Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей

«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий
на материале различных учебных областей
(Математика. 5 класс / С.А. Козлова, А.Г.Рубин и др.)»
Введение.


Анализ содержания заданий по теме «Единицы измерения», показал следующее:
1. Задания, предлагаемые автором учебника, будут способствовать формированию следующих УУД:
Познавательные УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ЛОГИЧЕСКИЕ
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные УУД
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД
1. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)
Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
Личностные УУД
Самоопределение
Формирование гражданской идентичности личности:
чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;

2.Следующие УУД не представлены в заданиях, предлагаемых автором учебника и поэтому требуют дополнительного проектирования заданий учителем:
Познавательные УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- знаково-символическое моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
ЛОГИЧЕСКИЕ
- подведение под понятие, выведение следствий;
- доказательство;
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Коммуникативные УУД
1. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Ориентация на партнера по общению,
Умение слушать собеседника
2. Коммуникация как общение (интеракция)
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
3. Коммуникация как кооперация
Умение договариваться, находить общее решение,
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
4. Коммуникация как условие интериоризации
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД
Самоопределение
Формирование гражданской идентичности личности:
осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Развитие Я-концепции и самооценки личности:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
формирования мотивов достижения и социального признания;
мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация

формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.






15