Особенности работы с педагогически запущенными детьми в условиях детского дома.
Особенности работы с педагогически запущенными детьми в условиях детского дома.
Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.
Социально педагогическая запущенность выражается агрессивным отношением к окружающим ребенка людям, не желанием придерживаться правил поведения в обществе, протест против обучения в школе.
Виды педагогической запущенности:
Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий и безнравственным поведением.
Интеллектуально-педагогическая. Инфантильность в отношении учебы и нежелание всесторонне развиваться.
Нравственно-эстетическая. Искаженное чувство «прекрасного» и «безобразного».
Медико-педагогическая. Физические отклонения вследствие несоблюдения элементарных правил гигиены.
Нравственно-трудовая. Отрицание необходимости трудиться как физически, так и умственно.
Эти виды педагогической запущенности встречаются на практике, как в отдельных проявлениях, так и совместно. Выявлять себя могут в большей или меньшей степени. Практически все виды запущенности встречаются у некоторых воспитанников детских домов.
Отношение детей к взрослым имеет свои особенности. Оно проявляется достаточно ярко. Особое отношение к воспитателям наблюдается у педагогически запущенных детей. В моей практике встречаются недоверие или безучастность, заискивание или развязность, распущенность, возможны проявления презрительности и озлобления.
Как правило ребенок, оставшийся без попечения родителей и попавший в детский дом имеет негативный опыт жизни в кровной семье. Педагогическую запущенность можно иногда рассматривать как своеобразное приспособление к неправильным действиям взрослых, среди которых встречаются как случайные действия (стихийные) так и специальные (преднамеренные). К ним относятся: употребление алкогольных напитков, брань, курение, а иногда и приобщение ко всему этому детей; несоблюдение в быту санитарно – гигиенических норм и требований; обман взрослыми детей, невыполнение данных обещаний; применение телесных наказаний. Отсутствие своевременных воспитывающих влияний или их недостаточность ведут к накоплению отрицательного опыта у растущего ребенка. Чем старше его возраст, тем сложнее деятельность педагога по психологической и социальной реабилитации и переориентации воспитанников.
Важно глубоко изучать педагогически запущенных детей: знакомиться с их возрастными и индивидуальными особенностями, выявлять положительные и отрицательные черты, знакомиться с фактами отрицательного поведения. Вовремя подмеченное воспитателем в различных ситуациях несоответствие между положительными качествами личности ребенка и его отрицательными поступками способствует возникновению у подростка тяги к самоанализу, за которым как правило возникает потребность в самовоспитании.
В работе с педагогически запущенными детьми авторитет педагога, его человеческие качества (справедливость, чуткость, отзывчивость, искренность, тактичность) играют особую роль. Без уважения к воспитателю у воспитанника не может появиться и желания обратиться к самовоспитанию. Самыми нежелательными являются отношения педагогов к детям, построенные на безразличном созерцании жизни воспитанников и формальном исполнении своих обязанностей. Создаваемая подобным отношением обстановка в детском коллективе тормозит развитие воспитанников, мешает им избавиться от своих пороков, закрепляет существующие асоциальные привычки.
Общение с воспитанниками детского дома требует от воспитателя глубокого анализа собственных действий, поступков, высказываний. В противном случае воспитатель может оказаться в положении диктатора, не терпящего возражений и чужого мнения, либо в положении педагога, потакающего отрицательным поступкам и вкусам воспитанников. Во взаимоотношениях с педагогически запущенными детьми нет ничего опаснее торопливых, поспешных выводов об их неисправимости. Изменения в поведении таких воспитанников происходят в течение длительного времени и обусловлены многими факторами: индивидуальными качествами самого педагога и его воспитанников, уровнем профессиональной подготовки воспитателя и степенью запущенности ребенка, характером взаимоотношений между ними, организацией деятельности ребенка.
Индивидуальные или групповые задания, поручения должны быть предельно конкретными, доступными для исполнения, но в то же время такими, чтобы ребята приложили усилия для преодоления трудностей и выполнения заданий. Слишком легкое задание, как и непосильное, приводит к халатности в его исполнении, к потере интереса, к нежеланию в дальнейшем принимать участие в каких – либо делах или выполнять поручения, к ухудшению отношений. Подобная картина наблюдается и в том случае, когда одни дети получают постоянно интересные, разнообразные задания, а другие – примитивные, второстепенные. Выполнение педагогически запущенным ребенком любого задания, улучшение в его поведении, действиях, отношениях целесообразно тут же отметить. Поощрение является стимулом, оно может быть выражено словом, взглядом или жестом, иногда сдержанно, иногда с восхищением.
Естественно, что рассчитывать на воспитание детей одним ожиданием стихийного проявления ими положительных действий и поощрением таковых не приходится. Воспитателю следует активно помогать такому ребенку, используя разнообразные возможности учреждения.
Работа воспитателя в условиях детского дома осложнена тем, что педагогически запущенные дети, находясь в условиях совместного проживания с остальными воспитанниками, оказывают на них отрицательное влияние, что создает дополнительные трудности в устойчивости педагогического воздействия. Исключение этих детей из прежней привычной среды уже само по себе снимает стимулы отрицательного поведения, хотя прежние связи сохраняются надолго и требуют значительных усилий для их ликвидации. Педагогически квалифицированное руководство жизнью и деятельностью детей в детском доме предполагают новые формы общения, новые требования, новые отношения, которые вступают в прямое противоречие с прежним поведением. Кроме того, распространение отрицательного опыта педагогически запущенных детей встречается с противодействием, исходящим, как правило, от большинства воспитанников.
Известно, что действия всех педагогов должны быть едины, направлены на достижение одной цели. Однако стоит отметить, что наличие единого плана работы и соединение всех воспитателей в коллектив не исключает индивидуальности каждого, его возможностей и способностей в достижении единой цели. Индивидуальность мышления, поведения, способностей, умений присущи каждому педагогу. Поэтому единый тон и стиль одновременно предполагают наличие творческого индивидуального подхода, проявления индивидуального почерка. В работе с детьми в условиях детского дома создается определенная непрерывность педагогического воздействия, поскольку ребенок и во время уроков в школе, так и во время самостоятельных и внеклассных занятий находится под контролем педагогов.
Наличие практически в каждом детском доме значительного количества педагогически запущенных детей, сложность организации их жизни, разнообразие видов деятельности диктуют необходимость обращения к особой форме отношений – требованию. А.С. Макаренко утверждал, что «требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых парах в каждом коллективе». Непререкаемое требование действительно необходимо. Но оно может быть беспрекословным и давать положительные результаты лишь в том случае, когда оно исходит от всех и всеми поддерживается, т.е. когда единство требований соответствует единым требованиям. Однако дальнейшее воздействие, не исключая требования, должно строиться и на большем доверии и уважении.
Воспитание педагогически запущенных детей происходит тем успешнее, чем уже круг лиц, который направляет и корректирует их деятельность. Особенно важно, чтобы различные поручения длительного характера, поощрения за выполненную или выполняемую работу, а также порицания и наказания исходили от одного – двух человек.
Рассмотрение взаимоотношений воспитателей с педагогически запущенными детьми позволяет сделать ряд выводов.
Компенсация нравственного опыта таких воспитанников, формирование их отношения к себе, труду, учебе, обществу в целом, находятся в прямой зависимости от взаимоотношений со взрослыми.
Начиная работу в детском доме педагогу следует заранее знать, что ответственные действия этих детей проявляются в проектируемом, желаемом виде лишь спустя длительный промежуток времени, в пределах от нескольких месяцев до нескольких лет, и что в этот период возможны различные срывы, не являющиеся, показателем неисправимости.
Успешное воспитание педагогически запущенных детей базируется на их доверии, уважении, любви к педагогу, которые, в сою очередь, возникают при наличии у последних таких качеств как справедливость, честность, доброжелательность, умение выслушать, понять, объяснить, помочь.
Отношение воспитателей к особым воспитанникам следует строить с учетом непрерывных, интенсивных и направленных педагогических воздействий – интересных и содержательных, способствующих развитию положительных индивидуальных качеств, имеющихся у каждого ребенка.