Статья Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка и математики(обобщение опыта работы).
ГОУ ТО "Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4"
Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка и математики"(обобщение опыта работы).
Подготовила учитель начальных классов
ГОУ ТО "Тульская школа
для учащихся с ОВЗ №4"
Казанская Татьяна Викторовна.
Возникновение моей статьи обусловлены продолжительной работой с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в школе-интернате VII вида. Традиционную программу «Школа России» адаптировала с учётом особенностей детей данной категории.
В своей педагогической деятельности я реализую следующие цели и задачи начального обучения:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование и развитие познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим я уделяю особое внимание дидактическим играм и упражнениям. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру…» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает в жизни ребёнка игра. Особенно ребёнка отстающего в развитии от своих сверстников.
Для меня как учителя начальных классов, обучающего детей с задержкой психического развития, всегда было важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, был менее болезненным. Известно, что на развитие познавательной активности и самостоятельности ребёнка оказывают влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных, социальных. И главный фактор – это среда, окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность. Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою активность, лучше всего создают игровые ситуации. Игровые действия ребёнка сопровождаются высоким
эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Поэтому я постоянно использую на уроках наглядно-дидактический и игровой материал. Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Мой опыт показывает, что при использовании на уроке наглядно-дидактического и игрового материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с задержкой психического развития произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность, обогащать словарный запас.
Многие игровые упражнения требуют не только умственных, но и волевых усилий: выдержки, умения соблюдать правила (порядок выполнения действий). Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекала от учёбы, а способствовала интенсификации умственной работы, развитию познавательных интересов и способностей учащихся с задержкой психического развития.
Рассматривая роль игры в интеллектуальном и психическом развитии детей, Л.С.Выгодский писал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает из жизни ребёнка, но, наоборот, она пропитывает собою деятельность ученика. Это происходит потому, что игра – наиболее освоенная дошкольниками деятельность. В ней они черпают образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, труде, творчестве. Поэтому использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроках в начальных классах, опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) в процессе обучения детей с задержкой психического развития учителем коррекционного учреждения – это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие и создание нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигнувший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.
Понятие «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории: выявление и учёт нарушений развития познавательной деятельности, использование специальных форм и методов обучения, организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок и др.
Особенности познавательной деятельности у учащихся с задержкой психического развития проявляются в недостаточном развитии внимания (распределение, концентрация, объём) и пониженной работоспособности. У всех школьников, отстающих в развитии, наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.
По моим наблюдениям, среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика и русский язык занимают ведущее место. Уже к моменту поступления в школу дети имеют разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей психофизического развития. Неготовность детей к обучению нередко усугубляется ослабленным здоровьем, недоразвитием речи и другими неблагоприятными факторами. Абстрактный характер отдельного учебного материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определённые выводы, создают особые трудности в освоении математики и русского языка младшими школьниками с задержкой психического развития.
Для развития интереса и познавательной активности на уроках я постоянно использовала раздаточный материал, игровые таблицы, счётный материал, перфокарты с изображением сказочных героев, игрушки, фото и видео материалы, презентации. С уверенностью могу сказать, что при применении этих наглядно-дидактических материалов, электронных образовательных ресурсов и ИКТ время выполнения задания сокращается, результат выполняемой задачи становится выше.
Использование наглядно-дидактического и игрового материала активизирует у детей с задержкой психического развития и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Услышанное и увиденное, повторённое не один раз запоминается детьми лучше, что положительно влияет на формирование стойких знаний, умений, навыков.
Причём многие опорные материалы, карточки и ЭОР можно использовать и в 1-ом классе, и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом. Меняется только задание по ним. В процессе их выполнения на уроках дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных и каллиграфических навыков.
Наглядно-дидактический и игровой материал способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Игра требует от участников сообразительности, внимания, развивает у них воображение и память, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.
Использование игровых ситуаций требует от ребёнка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. Соревновательный элемент даёт возможность тренировать волю, развивать способность к правильной оценке и самооценке своих возможностей, воспитывает дисциплину.
Таким образом, использование наглядно-дидактического и игрового материала разного вида на уроке преследует сразу три цели: коррекционно-развивающую, обучающую, воспитательную.
В русле рассмотренных особенностей детей с задержкой психического развития мной было проведено наблюдение и работа по формированию такой составляющей мыслительного процесса, как понимание учебных заданий, которое включает в себя следующие элементы: наличие этапа ориентировки (установление логических связей и отношений между отдельными элементами заданий); умение планировать предстоящую деятельность, а также соотнести результат своей работы с образцом, если последний имеется в задании.
При изучении понимания как мыслительного процесса у детей с задержкой психического развития были выделены следующие недостатки: нарушение этапа ориентировки в задании, отсутствие планирования предстоящей деятельности. Кроме того, у младших школьников наблюдалось снижение интереса, пассивность, безынициативность в ходе выполнения задания. Подобных особенностей у нормально развивающихся школьников не наблюдалось. Всё это позволило определить основные затруднения в понимании учебных заданий детьми с задержкой психического развития:
- затруднения в использовании прошлого опыта детьми для понимания нового материала;
- затруднения в понимании, связанные с нарушением развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, а также склонностью к стереотипным способам выполнения заданий, актуализацией имеющихся знаний, несоответствующих задаче;
- затруднения в понимании, связанные с ослаблением познавательной активности школьников;
- затруднения в понимании, обусловленные низким уровнем владения техникой чтения детьми рассматриваемой категории.
Результаты наблюдений и диагностики позволили определить основные направления коррекционной работы, направленной на формирование познавательной деятельности на уроках русского языка и математики.