Организация работы педагога с социально и педагогически запущенными детьми


Организация работы педагога с социально и педагогически запущенными учащимися.
Социально-педагогическая запущенность - состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я” и не имеет органических причин появления. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок.
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который вызывает определенные деформации его личности.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Обычно выделяют три формы:
1 форма - индивидуальные особенности интеллектуального развития (плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках.
2 форма - инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию.
3 форма – неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость, тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
6. Дифференцированный подход.
Обучение социально и педагогически запущенных детей - нелегкая педагогическая задача. Ведь каждый ребенок имеет свои особенности, и задача учителя - найти этот единственно правильный подход к ученику.
Как же организовать работу с социально и педагогически запущенными учащимися на уроках английского языка?
Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, так как весь материал строится на устном опережении, т.е. все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.
Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; нестабильность результатов; отвлекаемость; пассивность на уроке; постоянный переход на родной язык.
Для организации работы с педагогически запущенными учащимися на уроке и повышения мотивации к изучению иностранного языка используются разнообразные формы и методы работы:
1.В первую очередь используются игры, ситуативные беседы.
2.Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, разминки, физкультминутки, которые проводят учителя или сильный ученик.
3.Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.
4.Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами.
5.Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с помощью которых выполняются тренировочные упражнения от простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после каждого упражнения контроль или взаимоконтроль.
6.Часто учителя организуют игры для развития памяти на запоминание лексики.
Для работы с социально и педагогически запущенными учащимися необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов. Используются таблицы, плакаты, схемы для самоконтроля; карточки для индивидуальной работы; задания с выбором ответа; карточки с образцом для выполнения предлагаемого задания.
С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо:
-подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым (ведущая роль отводится сильному ученику),
- проводить дополнительные консультации,
- снижать темп опроса,
- в младших классах проверять запись домашних работ,
- организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,
- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,
-напоминать прием и способ выполнения задания,
- сделать ссылку на правило,
-проверять все домашние задания,
-регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка.
Особенно важен для таких учеников фактор успеха.
При работе с социально и педагогически запущенными учащимися по возможности задействовать все виды восприятия: визуальные, аудиальные, тактильные.
В связи с особой фонетикой английского языка особое значение имеет то, каким голосом педагог произносит фразы.
Делать упор на приобщение учащихся к культуре изучаемого языка.
Особенно важно для таких детей: услышать положительную оценку его работы от одноклассников.
Использовать дифференцированные задания при обучении всем видам речевой деятельности.
Причиной плохой успеваемости может быть и такая проблема как поддержание дисциплины на уроке. Чтобы организовать продуктивную работу на уроке, учителю надо уметь многие вещи. Для того, чтобы заинтересовать детей можно использовать много приёмов. Известно, что устойчивое внимание длится 15-20 минут. Поэтому чаще переходите с одного вида речевой деятельности на другой.
Что касается моей работы, как учителя-предметника большое значение я придаю индивидуальной помощи сильных учеников слабым учащимся. Организованная на разных этапах урока групповая работа, где слабоуспевающие, совместно с сильными учениками, решают учебные задачи, очень эффективна. Слабоуспевающие дети «прикрепляются» к отличникам и последние оказывают помощь своим подопечным. Основным принципом при организации учебных занятий должно быть: сочетание фронтальной работы учителя со всем коллективом класса и самостоятельной работы учащихся на каждом уроке.
Несколько слов хочется сказать и о современных компьютерных технологиях, которые находят все более широкое и разнообразное применение на уроках. Работа на компьютере воспринимается детьми как увлекательная игра. Характер заданий может быть различным: подготовительным, тренировочным, контрольно-повторительным. Разнообразны и виды работ: это и демонстрация слайдов по теме, тесты, презентации, учебные игры, видеоролики.
Любой успех, даже самый незначительный, должен вызывать поощрение с стороны учителя, так как это влияет на изменение положения ученика в классе, на оценку его товарищами и его личную самооценку.
Следует оценивать работу обучающихся, принимая во внимание все возможные факторы, которые могли повлиять на результат.
Помнить, что оценка - всего лишь отображение усвоенных знаний на данный момент. Ученик должен понимать, что у него всегда есть шанс, её исправить, даже на этом уроке.
Относится к ученикам хорошо вне зависимости от их успешности.
Не жаловаться родителям на плохую успеваемость школьника, а вместе с родителями искать способы поправить ситуацию и не навредить ребёнку.
Помнить, что у ребёнка могут быть личные причины невыученного урока. Относиться к этому с пониманием.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.