Современные подходы к организации и содержанию работы воспитателя с детьми разновозрастных групп в условиях детского дома»
ГОУ СПО АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
повышения квалификации воспитателя
Шачневой Натальи Сергеевны,
по теме: «Современные подходы к организации и содержанию работы воспитателя с детьми разновозрастных групп в условиях детского дома»
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегия развития Российского образования предусматривает повышение доступности качественных образовательных услуг, выделение, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования, в качестве приоритетов духовно-нравственного и социального воспитания школьников, их личностный рост и достижение социальной зрелости. Одним из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования является высокий уровень культуры и профессионального мастерства педагогов. Особенно это касается воспитателей детских домов и школ-интернатов, поскольку они работают с детьми, пережившими тяжёлые утраты, отягощённых опытом проживания в социально-дезадаптированных семьях и не имеющих достаточных ресурсов для успешного решения жизненно-важных проблем, интеграции в современное общество.
Проживая в детских домах/ интернатах, воспитанники зачастую не имеют реального жизненного опыта, который получают дети в функциональных семьях. Отсутствие опыта проживания в полноценной семье, являющейся важнейшим институтом социализации и фактором развития личности приводит ребёнка-сироту к эмоциональной депривации и социальной дезадаптации. Не имея образцов социально-эффективного поведения, которые домашний ребёнок усваивает от родителей или отягощённый опытом проживания в дисфункциональной семье воспитанник детского дома/школы-интерната не имеет возможности освоить жизненно-важные компетентности, сформировать активную гражданскую позицию, и в дальнейшем включиться в сложные процессы строительства современного российского общества.
Актуальной задачей для педагогов детского дома/ школы-интерната становится проектирование и организация такого уклада жизнедеятельности, который позволял бы детям, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, освоить ключевые компетентности и реализовать свой социальный и личностный потенциал в спортивной, творческой и социально-значимой деятельности.
Программа курсов предназначена для воспитателей детских домов и школ-интернатов. Она носит прикладной характер и направлена на формирование профессиональных компетенций воспитателей учреждений общественного воспитания в области социального воспитания, коррекции и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их психолого-педагогического сопровождения. Реализация программы предполагает активизацию профессиональной позиции и профессиональных компетенций воспитателя в работе с детьми-сиротами и их социальным окружением, согласна требований Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
В программе заложены идеи выстраивания комплексного сопровождения на основе социально и личностно-ориентированного образования, заложенных в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, а также реабилитационной педагогики, системно-деятельностного, антропологического и междисциплинарного подходов.
В связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач была разработана программа повышения квалификации. Она представляет собой индивидуальную программу повышения квалификации Шачневой Натальи Сергеевны по теме «Современные подходы к организации и содержанию работы воспитателя с детьми разновозрастных групп в условиях детского дома».
В основе программы блочно-модульный подход. Учебные темы в рамках каждого модуля изучаются слушателем самостоятельно. Программа рассчитана на 120 часа.
Структура программы содержит следующие разделы:
пояснительная записка,
календарно-тематический план,
содержание модулей.
Модуль 1 . Проектирование и организация воспитательного пространства детского дома в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования
Модуль 2. Модуль 2. Профессиональная компетентность педагогических работников учреждений общественного воспитания
Модуль 3. Реабилитационно-профилактическая деятельность педагога в условиях детского дома/школы-интерната
В каждом модуле определяется перечень профессиональных компетенций, которыми должен овладеть педагог в процессе изучения модуля и изготовления продукта.
Цель и задачи программы
Цель программы создание условий для повышения профессиональной компетентности и развития методологической культуры воспитателей, работающих с детьми-сиротами и детьми ограниченными возможностями здоровья для осмысления (рефлексии) собственной профессиональной деятельности;
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
подготовка воспитателей детских домов/школ-интернатов в области образования, на основе знакомства с Федеральным государственным стандартом начального и основного общего образования, концепцией духовно-нравственного воспитания детей;
формирование системы теоретических и практических знаний в области социального воспитания, перспективными подходами и технологиями социального проектирования и психолого-педагогического сопровождения детей группы риска и социально-психологической адаптации детей, имеющих проблемы и дефициты в развитии при организации воспитательного процесса;
обеспечение у слушателей курсов готовность к проектированию собственной деятельности по созданию воспитательного пространства детского дома/школы-интерната, ориентированного на подготовку ребёнка к самостоятельной жизни в обществе;
побуждение профессионального интереса в овладении материалом, раскрывающим вопросы применения современных коррекционно-развивающих технологий, в обучении детей с проблемами в развитии;
развитие потребности самосовершенствования и самореализации.
Для реализации программы будут использованы две группы форм организации образовательного процесса:
Работа с информационными источниками
Стажировка в образовательных организациях.
Стажировка носит индивидуальный характер и предусматривает:
самостоятельную практическую подготовку;
приобретение профессиональных навыков;
изучение нормативно-правовой документации;
разработку методических продуктов.
Программа составлена по блочно-модульному принципу и состоит из трех модулей, которые логически дополняют друг друга до целостного восприятия. Она позволяют слушателям последовательно освоить подходы и технологии в проектировании воспитательного пространства детского дома, в соответствии требований Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, освоить профессиональные компетентности, технологии реабилитационной педагогики и профилактики социальных болезней детей в условиях детского дома, познакомится с передовым педагогическим опытом своих коллег.
В процессе курсовой подготовки предполагается участие слушателей в «мастер-классах», педагогических мастерских, тренингах, проектировочных семинарах по разработке программ воспитания и социализации.
Методы контроля предусматривают дифференцированный и индивидуальный подходы.
В процессе обучения педагоги:
- познакомятся с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, концепцией духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников учреждений общественного воспитания, изменениями нормативно-правовой базы по работе с детьми-сиротами и детьми, имеющими ОВЗ;
- освоят подходы и технологии организации воспитательного пространства на основе партнёрских отношений с участниками образовательного процесса;
- сформируют представление о структуре целостного человека как личности, индивидуальности и субъекте жизнедеятельности; способах педагогического обеспечения процессов его развития: социализации, индивидуализации, социально-психологической адаптации;
- научаться разрабатывать программы по воспитанию и социализации детей целевой группы и определять критерии ее эффективности (условий, процесса, результатов) ее реализации;
- освоят инновационные подходы и технологии организации деятельности педагога, работающего с детьми группы риска;
- продемонстрируют готовность использовать в своей работе современные методы социального воспитания и педагогической поддержки;
- научатся конструировать педагогические условия воспитания детей-сирот, приближённые к условиям семейного воспитания.
Лица, освоившие программу модулей курса, повысят свои профессиональные компетентности, приобретут необходимые компетенции, умения и навыки в работе с детьми «группы риска», освоят технологии включения воспитанников детских домов/школ-интернатов в жизнь общества, их интеграции в различных сообществах (детский дом, школа, детские организации, творческие объединения). Результатом курсов станут разработанная педагогами технологически и инструментально-обеспеченная программа воспитания детей по ключевым направлениям духовно-нравственного воспитания, которая после доработки в дальнейшем будет реализовываться участниками при консультативной поддержке преподавателей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов,
дисциплин и тем
Всего, часов
в том числе
Форма практических занятий
Форма контроля
Лекции
Практич.
Модуль 1. Проектирование и организация воспитательного пространства детского дома/школы-интерната в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования
48
22
26
Защита программы
1.1.
Программа воспитания и социализации воспитанников: структура и содержание
9
5
4
1.2.
Воспитательная система детского дома как условие социального и личностного развития воспитанников
9
5
4
Практикум
1.3.
Воспитательное пространство детского дома как условие формирования образа жизни воспитанников
10
5
5
Практикум
1.4.
Проектирование программ по приоритетным направлениям воспитания детского дома/школы-интерната
20
7
13
Проектирование
Модуль 2. Профессиональная компетентность педагогических работников учреждений общественного воспитания
30
10
20
Тестовые задания
2.1.
Профессионально-значимые качества и компетентности педагогов общественного воспитания.
7
1
6
Практикум
2.2.
Педагог как тьютор семейного жизнеустройства и постинтернатной адаптации воспитанников
4
4
2.3.
Социальное проектирование и педагогическая поддержка как эффективные технологии воспитательной деятельности
6
2
4
Проектирование
2.4.
Развитие коммуникативных и рефлексивных умений педагога
7
1
6
Тренинг
2.5.
Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов
6
2
4
Диагностика
Модуль3. Реабилитационно-профилактическая деятельность педагога в условиях детского дома/школы-интерната
42
10
32
Защита плана действий
3.1.
Технологии эффективного взаимодействия и управления конфликтами в ОУ
5
1
5
Мини тренинг
3.2.
Профилактика насилия и жестокого обращения в подростковой среде
8
2
6
Ролевая игра
3.3.
Суицидальное поведение воспитанников и его профилактика в условиях ОУ
6
2
4
Практикум
3.4.
Профилактика социальных болезней (подростковая наркомания, проституция, алкоголизм)
7
2
5
Кейс-стади
Мастер-класс
3.5
Профориентационная работа с воспитанниками детских домов и «трудными подростками»
4
1
3
Мастер-класс
3.6.
Организация досуга обучающихся в свободное и каникулярное время
4
1
3
Педагогическая мастерская
3.7.
Модель и система работы воспитателя в группах семейного типа
4
4
Мастер-класс
3.8.
Организация занятий с воспитанниками по подготовке к самостоятельной жизни
4
1
3
Круглый стол
Итого
120
42
78
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
Содержание разделов образовательной программы
Модуль 1. Проектирование и организация воспитательного пространства детского дома/школы-интерната в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (48 часов)
Тема 1.1. Программа воспитания и социализации воспитанников: структура и содержание
Цель и задачи воспитания и социализации воспитанников детского дома, ценностные установки воспитания и социализации детей детских домов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования и концепцией духовно-нравственного воспитания обучающихся. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации детей и подростков детского дома, содержание воспитания и социализации. Совместная деятельность детского дома, школы и общественности по воспитанию и социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Планируемые результаты воспитания и социализации воспитанников детских домов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
Типовые задачи и задания:
1. В чём состоят основные отличия процессов воспитания и социализации воспитанников детских домов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, чем вызвано такое разделение процессов?
2. Кратко опишите основные механизмы формирования ценностных установок личности, определите их функции и предназначение в процессе воспитания и социализации ребёнка.
3. Чем отличаются результаты воспитания от результатов социализации?
4. Чем отличаются результаты воспитания от эффектов воспитания?
Творческие задания:
1. Разработайте критерии условий для эффективного воспитания и социализации личности воспитанника детского дома. Посредством организации, каких видов деятельности возможно развитие ценностных установок и нравственных позиций личности ребенка-сироты и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
Тема 1.2. Воспитательная система детского дома как условие социального и личностного развития воспитанников
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования к условиям воспитания и социализации детей в образовательных учреждениях. Воспитательная система детского дома как устойчивая социально-педагогическая целостность, определяющая характер отношений воспитателей и воспитанников детских домов. Виды совместной деятельности на основе общих смыслов, ценностей и целей воспитания. Основные компоненты воспитательной системы детского дома. Исходная концепция воспитательной системы для социального и личностного развития воспитанников. Направления деятельности, согласно целям воспитания. Субъекты деятельности. Отношения, интегрирующие субъектов в некую общность. Среда, освоенная субъектами. Управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в некую целостность.
Типовые задачи и задания:
1. Смыслы, ценности и цели воспитания в учреждении общественного воспитания.
2. Особенности социального и личностного развития воспитанников в условиях детского дома/интерната.
3. Какие факторы способствуют развитию воспитательной системы детского дома/школы-интерната, ориентированной на социальное и личностное развитие воспитанников?
Творческие задания:
Опишите риски и возможности самоопределения ребенка в условиях детского дома \ школы-интерната.
Тема 1.3. Воспитательное пространство детского дома как условие формирования образа жизни воспитанников
Воспитательное пространство, как многомерное и полифункциональное образование, включающее влияние всех факторов воспитания и других пространств (социокультурного, информационного и др.). Процесс формирования образа жизни воспитанников. Характеристика воспитательного пространства детского дома: ценностно-целевые установки, ведущие направления, методы и формы воспитательной работы.
Технология создания воспитательного пространства как условие формирования образа жизни воспитанников: диагностика среды, разработка модели воспитательного пространства, создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, дифференциация коллективных субъектов воспитательного пространства, создание условий для реализации участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Типовые задачи и задания:
1. Образ жизни воспитанников и условия его формирования.
2. Обоснуйте ценностно-целевые установки воспитательного пространства детского дома/интерната как условие формирования образа жизни его воспитанников.
3. Чем отличается воспитательное пространство от воспитательной среды?
4. Перечислите компоненты воспитательного пространства детского дома/школы-интерната?
Творческие задания:
1. Напишите эссе (объём 1-2 стр.) на тему «Возможности детского дома/школы-интерната в создании условий по формированию образа жизни воспитанников»
Тема 1.4. Проектирование программ по приоритетным направлениям воспитания детского дома/школы-интерната
Основные направления воспитания в детском доме/школе-интернате в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Целевые программы по направлениям духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников детского дома и обучающихся школы-интерната. Технология проектирования программ по воспитанию (основные компоненты, конструктор программы). Содержание и формы воспитательной деятельности по реализации целевых программ: «Я - Гражданин», «Я - Человек», «Земля - наш общий дом», «Мир моих прав», «Мы выбираем жизнь!», «Путь к успеху» и др.
Типовые задачи и задания:
1. Назовите основные направления воспитания в детском доме/школе-интернате.
2. Чем целевая программа по воспитанию отличается от программы воспитания?
Творческие задания:
1. Защита своего проекта программы по воспитанию.
Модуль 2. Профессиональная компетентность педагогических работников учреждений общественного воспитания (30 часов)
Тема 2.1. Профессионально-значимые качества и компетентности педагогов общественного воспитания.
Новые требования к воспитанию детей согласно ФГОС. Компетенции и компетентность как цель воспитания и основной инструмент успешной интеграции выпускника детского дома в общество. Ключевые жизненные компетенции детей и подростков. Компетентного ребёнка может воспитать только компетентный педагог. Составляющие профессиональной компетентности педагога. Уровни профессионального мастерства: специалист, профессионал, эксперт.
Развитие профессиональных качеств педагогов общественного воспитания (эмпатия, толерантность, креативность, ассертивность). Тренинг профессиональных качеств педагога: упражнения, тесты, разбор педагогических ситуаций.
Типовые задачи и задания:
1. Чем отличаются компетенции от компетентностей?
2. Каков заказ общества и государства к качествам и компетентностям выпускников школ и учреждений общественного воспитания?
Творческие задания:
Сформируйте список профессионально-важных качеств педагога детского дома (3-5 качеств) и обоснуйте их выбор в качестве приоритетных характеристик.
Тема 2.2. Педагог как тьютор семейного жизнеустройства и постинтернатной адаптации воспитанников
Сравнительный анализ форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовка ребёнка к переходу в замещающую семью. Условия необходимые для успешной постинтернатной адаптации выпускника детского дома. Деятельность педагогического коллектива детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и поддержки в постинтернатный период (клуб выпускников, консультирование по запросу, педагогическая поддержка).
Творческие задания:
1. Выберите одну из форм семейного жизнеустройства и сформулируйте её возможности и ограничения для развития ребёнка-сироты.
2. Опишите опыт вашего учреждения по постинтернатному сопровождению выпускников.
Тема 2.3. Социальное проектирование и педагогическая поддержка как эффективные технологии воспитательной деятельности
Проектирование как ведущая деятельность подросткового возраста. Какие компетентности можно развить у подростка в процессе социального проектирования. Социальный проект, социальная проба, социальная практика: содержательные и технологические особенности осуществления. Технология социального проектирования для подростков и педагогов. Успешные социальные практики. Практикум – выбор и решение актуальных проблем жизнедеятельности воспитанников детского дома. Методы: мозговой штурм, рейтинговое голосование, управленческая вертушка.
Педагогическая поддержка как подход технология в решении индивидуальных проблем ребёнка. Педагогическая поддержка: смыслы, принципы, шаги осуществления. Основные тактики педагогической поддержки («Защита», «Помощь», «Содействие», «Взаимодействие»). Практикум – упражнения и ролевая игра на отработку умений оказывать педагогическую поддержку.
Типовые задачи и задания:
1. Дайте определение социального проекта. Чем отличается социальный проект от образовательного проекта?
2. Социальная практика и социальная проба в чём их отличие от социального проекта?
Творческие задания:
1. В каких случаях при оказании педагогической поддержки применяется тактика «защиты», а в каких тактика «помощи»?
Тема 2.4. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений педагога
Роль эффективной коммуникации в процессе социального взросления воспитанника детского дома. Тренинг коммуникативных навыков. Рефлексия и обратная связь как обязательные процедуры интерактивного обучения. Упражнения на развитие коммуникативных и рефлексивных навыков по технологии «обучение через общение и опыт». Упр. «Испорченный телефон», «Продавец яблок», «Князь» с рефлексией действий и чувств участников. Технологические аспекты проведения тренинговых занятий с воспитанниками детского дома.
Творческие задания:
Составьте программу воспитательных часов в формате тренинга коммуникативных навыков.
Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов детского дома
Тема 2.5. Профилактика профессиональных деформаций и эмоционального выгорания у педагогов
Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска эмоционального выгорания. Предпосылки и причины выгорания у педагогов. Диагностика эмоционального выгорания. Управление стрессом и профилактика выгорания у воспитателей детских домов. Преодолевающее поведение как ресурс стрессоустойчивости. Профилактика профессионального выгорания педагогических работников детского дома. Балентовская группа как метод профилактики выгорания и эмоциональной поддержки педагогов. Методика проведения балентовской группы.
Типовые задачи и задания:
Назовите признаки эмоционального выгорания
Перечислите причины, вызывающие синдром эмоционального выгорания.
Назовите способы профилактики эмоционального выгорания.
Модуль 3. Реабилитационно-профилактическая деятельность
педагога в условиях детского дома/школы-интерната (42 часа)
Тема 3.1. Технологии эффективного взаимодействия и управления конфликтами в ОУ.
Современные подходы к изучению психологии конфликтов. Специфика конфликтов в образовательном учреждении. Психологическое посредничество в разрешении конфликтов. Выбор стратегии поведения в конфликтном взаимодействии. Мини-тренинг конфликтологической компетентности.
Типовые задачи и задания:
Все ли конфликты носят деструктивный характер?
Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации вы можете назвать?
Какие конфликтные ситуации чаще всего встречаются в детском доме?
Тема 3.2. Профилактика насилия и жестокого обращения в подростковой среде
Различные виды жестокого обращения: пренебрежение нуждами ребёнка, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие. Подростковый кризис как зона риска для формирования насильственных отношений. Психологические особенности жертв насилия. Насилие в семье как причина девиантного поведения и фактор риска социального сиротства. Буллинг (травля) среди школьников и воспитанников детского дома: причины, направления и методы профилактики.
Практикум. Диагностика агрессивного поведения. Фокус-группа «Буллинг в подростковой среде». Ролевая игра – способы противостояния буллингу.
Типовые задачи и задания:
1. По каким признакам можно определить, что ребёнок подвергся физическому насилию?
2. Опишите психологический портрет «жертвы насилия».
Творческие задания:
1. Что необходимо делать в случае преследования ребёнка-сироты в школе или в детском доме, составьте план действий.
Тема 3.3. Суицидальное поведение воспитанников и его профилактика в условиях ОУ
Понятие «суицидальное поведение». Внешние и внутренние формы суицидального поведения. Характеристика внутренних форм суицидального поведения: суицидальные мысли, замыслы и намерения. Особенности внешней формы суицидального поведения: суицидальные попытки. Виды суицидальных попыток (демонстративный суицид, аффективный суицид, истинный суицид). Признаки суицидального поведения. Причины, повод и факторы суицидального поведения. Личностный механизм суицида. Формирование антисуицидальных факторов личности. Направления и формы работы педагогического коллектива по формированию и развитию антисуицидальных установок воспитанников.
Типовые задачи и задания:
1. Назовите формы проявления суицидального поведения. Дайте их характеристику.
2. В чем заключается деятельность педагога по формированию антисуицидальных факторов воспитанников детского дома?
Творческие задания:
1.Разработайте проект программы по формированию и развитию антисуицидальных установок воспитанников детского дома.
Тема 3.4. Профилактика социальных болезней (подростковая наркомания, проституция, алкоголизм)
Поведенческие болезни и возможные формы их профилактики. Концепция профилактической работы, модель профилактики злоупотребления ПАВ. Индикаторы оценки успешности. Современные формы и методы медико-социальной и информационно-просветительской работы. Причины и следствия подростковой проституции, методы предупреждения.
Практикум. Мастер-класс по теме «Умей сказать НЕТ!». Разработка плана действий по профилактике социальных болезней. Выбор актуальной проблемы и работа по её решению с использованием кейс технологии.
Типовые задачи и задания:
1. Укажите признаки, по которым можно определить, что подросток начал пробовать токсические и наркотические вещества.
2. Назовите индикаторы оценки профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.
Творческие задания:
Выберите один из видов психоактивного вещества и определите: а) потребности которые удовлетворяет подросток, употребляя данное ПАВ; б) вред который он наносит себе или другим людям.
Тема 3.5. Профориентационная работа с воспитанниками детских домов и «трудными подростками»
Воспитатель представляет свой мастер-класс, отражающий следующие моменты:
- Квадрат самоопределения: «Хочу», «Могу», «Востребовано», «Имею возможность».
- Применяемые формы и методы работы по профессиональному самоопределению и профориентации в работе с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
- Диагностический инструментарий в деятельности профконсультанта, результаты исследований, выводы и рекомендации
- Формирование личного профессионального плана и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов для подростков.
- Организация социальных и профессиональных проб для подростков и молодёжи.
- Копилка профориентационных игр и упражнений.
Тема 3.6. Организация досуга обучающихся в свободное и каникулярное время (педагогическая мастерская)
Понятие педагогической мастерской, как формы обучения взрослых, позволяющей восхождение каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Определение принципов построения педагогической мастерской (равенство всех, не насильственное привлечение к процессу деятельности, отсутствие оценки, чередование индивидуальной и коллективной работы, важность не только результата, сколько процесса). Алгоритм построения педагогической мастерской:
1. Индуктор (психологический настрой на занятие)
2. Тема (запись на доске)
3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)
4. Социоконструкция (пополнение списка слов)
5. Разрыв (кульминация, во время которой педагог начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)
6. Афиширование (демонстрация выполненной работы)
7. Рефлексия (духовное состояние после мастерской)
Технологическая карта занятия со слушателями по данной теме
Технологический этап
Действия преподавателя
Действия слушателей
Индукция
(создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения)
Нарисуйте познавательный объект (запишите словом)
-Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)
Рисуют познавательный объект (записывают слово)
- Составляют вопросы
Самоконструкция
Запишите, все, что вы знаете об этом объекте (или определите признаки и т.п.)
Записывают все, что знают об этом объекте
Социоконструкция
Организует работу в группах: поменяйтесь записями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием
Работают в группах по заданию
Социализация
Объединитесь в группы по виду или типу ОУ и поделитесь полученными результатами.
Предлагает дополнительные задания.
Работают в группах. Выполняют задания.
Афиширование
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления
Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.
Разрыв
Фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях. Организует работу в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия
Осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации, закрепляют и применяют знания.
Рефлексия
Инициирует и активизирует рефлексию слушателей по поводу индивидуальной и совместной деятельности
Осуществляют рефлексию
Тема 3.7. Модель и система работы воспитателя в группах семейного типа (круглый стол)
Вопросы для обсуждения:
Отличие организации жизни детей в группах по семейному типу от традиционных форм воспитания в детском доме.
Какие основные задачи по воспитанию и социализации детей в детском доме возможно более эффективно реализовать в семейных группах?
Модели воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях семейных групп детского дома.
Условия, способствующие профессиональному становлению воспитателя, работающего в семейных группах детского дома.
С какими трудностями сталкиваются детские дома в организации деятельности групп семейного типа?
Тема 3.8. Организация занятий с воспитанниками по подготовке к самостоятельной жизни
Воспитатель представляет свой мастер-класс, отражающий следующие моменты:
- Обоснование выбора программы по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
- Применяемые формы и методы работы в организации занятий с воспитанниками по подготовке их к самостоятельной жизни.
- Особенности отслеживания результативности занятий по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни
- Формирование личного плана жизнедеятельности и выстраивание индивидуальных социальных маршрутов для подростков.
- Организация социальных проб для подростков и молодёжи.
- Копилка игр и упражнений по развитию самостоятельности ребенка.
Список источников
Модуль 1. Проектирование и организация воспитательного пространства детского дома
Основная литература
Каверин, С.Б. Психология потребностей [Текст] С.Б. Каверин. - Тамбов, 2005.-203с.
Кибирев, А.А., Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа [Текст]/ Кибирев, А.А., Фарафонова, Л.Н., Фатеева, О.В: Сфера , 2005. – 77с.
Шипицыной Л.В. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы [Текст]/Шипицыной Л.В., Е. И. Казаковой. 2000. - 108с.
Корчак, Я. Педагогическое наследие [Текст] Корчак, Я. 2005. - 267 с.
Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] Куликова, Л.Н. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2006. – 315с.
Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. [Текст] Куликова, Л.Н. Хабаровск, 2001. – 333с.
Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / Мудрик, А.В. Куликова, Л.Н. – М., 2000. – 200с.
Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании [Текст]/ Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Александрова Е.А.. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
Слободчиков, В.И. Психология человек [Текст]/ Слободчиков, В.И. Исаев Е.И.– М.: Школа-Пресс, 2007 – 384с.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов [Текст] Цукерман Г.А. – М., 2005.-145с..
Дополнительная литература
Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] Брушлинский, А. В. 2005. - Т. 12, №6 - С. 3-11.
Лангмейер Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] Лангмейер, Й., Матейчек, З. Прага, 2004.- 264с.
Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность – чья? [Текст] Михайлов Ф.Т. Вопросы философии. – 2001. - № 3. – С. 20-27
Налчаджан, А. А. Социально - психологическая адаптация личности [Текст] Налчаджан А.А. - Ереван, 2006.- 262с.
Модуль 2. Реабилитационно-профилактическая деятельность педагога в условиях детского дома
Основная литература
Алексеева, И.А., Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь [Текст]/Алексеева И.А., Новосельский, И.Г. - М., 2005. – 256с.
Алексеева И.А. Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия [Текст]/Алексеева И.А. П.Н. Гордеев Санкт-Петербург, 2002. – 147с.
Дмитриев А.В. Конфликтология [Текст] Дмитриев А.В. 2001.-204с.
Зарецкий В.К. Пути решения проблемы сиротства в России [Текст]/Зарецкий В.К., Дубровская М.О. 2002. – 208с.
Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст]/ Прихожан А.М., Толстых Н.Н.. – М.: Питер, 2005. – 345с.
Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки [Текст]/ Шульга Т.И. Олиференко Л.Я. - М. 2005.-65с.
Дополнительная литература
Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] Алмазов Б.Н. Свердловск: Изд. Уральского университета, 2005.-234с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст] Беличева С.А. М., 2007. -208с.
Леонов Н.И. Конфликтология [Текст] Леонов Н.И.– М., 2002.-307с.
Нелидов, А.Л. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома [Текст] / Леонов Н.И., Щелина, Т.Т.– 2003. - № 2. – С. 31-39
Прихожан, А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) [Текст] / Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. – М.: Педагогика, 2007. – 160с.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе [Текст] Прутченков А.С. – М., 2003.-78с.
Раттер, М. Помощь трудным детям: Пер с англ. / Под ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1978. – 424с.
Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. / И.И. Хажилина – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 228с.
Ресурсы Интернет
Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Профилактика социального сиротства в России. Информационный проект Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Модуль 3. Реабилитационно-профилактическая деятельность педагога в условиях детского дома/школы-интерната
Основная литература
1.Корчак, Я. Педагогическое наследие [Текст] Корчак, Я. 2005. - 267 с.
2.Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] Куликова, Л.Н. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2006. – 315с.
3.Зарецкий В.К. Пути решения проблемы сиротства в России [Текст]/Зарецкий В.К., Дубровская М.О. 2002. – 208с.
4.Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст]/ Прихожан А.М., Толстых Н.Н.. – М.: Питер, 2005. – 345с.
5.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе [Текст] Прутченков А.С. – М., 2003.-78с.
Дополнительная литература
1.Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность – чья? [Текст] Михайлов Ф.Т. Вопросы философии. – 2001. - № 3. – С. 20-27
2.Леонов Н.И. Конфликтология [Текст] Леонов Н.И.– М., 2002.-307с.
3.Нелидов, А.Л. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома [Текст] / Леонов Н.И., Щелина, Т.Т.– 2003. - № 2. – С. 31-39
4..Прихожан, А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) [Текст] / Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. – М.: Педагогика, 2007. – 160с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
ЯђЗаголовок 215