прежде всего, при подготовке будущих воспитателей к использованию не традиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях, необходимо обеспечить необходимый уровень социально-биологических аспектов жизнедеятельности и, в том числе, создать предпосылки для многообразных проявлений творческого потенциала [35].
Разработка соответствующих методик осуществлялось в исследованиях Л. В. Градусовой, Л. А. Арутюновой, Н. К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т. А. Репеной [39].
Таким образом, осуществив анализ психолого-педагических исследований, посвященных подготовке будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания дошкольников, а также физической социализации дошкольников, было уделено особое внимание изучению условий, которые непосредственно влияют на формирование мотивации у будущих воспитателей. Среди них были выделены те, которые возможно обеспечить в процессе осуществление подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в ДУЗ, а именно:
обеспечения эстетичных, эмоциональных переживаний;
привлечения к самостоятельной постановке цели;
организации окружающей среды;
побуждении к познавательной, поисковой активности;
включение в разные виды деятельности;
обеспечение ситуации успеха;
нахождение личностного смысла;
учет предыдущего опыта;
поддержка мотивации.
Как верхняя ступень подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитании дошкольных учебных заведениях было определено, что главным в физическом воспитания является нахождение личностного смысла, самоутверждения самого студента, нахождении собственного «Я», поскольку это является главной задачей изучения дисциплины «Методика физического воспитания в дошкольных учебных заведениях». По нашему мнению, лишь тот воспитатель, который сам нашел личностный смысл использования нетрадиционных методов физического воспитания детей, будет ответственно, творчески и инициативно относиться к своей профессиональной обязанности, будет иметь достаточный уровень готовности к использованию нетрадиционных методов физического воспитания дошкольников [80].
Условие «учета предыдущего опыта» схематически изображено как «фундамент», поскольку его соблюдение важно и целесообразно на всех этапах физического воспитания подготовки будущего воспитателя. Обеспечение этого условия помогает активизировать познавательную деятельность и повышать уровень осознанности учебного материала [14].
Первая ступень ‒ вызов эмоциональных переживаний, эстетичных впечатлений. Это условие обеспечивается использованием таких приемов, как празднование спортивных праздников и развлечений, проведение «Спортакиад», «Малых олимпиад» и походов, организованных преподавателем и студентами, проведение тренинговых упражнений, как вариант использования нетрадиционных методов физического воспитания.
Вторая ступень, которая условно была названа «привлечение к постановке цели», содержит важную смысловую нагрузку: интенсификацию, усиление процесса самовоспитания, саморазвития, самоусовершенствования. При этом самовоспитание возможно лишь на основе само программирования, то есть предыдущей разработки проекта или программы собственного развития.
Блок самообразования заключался в написании рефератов, изучении литературы, посвященной рассматриваемой нами теме, а так же изучение журнальных статей и составление своей собственной модели использования нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников. Этот блок предусматривал работу будущих воспитателей с применением собственного опыта, самооценку уровня теоретической и практической готовности в пределах конкретной темы, самооценку личностных качеств, необходимых для практической деятельности; блок самообразования ориентировал на самостоятельное изучение литературных источников исследуемой нами темы [52].
Третья ступень ‒ организация необходимой среды: оборудование учебной аудитории, учебного корпуса плакатами и рисунками, посвященными здоровому образу жизни, по тематике использования нетрадиционных методов физического воспитания дошкольников. Особое значение имеет базовое дошкольное учебное заведение, в котором студенты получают возможность наблюдать и анализировать организацию использования нетрадиционных методов физического воспитания, разная форма работы с детьми опытных воспитателей, а также самостоятельное осуществление образовательных проектов использования нетрадиционных методов физического воспитания дошкольников.
Четвертая ступень ‒ побуждение поисковой активности. Разнообразие и вариативность самостоятельной работы, индивидуальных творческих заданий, которые позволяют студентам выбирать задание по собственным интересам и активизируют их желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, осуществлять поиск путей решения тех или иных заданий [1].
Для реализации поисковой активности были разработаны следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные задания репродуктивного характера: сделать выписку из трудов зарубежных и отечественных педагогов; ознакомится с играми, связанными с использованием нетрадиционных методов физического воспитания и подготовиться к их проведению; создать подборку упражнений и игр-тренингов с использованием нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников и подготовиться к их проведению.
Следующий вид самостоятельных заданий ‒ это самостоятельные задания конструктивного характера, которые предусматривают реконструирование интеллектуальных и практических действий студентов.
Следующий вид ‒ это самостоятельная работа творческого характера: практический семинар на тему «Психолого-педагогические условия использования нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников». Целью практической работы являлся поиск инновационных технологий по использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников, воспитание желания заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни; обучение самостоятельному выполнению двигательных действий и игровых упражнений, развитие основных физических качеств, усовершенствование проведения различных эффективных форм работы с детьми с учетом передового опыта педагогов, поддерживание оптимального уровня физической и умственной работоспособности на протяжении дня, развитие интереса к активной двигательной деятельности, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, создание развивающей среды для активной двигательной деятельности детей в дошкольном учебном заведении и семье [67].
Пятая ступень ‒ привлечение студентов к различным видам деятельности. В учебном процессе студенты должны привлекаться к познавательной, практической, исследовательской, поисковой, проектной и другими видами деятельности с акцентами на приобретение умений и практического опыта [7].
Во время практических занятий деятельность студентов активизируется путем реализации имитационно-игрового и личностно ориентированного подходов, для чего использовались разнообразные деловые игры, подготовка образовательных проектов по использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников, методическая ярмарка, пресс-конференция, беседа за круглым столом.
Шестая ступень ‒ обеспечение ситуации успеха. Для поддержки мотивации это очень важное условие, потому как во время аудиторной работы стоит отмечать успехи каждого студента. Кроме того, индивидуальная работа со студентами, консультационная помощь во время подготовки к выполнению заданий, которые нуждаются в публичной презентации, помогают предотвратить проявлений неуспеваемости [18].
Обеспечение каждого условия способствует формированию мотивационной сферы будущего воспитателя, потому поддержка мотивации объединяет на схеме все другие вышеуказанные условия. Это условие, с одной стороны, усиливает эффективность всех других, а также способствует поддержке мотивации.
Задачей педагогов, воспитателей, является необходимость учета физических особенностей в воспитании детей [71].
Среди главных условий, которые обеспечивают развитие личности у будущих воспитателей было определено:
‒ учет начальных типов мотивации взаимодействия с природой и особенности физического сознания студентов, постепенная поддержка мотивации отношения к физической дифференциации и физической работе с детьми, сочетания диагностики и самодиагностики в учебном процессе;
‒ соответствие содержания учебной деятельности студентов в структуре готовности будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания;
‒ организационно-методическое обеспечение системной работы студентов по подготовке к использованию нетрадиционных методов физического воспитания, ориентированной на результат поведения дошкольников в реальной ситуации учебно-воспитательного процесса дошкольного заведения;
‒ производительное персонифицированное сотрудничество преподавателя и студентов, которое актуализирует для будущих специалистов личностную значимость приобретения опыта формирования физического мотивированного поведения в работе с дошкольниками, поиск путей самоусовершенствования [1].
Согласно условиям формирования мотивации были определены критерии отбора средств решения проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях:
‒ влияние на эмоциональную сферу и отношение к физической социализации (эстетические, моральные чувства);
‒ усвоение новых знаний и актуализация ранее полученных;
‒ активизация учебной деятельности ( желание, потребность);
‒ привлечение к практической деятельности;
‒ возможность приобретения личностного смысла;
‒ мотивирование физической социализации дошкольников и педагогической деятельности в сфере физического воспитания [64].
Были определены также средства подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях, которые отвечали вышеназванным критериям:
естественная окружающая среда;
научно методический комплекс;
деятельность студентов под руководством преподавателя и самостоятельная работа [75].
Первое место среди средств неслучайно занимает естественное окружение, поскольку влияние природы и осознание роли в природе нельзя переоценивать. В учебно-воспитательном процессе следует использовать разнообразную возможность привлечь внимание студентов к естественной окружающей среде, к важности физического воспитания, неразрывно связанным с окружающей жизнью, а именно: включать в учебный процесс пересмотр фрагментов фильмов по оздоровительной тематике, проводить беседы о важности физической социализации в обществе и др. [93].
Определив специфику подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания, а так же сформулировав категориальный аппарат и основные положения организации работы в данной отрасли педагогической науки, была разработана модель подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания (см. рис. 1.1.).
Таким образом, в процессе подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания считается целесообразным создавать условия, которые непосредственно будут влиять на формирование мотивов: эстетичные, эмоциональные переживания; самостоятельная постановка цели; окружающая среда; познавательная, поисковая активность; включение в разные виды деятельности; обеспечение ситуации успеха; нахождение личностного смысла; учет предыдущего опыта; поддержка мотивации и предоставление преимущественно средствам, которые влияют на чувства, мотивируют поведение (естественное окружение, научно- методический комплекс и разнообразную деятельность будущих воспитателей).
Цель: формирование готовности будущих воспитателей к физическому воспитанию детей дошкольного возраста
1828800228600Задачи
00Задачи
5143500228600Результат
00Результат
3543300228600Формы работы
00Формы работы
228600228600Цель
00Цель
-914400228600Этапы
00Этапы
563626085090005029200170815осознание личностной позиции по вопросам физической социализации дошкольников на сегодняшний день
00осознание личностной позиции по вопросам физической социализации дошкольников на сегодняшний день
40754308509000224663085090004965708509000-7016758509000
91440024130‒ ознакомить студентов со сложившейся ситуацией по вопросу физического воспитания на сегодняшний день;
‒ подвести студентов к интересу будущей профессии и стремлению самосовершенствования относительно данного вопроса;
‒ сформировать теоретическую базу, которая в последующем поможет студентам в физическом воспитании дошкольников на практике.
00‒ ознакомить студентов со сложившейся ситуацией по вопросу физического воспитания на сегодняшний день;
‒ подвести студентов к интересу будущей профессии и стремлению самосовершенствования относительно данного вопроса;
‒ сформировать теоретическую базу, которая в последующем поможет студентам в физическом воспитании дошкольников на практике.
-91440024130Мотивационно - когнитивный
00Мотивационно - когнитивный
-34290024130вызвать интерес к дисциплине и желание профессионального роста в сфере физического воспитания детей
00вызвать интерес к дисциплине и желание профессионального роста в сфере физического воспитания детей
8001002794000
-4572001016000
46863001079500057150001079500091440010795000224663010795000407543010795000
502920046990самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, а также осознания студентами важности собственного здоровья
00самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, а также осознания студентами важности собственного здоровья
102870046990проведение лекционных занятий; обзор литературы;
00проведение лекционных занятий; обзор литературы;
49657016129000
2246630393700040754303937000914400109855ознакомить студентов с особенностями написания творческой работы, на основе которой будет проведен самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, осознания студентами собственной проблемы, в сфере взаимодействии между людьми разных физических особенностей.
00ознакомить студентов с особенностями написания творческой работы, на основе которой будет проведен самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, осознания студентами собственной проблемы, в сфере взаимодействии между людьми разных физических особенностей.
-34290092710изучение и анализ системы норм физического развития, а так же особенностей физического сознания
00изучение и анализ системы норм физического развития, а так же особенностей физического сознания
-6858009271000354330031750беседа; лекционные, практические и самостоятельные занятия; привлечение студентов к самодиагностике и самооценке.
00беседа; лекционные, практические и самостоятельные занятия; привлечение студентов к самодиагностике и самооценке.
-91440085090Творческий
00Творческий
80010010223500
49149001327150034290005397500-45720013271500
-4572006794500
496570190500
5967095-5715002246630-5715004075430-5715001371600108585‒ на основе лекционного материала профессионально подготовить будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания;
‒ на основе самостоятельных работ активизировать субъективный фактор, субъективную позицию студентов относительно себя как будущих профессионалов;
‒ при проведении курса лекций, направленных на подготовку будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях дать понять необходимость в саморазвитии по отношению исследуемого вопроса.
00‒ на основе лекционного материала профессионально подготовить будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания;
‒ на основе самостоятельных работ активизировать субъективный фактор, субъективную позицию студентов относительно себя как будущих профессионалов;
‒ при проведении курса лекций, направленных на подготовку будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях дать понять необходимость в саморазвитии по отношению исследуемого вопроса.
-6858004762500-34290047625Осознание необходимости профессионального роста, самоусовершенствования, активизация субъектного фактора, субъектной позиции студента относительно себя как будущего профессионала, осознание возможности саморазвития в вопросе физического воспитания дошкольников
00Осознание необходимости профессионального роста, самоусовершенствования, активизация субъектного фактора, субъектной позиции студента относительно себя как будущего профессионала, осознание возможности саморазвития в вопросе физического воспитания дошкольников
-91440032385Рефлексивно - креативный
00Рефлексивно - креативный
125730015621000
137160092075001371600920750044221409207500-45720092075005257800206375привлечение студентов к научно-исследовательской работе
00привлечение студентов к научно-исследовательской работе
1600200206375проведение самостоятельных занятий конструктивного характера на различные темы, касающиеся нетрадиционных методов физического воспитания детей старшего дошкольного возраста; заполнение студентами таблицы «Проект самоусовершенствования».
00проведение самостоятельных занятий конструктивного характера на различные темы, касающиеся нетрадиционных методов физического воспитания детей старшего дошкольного возраста; заполнение студентами таблицы «Проект самоусовершенствования».
514350021780500
605790045085004422140850900065405014922500-6858004508500-914400263525Изучение спецкурса «Подготовка будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания»
00Изучение спецкурса «Подготовка будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания»
Рис. 1.1. Модель подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников
Проведение вышеизложенных форм работы со студентами должно происходить в соответствии с постоянной поддержкой их мотивации в отрасли физического воспитании и использования нетрадиционных методов физического воспитания будущих воспитателей. Стоит также учитывать особенность мотивационной сферы студентов относительно учебной деятельности вообще и мотивацию взаимодействия с природой в частности. Другими словами, работа со студентами во время занятий и консультационного общения должна строиться дифференцированно, с учетом направленности личности, интенсивности отношения к физической социализации.
Цель формирующего этапа экспериментального исследования заключается во внедрении разработанной методики подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников и проверке ее эффективности.
Анализ учебной дисциплины по профессиональной подготовке будущих воспитателей показал, что наиболее целесообразно формировать готовность к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников в процессе изучения дисциплины «Дошкольное воспитание», включающей подраздел «физическое воспитание дошкольников». Возможности этой дисциплины в формировании готовности к использованию нетрадиционных методов физического воспитания и возможности повысить при условиях личностно-развитающей стратегии, предполагающей не просто обучение студентов способам воспитательного воздействия, а образование их мотивационной, интеллектуальной, поведенческой структур и, в конечном счете, формирование у них высокого уровня готовности к физическому воспитанию дошкольников.
Для реализации выше сказанного был разработан научно методический комплекс «Нетрадиционные методы физического воспитания дошкольников»: программа, методические рекомендации, тематика практических занятий, перечень заданий самостоятельной работы, ориентировочная тематика и указания к использованию нетрадиционных методов физического воспитания.
Цель изучения дисциплины «Нетрадиционные методы физического воспитания» рассматривалась, прежде всего, как формирование готовности будущих воспитателей к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи изучения данной дисциплины были сформулированы таким образом, чтобы охватывались все компоненты готовности будущих воспитателей (теоретический, практический, мотивационный), а именно:
‒ Расширение, обобщение и уточнение знаний студентов о физическом воспитании дошкольников.
‒ Формирование потребности и мотивов в сфере физического воспитания старших дошкольников.
‒ Обогащение эстетических впечатлений и формирование системы физических ценностей.
‒ Формирование теоретической базы знаний об условиях, содержании, форме и методах работы относительно физического воспитания дошкольников.
‒ Подготовка к практическому воплощению теоретических знаний использования нетрадиционных методов физического воспитания в условиях дошкольного учебного заведения с целью формирования физической активности детей.
‒ Ознакомление с основой организационно методической работы дошкольных заведений.
‒ Подготовка к самостоятельному приобретению естественных и методических знаний (работа со справочной и методической литературой, наблюдение, эксперименты и т.д.)
‒ Формирование нетрадиционных идей относительно физического воспитания.
На основе теоретического анализа исследований в отрасли подготовки будущих воспитателей, было определено четыре этапа подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в ДУЗ:
‒ Осознание мировоззренческой позиции по вопросам физической социализации дошкольников на сегодняшний день;
‒ Изучение и самоанализ нетрадиционных методов физического воспитания и особенностей физического самосознания, осознания студентами собственной проблемы, в сфере взаимодействия между людьми разной физической силы;
‒ Постановка цели профессионального роста, самоусовершенствование, активизация субъективного фактора, субъектной позиции студента, относительно себя как будущего профессионала, осознание возможности в вопросе физического воспитания дошкольников;
‒ Становление готовности студентов к физическому воспитанию: мотивационной (выработка позитивного отношения к нетрадиционным методам,, выработка соответствующего поведения), теоретический (закрепление и обогащение знаний о физическом воспитании) и практической (приобретение опыта в физическом воспитании, практических умений и навыков формирования соответствующего физического поведения у дошкольников).
Эффективность процесса формирования готовности будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников обеспечивалась структурно четкой и содержательной организацией учебно-воспитательной работы в высшей школе, которая предусматривала логические взаимосвязи лекционных, практических и самостоятельных занятий в сочетании с педагогической практикой и мероприятиями воспитательной работы.
В экспериментальной методике важная роль отводилась лекциям, посещение которых способствовало получению студентами теоретических знаний, необходимых для формирования готовности к физическому воспитанию в процессе формирования личности дошкольника и собственного профессионального становления.
Анализ практики в высшем учебном заведении показал, что традиционная лекции является информационной. Известно, что во время изучении нового материала значительный процент его забывается или вовсе не воспринимается. Характерной особенностью усвоения нового материала является возможность практического применения усвоенного материала в процессе собственной деятельности субъекта. Если во время подготовки к физическому воспитанию шире использовать активные, проблемные методы, приемы мотивации, то усвоение теоретических знаний будущими воспитателями, необходимых для физического воспитания дошкольников, будет успешнее, а уровень сформированности теоретического компонента готовности к физическому воспитанию значительно более высоким.
Поэтому во время учебного процесса вместе с традиционной лекцией должна использоваться лекция с включением сообщений студентов (лекции по разделу «Проблема физической готовности дошкольников», и «Проблемы физического воспитания девочек и мальчиков», «Использование нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников»), проблемная лекция («Особенности использования нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников»).
На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя ‒ создав проблемную ситуацию, пробудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к поисковой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить в ходе их разрешения и в итоге как результат ‒ студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность [54].
Формирование и закрепление практических умений и навыков, необходимых для физического воспитания дошкольников, происходило на практических занятиях и во время выполнения самостоятельных заданий творческого характера.
Практические занятия по дисциплине имели определенную структуру, которая включала теоретический, практический компонент и блок самообразования.
Важное место в методике подготовки будущих воспитателей к физическому воспитанию старших дошкольников отводилось практическим занятиям.
Практическое занятие ‒ форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.
Практические занятия способствуют формированию профессиональных умений и навыков, овладению практическим аспектом готовности будущих воспитателей.
Во время практических занятий деятельность студентов активизировалась путем реализации имитационно-игрового и личностно ориентированного подходов, для чего использовалась разнообразная деловая игра, подготовка к использованию нетрадиционных методов физического воспитания детей, методическая ярмарка, пресс-конференция, беседа за круглым столом.
Теоретический блок включал рассмотрение и обсуждение теоретических положений темы, направленность на формирование компонента готовности будущих воспитателей к физическому воспитанию.
Блок самообразования заключался в написании рефератов, изучении литературы, посвященной рассматриваемой нами теме, а также изучении журнальных статей и составлении своей собственной модели физического воспитания дошкольников. Это блок предусматривал работу будущих воспитателей с применением собственного опыта, самооценку уровня теоретической и практической готовности в пределах конкретной темы, самооценку личностных качеств, необходимых для последующей практической физической деятельности; блок самообразования, ориентировал на самостоятельное изучение литературных источников исследуемой темы [27].
Следовательно, отбор методов для вышерассмотренных нами форм работы со студентами осуществляется по следующим критериям: влияние на чувственную сферу (например, беседа о здоровом образе жизни), предоставление самостоятельности и активности в обогащении знаний (например, изучение литературы по теме и составление собственной модели), предоставление возможности практического использования добытых знаний (осуществление собственных образовательных проектов физической направленности на базе дошкольных учебных заведений).
В процессе подготовки будущих воспитателей к физическому воспитанию детей дошкольного возраста использовались модифицированные варианты физических игровых упражнений, направленные на решение следующих задач:
коррекция, формирование и развитие физической установки личности;
коррекция цели взаимодействия личности с естественными объектами;
формирование умений и навыков взаимодействия детей разных полов;
развитие мужественности у мальчиков и грации у девочек;
привлечение родителей к физическому воспитанию.
Эффективность процесса формирования у студентов готовности к физическому воспитанию зависит не только от методики проведения лекционных и практических занятий, но и от степени активности студентов, их умения самостоятельно пополнять собственный теоретический багаж.
Поэтому особенное место в подготовке будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников отводилось выполнению самостоятельных заданий.
В процессе подготовке использования нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников были выделены различные темы самостоятельной работы, образцы которых приведены ниже.
Самостоятельные задания репродуктивного характера были направлены на воссоздание студентами естественных и методических знаний:
‒ сделать выписку из трудов зарубежных и отечественных педагогов, посвященных использованию нетрадиционных методов физического воспитания дошкольников;
‒ ознакомить с подвижными играми, связанными с использованием нетрадиционных методов физического воспитания дошкольников и подготовится к их проведению;
‒ создать подборку упражнений и игр-тренингов (миниатюр) физического направления для детей старшего дошкольного возраста и подготовиться к их проведению.
Самостоятельные задания конструктивного характера, которые предусматривают реконструирование интеллектуальных и практических действий студентов, включающих в себя разработку конспектов проведения:
спортивных праздников;
‒ дней здоровья для детей разных возрастных групп («Мама, папа, я- вместе дружная семья»);
‒ физкультурных занятий с использованием нетрадиционных методов в разных возрастных группах;
утренней гимнастики;
стимулирующей гимнастики;
гимнастики пробуждения;
‒ родительского собрания на тему: «Чем могут помочь воспитатель и родитель друг другу».
‒ Разработка конспектов по темам: «Роль родителей в физическом воспитании ребенка», «Роль воспитателя дошкольного учебного заведения в физическом воспитании ребенка».
Во время выполнения самостоятельных заданий творческого характера проявляется высокий уровень познавательной активности будущих воспитателей. Такие задания могут проходить в виде проблемной ситуации, которая позволяет будущему воспитателю разобраться в проблеме, которая может возникнуть на практике, тем самым подготавливая будущих воспитателей к трудностям физического воспитания. Ниже приведены примеры таких занятий:
Занятие на тему: «В здоровом теле – здоровый дух»;
Занятие на тему: «Без здоровья нет счастья»;
Занятие на тему: «Здоровье ребенка- счастье в семье»;
Занятие на тему: «Законы здорового образа жизни».
Таким образом, была сформирована методика проведения самостоятельных занятий, что позволяет будущим воспитателям более подробно разобраться в вопросе физической социализации старших дошкольников.
В конце каждого этапа подготовки используются разные методы мониторинга, что дает возможность студенту определить «пробелы» в своих знания, а преподавателю оптимально результативно строить последующих педагогический процесс, уделяя больше внимание вопросам, которые показались сложными для усвоения студентов.
Таким образом, систематический анализ результатов мониторинговых исследований на этапе формирующего эксперимента обеспечивал гибкость в выборе средств и методов подготовки студентов к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях.
Более детально остановимся на содержании каждого этапа экспериментальной методики.
Первый этап подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания заключался в освоении теоретических знаний по проблеме физического воспитания.
Цель ‒ вызвать интерес к дисциплине и желание профессионального роста в сфере физического воспитания детей, ознакомить со структурой дисциплины, очертить проблематику и тематику творческих поисков относительно физического воспитания старших дошкольников.
Задачи:
‒ ознакомить студентов со сложившейся ситуацией по вопросу физического воспитания на сегодняшний день;
‒ подвести студентов к интересу будущей профессии и стремлению самосовершенствования относительно данного вопроса;
‒ формирование теоретической базы, которая в последующем поможет студентам в физическом воспитании дошкольников на практике.
На этом этапе осуществляется: обзор литературы, презентация современных психолого-педагогических исследований, постановка проблемы физического воспитания детей, установка на самоусовершенствование.
Методика мониторингового исследования результатов первого этапа подготовки заключается в проведении коллективного анализа осознания мировоззренческой позиции по вопросам физической социализации дошкольников на сегодняшний день. Во время проведения первого этапа студенты выражают свое мнение по вопросам физического воспитания дошкольников, высказывают мнение о недостатке теоретических источников литературы, а также об актуальности физического воспитания на сегодняшний день, когда жизнеспособность ребенка в дошкольном учебном заведении определяется высоким темпом, жесткой нормативностью, действием большого количества стрессов, ориентацией на соревновательность как обязательную составляющую современной жизни, невозможностью уединения, повсеместными оценками учебных достижений.
Данное положение обуславливает чрезмерную мобилизацию ресурсов, высокое эмоциональное напряжение, связанное со стремлением воспитанников соответствовать требованиям взрослых. Так, возникает риск не только соматических, а и психологических нарушений, возникновения нервозности как болезни личностного роста, проявления депрессии, различных фобий, чувства собственной неполноценности.
Второй этап ‒ это творческий этап, направленный на самоанализ использования нетрадиционных методов физического развития сознания студентов.
Цель ‒ изучение и самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, осознания студентами собственной проблемы, в сфере взаимодействия между людьми разной физиологии.
Задача второго этапа заключается в написании творческой работы посвященной исследуемой нами теме, на основе которой будет проведен самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, осознания студентами собственной проблемы, в сфере взаимодействии между людьми разных физических особенностей.
Его содержание ‒ это проведение комплекса диагностических методик, анкетировании, опросов, беседы, наблюдения за деятельностью студентов, в процессе педагогического изучения проблемы; привлечение к самодиагностике и самооценке.
Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на самоанализ системы физических ценностей и особенностей физического сознания, а также осознания студентами собственного здоровья. Студентам предлагается выполнить небольшую творческую работу на тему нетрадиционных методов физического воспитании в виде произведений-размышлений, или самостоятельных художественных произведений (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, и др.), которые были посвящены наиболее важным аспектам использования нетрадиционных методов физического воспитании на сегодняшний день.
После проведения диагностики и написания произведения организовывается обсуждение, в котором студенты рассматривают, критикуют и проводят самоанализ написанных произведений, проводится пересмотр и оценка своей системы ценности, рефлексия и уточнение планов своего личностного и профессионального становления.
Анализ и последующие обсуждение студенческих произведений позволяет раскрыть истинные отношения авторов к физическому воспитанию, определить общий уровень знаний по данному вопросу.
Третий этап был направлен на формирование умения будущих воспитателей самостоятельно осуществить физическое воспитание дошкольников.
На третьем этапе постановка цели профессионального роста, самоусовершенствования, активизация субъектного фактора, субъектной позиции студента относительно себя как будущего профессионала, осознание возможности саморазвития в вопросе физического воспитания дошкольников.
Задачи:
‒ на основе лекционного материала профессионально подготовить будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания;
‒ на основе самостоятельных работ активизировать субъективный фактор, субъективную позицию студентов относительно себя как будущих профессионалов;
‒ при проведении курса лекций, направленных на подготовку будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в дошкольных учебных заведениях дать понять необходимость в саморазвитии по отношению исследуемого нами вопроса.
На этом этапе предлагается посещение лекций по проблеме физического воспитания дошкольников, а также проведение самостоятельных занятий конструктивного характера на различные темы, касающиеся нетрадиционных методов физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
По окончанию третьего этапа студентам предполагается заполнить таблицу «Проект самоусовершенствования студентов по вопросу физического воспитания дошкольников» (табл.1.1.), в которой, во-первых, необходимо было определить собственные цели относительно личностного роста и усовершенствования знаний, умений, навыков в сфере физического воспитания, во-вторых, указать необходимые для этого ресурсы (информационные источники, время, практика, опыт, и тому подобное), в-третьих, продумать конкретные шага, мероприятия, с помощью которых студенты планируют достичь нужного результата. Для того, чтобы составить проект саморазвития, студент должен был правильно сформулировать задачи для саморазвития и самоусовершенствования, а затем составить стратегию и тактику для достижения необходимого результата. Заполнение таблицы продолжается в процессе прохождения третьего этапа, также допускается дополнение своими собственными замечаниями и разработкой новых заданий для саморазвития и самоусовершенствования в процессе физического воспитания дошкольников.
Таблица 1.1.
Проект самоусовершенствования студентов по вопросу использования не традиционных методов физического воспитания дошкольников
Направления самоусовершенствования Задачи Ресурсы Способы выполнения поставленных задач Примечания
Познавательный
(Какие знании я планирую получить, пополнить, закрепить?) Деятельный
(Чему хочу научиться в сфере физического воспитания дошкольников?) Личностный
(Чтобы я хотел изменить в своем собственном отношении к нетрадиционным методам физического воспитания?) Изучение вышеизложенного проекта рассматривается как метод мониторинга результатов третьего этапа подготовки, что позволит увидеть планирование студентов экспериментальной группы в процессе самоусовершенствования и саморазвитии.
Таким образом, экспериментальная учебная методика подготовки будущих воспитателей к нетрадиционным методам физического воспитания была построена поэтапно и в соответствии с определенными психолого-педагогическими условиями влияния на мотивационную сферу. На каждом этапе работы использовались следующие приемы мотивации: мотивирование готовности овладеть профессией; мотивирование желания действовать ‒ осуществлять физическое воспитание детей; разработка и реализация авторского образовательного проекта использования нетрадиционных методов физического образования. Все это способствует более профессиональной, целостной подготовке будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического образования старших дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексюк, А. М. Педагогіка вищої освіти України. Історія. Теорія : підручник / А. М. Алексюк. – К. :Либідь, 2003. – 560 с.
2. Амосов, Н. М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. – Киев : Здоровье, 1999. – 215 с.
Андреев, А. А. Педагогика высшей школы (новый курс) / А. А. Андреев // Московский международный институт экономики, финансов и права. – М., 2002. – 264 с.
Антонов, Ю. Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник»/ Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова // Обуч. – 2006. – № 1. – С. 5–8.
5. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и
спорте / И. В. Аулик. – М. : Медицина, 1999. – 192 с.
Артемова, Л. В. Пріоритети у підготовці педагогів дошкільного профілю / Л. В. Артемова // Дошкільне виховання. – 2002. – № 2. – С. 7–9.
Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1980. – 386 с.
Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М., 1991. – 254 с.
Бабанский, Ю. К. Педагогіка: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.
Базовый компонент дошкiльной освiти в Украiнi. – К., 2012. – 62 с.
Базова программа розвитку дитини дошкiльного вiку «Я у Свiтi»/ Наук. кер. та заг. ред. О. Л. Кононко. – К. : Свiточ, 2009. – 430 с.
Бальсевич, В. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 6. – С. 18–21.
Бальсевич, В. К. Физическая культура для все и для каждого/ В. К. Бальсевич. – М. : Ф и С., 2002. – 87 с.
Барбина, Е. С. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих учителей : науч.-метод. пособие / Е. С. Барбина [б. и.]. –Херсон, 2001. – 70 с.
Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки студентов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. – М. : Высшая школа, 1999. – 143 с.
Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду/ Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. –М. : Просвещение, 1987. – 135 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
Вержицкий, Г. А., Диагностика качества обучения в системе дополнительного профессионального образования / Г. А. Вержицкий, И. В. Кулакова. – М. : Просвещение, 2000. – 148 с.
Вiльчковський, Е. С., Теорiя i методика фiзичного виховання дiтей дошкiльного вiку: Навч. посiб. – 2-е вид., перероб. та доп. / Е. С. Вiльчковський, О. I. Курок. – Суми : ВТД «Унiверситетська книга», 2008. – 428 с.
Вiльчковський, Е. С. Методика фiзичного виховання в дитячому садку/ Е. С. Вiльчковський. – К. : Свiточ, 1999. – 245 с.
21. Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. – М. : Знание, 1987. – 95 с.
22. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей/ Э. С. Вильчковский. – К. : Свiточ, 1997. – 145 с.
23. Воложин, А. И. Путь к здоровью / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, С. Я. Чикин. – М. : Знание, 2000. – 160 с.
24.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебн. пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Издательский центр Академия, 2001. – 356 с.
Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. – К., 1981. – 175 с.
Волкова, С. С. Как воспитать здорового ребенка / С. С. Волкова. – К., 1981. – 130 с.
Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье : [сост. Т. В. Нестерюк]. – М. : ДТЦ, 2000. – 32 с.
Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсяник. – М., 1999. – 364 с.
Глазырина, Л. Д. Физкультура дошкольникам старшего возраста/ Л. Д. Глазырина. – М., 2000. – 135 с.
Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении/ Н. С. Голицына. – М. : Скрипторий, 2006. – 203 с.
Голомидова, С. Е. Физкультура, нестандартные занятия / Голомидова С. Е. – Волгоград : Издательско-торговый дом «Корифей», 2005. – 86 с.
32.Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент) по дисциплине «Физическая культура». – М., 2004. – 10 с.
Грохольский, Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: метод. рекомен./ Г. Г. Грохольский. – Мн. : АФВ и СРБ, 2001. – 44 с.
Груповi форми методичноÏ робот з педагогами в сучасному дошкiльному навчальному закладi / За загальною ред. К. Л. Крутiй. – Запорiжжя, 2004. – 142 с.
Данiлов, О. О. Самостiйна робота студентiв з фiзичного виховання у вищiй школi / О. О. Данiлов // Нацiональний транспортний унiверситет. – К., 2008. – 128 с.
Денисенко, Н. В. Структурно-Функцiональне управлiння процессом фiзичного виховання дiтей у дитячих садках / Н. В. Денисенко // Палiтра педагога. – 2011. – №3 – С. 23–27.
Державна нацiональна программа «Освiта» (УкраÏна XXI столiття)// Освiта. – 1993. – № 44–46. – С. 1–12.
Дитина в дошкiльнi роки: комплексна додаткова освiтня программа / автор. Коллектив; наук. керiвник К. Л. Крутiй. – Запорiжжя : ТОВ «ЛIПС» ЛТД, 2011. – 188 с.
Дичкiвська, I. М. Iновацiйнi педагогiчнi технологiÏ: навч. посiб./ I. М. Дичкiвська. – К. : Академвивав, 2004. – 352 с.
Ермак, А. А. Организация физкультурного досуга / А. А. Ермак. – М. : Просвещение, 2008. – 130 с.
Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т. И. Ерофеева // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 10–12.
Жернов, В. И. Оценочная деятельность и формирование профессиональной направленности личности студента / В. И. Жернов, И. С. Ломакина. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – С. 23–26.
43.Журавлева, А. Н. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А. Н. Журавлева, Н. Д. Граевская. – М. : Медицина, 2003. – 433 с.
Заяц, О. И. Средства обучения как элемент дидактической системы // Методика обучения и научных исследований в высшей школе: учеб. пособие / О. Й. Заец / [С. У. Гончаренко, П. М. Олийник, В. К. Федоренко и др. / Под ред. С. У. Гончаренка, П. М. Олийника]. – М. : Высшая школа, 2003. – С. 86–95.
Закон України «Про дошкільну освіту» // Освіта України: нормативно-правові документи. – К. : Міленіум, 2001. – С. 63–86.
Закон УкраÏни «Про освiту» № 1060-XII, iз змiнами вiд 23 травня 2002 р// [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://tyzhanivtsizosh.ucoz.ua/load/normativno_pravova_baza_shkoli/zakon_ukrajini_quot_pro_osvitu_quot/4-1-0-4
Закон України «Про вищу освіту» № 2984-III вiд 17 сiчня 2002 р// [ Електронний ресурс]. –Режим доступу: http// zakon4.rada.gov.ua. /laws/shows/2984- 14
Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учебн. пособие для студ./ состав. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 360 с.
Зинкевич, Н. О. «УкраÏнське дошкiлля» / Н. О. Зинкевич. – К. : Смолоскип, 2006. – 482 с.
Здоровьесберегающие технологии в образовании / Под ред. Козина О. Б. – Ярославль : Академия развития, 2005. – 48 с.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. – М. : Высшая школа, 1989. – 230 с.
Кеменев, А. В. Теория и методика воспитании детей дошкольного возраста. Учебн пособие дл студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. / А. В. Кеменев, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 2008. – 272 с.
Козырева, О. В. Лечебная физкультура / О. В. Козырева. – М. : Просвещение, 2003. – 120 с.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М., 2002. – 386 с.
Концепцiя дошкiльного виховання в УкраÏнi. – К. : Освiта, 1993. – 16 с.
Коршолова, Л. В. Влияние ежедневных физкультурных занятий с детьми 5–7 лет. Часть I / Л. В. Коршолова. – М., 2007. – 78 с.
57. Коробейников, Н. К. Физическое воспитание : учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г. Николенко. – М. : Высш. шк., 2004. – 336 с.
Крутій, К. Л. Концепція постійного контролю за якістю дошкільної освіти/ К. Л. Крутій // Вихователь-методист дошкільного закладу. – 2009. – № 3. – С. 4–11.
Кушнир, В. А. Теоретические основы системного анализа педагогического процесса высшей школы: Дис. ... доктора пед. наук. / В. А. Кушнир // М., 2003. – 482 с.
Латохина, Л. И. Как быть здоровым душой и телом / Л. И. Латохина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С. 7–9.
Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. В 2 т. / П. Ф. Лесгафт. – М., 1982. – 234 с.
Лескова, Г. П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений (Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста») / Г. П. Лескова. – М., 2004. – 68 с.
63.Лечебная физическая культура : справочник / Под ред. проф. В. А. Епифанова. – М. : Медицина, 2001. – 592 с.
Лігоцький, А. О. Система різнорівневої підготовки фахівців в Україні (теоретико-методологічний аспект): Автореф. дис.. доктора пед. наук / А. О. Лігоцький. – К., 1997. – 40 с.
Люблинская, А. А. Современный воспитатель. Какой он?/ А. А. Люблинская, С. Е. Кулачковская. – К. : Знание, 1981. – 64 с.
Матвеев А. Д. та iн. Теорiя i методика фiзичного виховання // Фiзична культура i спорт. – 1997. – № 3. – С. 18–22.
67. Массовая физическая культура в вузе : учеб. пособие / под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. – М. : Высш. шк., 2001. – 240 с.
Носко, М. О. Фiзичне выховання i спорт у вищих навчальних закладах при органiзацiÏ кредитно-модульноÏ технологiÏ. Пiдручник / М. О. Носко, О. О. Данiлов. – К. : Видавничий Дiм «Слово», 2011. – 264 с.
Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. – М. : Просвещение, 2006. – 304 с.
70.Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. – Киев : Здоровье, 1986. – 90 с.
Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
Поніманська, Т. І. Підготовка педагогічних кадрів для системи дошкільної освіти / Т. І. Поніманська. –К., 2004. – 456 с.
Программа виховання i навчаня дiтей вiд 2 до 7 рокiв «Дитина» (3 видання, доопрацьоване та доповнене) / наук. кер. О.В. Проскура, Л. П. Кочина, В. У. Кузьменко. – К. : «Унiверситет», 2010. – 285 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Васильевой М. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 197 с.
Психолого-педагогiчнi засади пректування iнновацiйних технологiй викладання у вищiй школi: Монографiя / В. Луговий; за заг. ред. В. П. Андрущенка. – К. : Педагогiчна думка, 2011. – 260 с.
Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет / С.С. Прищепа. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 211 с.
Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давидова. – М. : Просвещение, 1990. – 318 с.
Руссова, С. Ф. Теория и практика дошкольного воспитания / С. Ф. Руссова. – Львов-Краков-Париж : Просветительство, 2003. – 322 с.
Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. – М. : Издательский центр Академия, 2001. – 386 с.
Сисоєва, С. О. Основи педагогічної творчості : підручник / С.О. Сисоєва. – К. : Міленіум, 2006. – 460 с.
Теория и методика физического воспитания: В 2 т. / Под. ред. Т. Ю. Круцевич. – К., 2003. – 246 с.
Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды I Международной научно-практической конференции/ Под. ред. Ю. Ф. Змановского. – Дубна, 2002. – С. 23–25.
Утробина, К. К. Занимательная физкультура для дошкольников / К. К. Утробина. – М. : Гном Д., 2003. – 128 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г//[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://base.garant.ru/70291362/
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г//[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru/135916/
Физкультура – это радость. Библиотека программы «Детство» / Под редакцией Л. Н.Сивачёва. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2003. – 10 с.
Фiзичне виховання. Навчальна программа для вищих навчальних закладiв УкраÏни III-IV рiвнiв акредитацiÏ. Мiнiстерство освiти та науки УкраÏни, 2003 р. – № 757// [Електроний ресурс].- Режим доступу: http:// vedi.co.ua/index.php/uk/osvita/199-pro-zatverdzhennia-typovykh-shtatnykh-normatyviv-vyshchykh-navchalnykh-zakladiv-iii-iv-rivniv-akredytatsii
88. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2001. – 448 с.
89. Физическая культура : примерная учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост. М. Я. Виленский, В. И. Ильинич, В. А. Масляков, В. Г. Щербаков // М., 2004. – 54 с.
90. Физическая культура студента : пособие. Ч. 1 / Ю. Н. Алексеев, Н. К. Чуриков. – Воронеж : Лаборатория оперативной полиграфии ВГУ, 2004. – 48 с.
91.Физическая культура студента : пособие. Ч. 2 / Ю. Н. Алексеев, Н. К. Чуриков // Лаборатория оперативной полиграфии. – Воронеж : ВГУ, 2004. – 48 с.
Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1994. – 230 с.
Ходакова, Н. П. Профессиональная подготовка студентов ВУЗа в процессе внеаудиторной работы : учеб.-методич. пособие по информатике / Н. П. Ходакова. – М. : ООО «ПОЛИГРАФ», 2006. – 73 с.
Ходакова, Н. П. Профессиональная подготовка студента – будущего педагога дошкольного образования в ВУЗЕ / Н. П. Ходакова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. – С. 12–15.
Циттель, С. А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к самопознанию : дис. . канд. пед. наук / С. А. Циттель. Магнитогорск, 2001. - 183 с.
Чернилевский, Д. В. Технология обучения в высшей школе : учеб. пособие / под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. - 288 с.
Чупаха, И. В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно-практический сборник инновационного опыта. – М. : Ставрополь «Народное образование», 2003. – 59 с.
Шафажинская, Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студентов педагогического вуза/ Н.Е Шафажинская.- М.: МГПИ, 2006. - 99 с.
Шебеко, В. Н., Физическое воспитание дошкольников / учебное пособие / В. Н Шебеко, Н. Н. Ермак. – М. : Академия, 2008. – 192 с.
Шестакова, Т. Н., Логвина, Т. Ю. Оздоровительная и лечебная физическая культура для дошкольников. - Минск: Полымя, 2000.- 197 с.
Шумаков, Ю. Н. Психолого-педагогические основы обучения и пути активизации учебного процесса/ Ю. Н. Шумаков.- М., 2004. - 79 с.
Щербаков, Н. Ю. Проблемы личностно-профессионального самоопределения студентов и создание индивидуализированной развивающей среды // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. / Под ред. Келасьева В.Н. С-Пб.: Изд-во СПГУ, 2008. - с.160-177.
Юшкова, Л. Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от их представления о целях обучения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л. Б. Юшкова.- М., 2008. - 19 с.
Яковлев, Е. В. Внутривузовское управление качеством образования : монография / Е. В. Яковлев. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 390 с.
Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего педагога к творческому решению воспитательных задач: дис. . д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. - 403 с.