Математический КВН (6-7 класс) опубликован в №12(2010) журнала Математика http://mat.1september.ru/index.php?num=12year=2010
Математический
КВН
Разработала:
Вострикова Валентина Васильевна
учитель математики
МОУ СОШ №65 г. Воронежа
Цели : Показать учащимся роль математических знаний, логического мышления при работе с не программным материалом. Продемонстрировать разнообразие занимательно-развлекательных задач, позволяющих тренировать ум, смекалку, геометрическое воображение; направленных на воспитание гибкости математического мышления, развитие наблюдательности и сообразительности, обострение внимания. Удовлетворить потребность учащихся в развлекательно-занимательных математических задачах. Воспитание активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, инициативы.
Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались с вами для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Математики. В дороге нам потребуются смекалка и находчивость, чувство юмора и сообразительность. И вот сейчас мы посмотрим, обладаете ли вы этими качествами.
В результате различных алгебраических преобразований, геометрических построений, сложнейших вычислений с помощью новейшей компьютерной техники и, конечно же с учётом расположения звёзд нами были сформированы две команды.
Сейчас они нам представятся.
К выполнению заданий приступать по команде. Если знаете ответ, то сообщаете о готовности после команды.
Ведущий: Итак, представление команд состоялось и мы можем отправиться в путешествие.
А вот и наша первая стоянка со сказочным названием «Каменный цветок»
I конкурс «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК»
Помните талантливого умельца мастера Данилу из сказки П. Бажова «Каменный цветок». Рассказывают на Урале, что Данила, будучи ещё учеником выточил 2 таких цветка, листья, стебли, лепестки которых разнимались, а из образовавшихся частей цветков можно было сложить пластину в форме круга. Попробуйте!
Между конкурсами для команд проводятся конкурсы для болельщиков.
I конкурс болельщиков «ФИГУРНЫЙ РАК»
Изображенный здесь фигурный рак сложен из 17 кусочков. Сложите из кусочков этого рака две фигуры сразу: круг и рядом с ним квадрат.
Ведущий: Ну что, идём дальше? Раз-два, стой! Пришли к местечку «Сосчитайте».
II конкурс
Давайте проверим вашу геометрическую наблюдательность: сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке.
II конкурс болельщиков
Пока команды заняты столь серьёзными подсчётами, давайте с вами проведём аукцион пословиц, поговорок, загадок, в которых есть числа, геометрические фигуры, т.е. что-то связанное с математикой.
Сами болельщики вспоминают.
Ведущий: Есть возможность дружно, громко поговорить, отгадывая следующие детские загадки.
Что за шустрый старичок,
Восемьдесят восемь ног.
Все по полу шаркают
За работой жаркою. /Веник/
Один пьёт, другой льёт, а третий питается. /Земля, дождь, растен./
Один говорит, двое глядят, да двое слушают. /Язык, глаза, уши/
О шести ногах, об четырех крылах.
Ни зверь, ни птица, а нос как спица.
Кто его убьет, тот свою кровь прольёт. /Комар/
Два раза родится, а один раз умирает. /Птица/
Ревнул вол за то сёл, за сто речек. Что же это? /Гром/
Пять пальцев, ни костей, ни мяса, ни ногтей. /Перчатка/
Танцует крошка, а всего одна ножка. /Волчок/
К то ест сено без рта, тремя зубами? /Вилы/
Четыре крыла, а не птица.
Крыльями машет, а ни с места. /Мельница/
Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре? /Всадник на коне/
Два братца впереди бегут, а два догоняют. /Автомобильные колёса/
Два братца идут на реку купаться. /Ведра/
Ведущий: Я думаю, что в дальнейшем вы будете ещё наблюдательнее. А теперь давайте продолжим наш путь. И вот стоянка «Арифметика».
III конкурс
В нашей стране первый учебник математики – «Арифметика» был написан ещё в 1703 году Леонтием Филипповичем Магницким. Вот одна задача из «Арифметики», которую решал и Ломоносов:
Отец привёз в училище своего сына и спросил учителя:
Скажи мне, сколько у тебя учеников?
Учитель ответил:
Если учеников придёт столько, сколько я уже имею, да ещё пол столько, да ещё четвёртая часть, да ещё твой сын, тогда у меня будет сто.
Сколько же учеников было в училище? / 36 учеников /
Ведущий: Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ.
Дополнительное задание «Надо смекнуть».
В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине ?
III конкурс болельщиков
Итак, команды заняты. Не мешает и нам заняться «сложными» арифметическими задачами.
Летело 179 уток. Двух убили. Сколько осталось? / Две /
Профессор ложится спать в 20ч. Ставит будильник на 9 утра. Сколько часов проспит профессор? / Один час /
Сколько чисел от 0 до 100? / 99 /
Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28? / Любой /
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? / 50 /
Сколько орехов в пустом стакане? / 0 /
Сколько концов у четырёх карандашей? А у четырёх с половиной? / 10 /
У пастуха 100 баранов. Все, кроме 90, утонули. Сколько осталось? / 90 /
Вы хорошие математики. Проверим ваши знания по русскому языку. 5+7 будет 11. Как правильно написать Одинадцать или Одиннадцать? / 12 /
Электровоз едет со скоростью 90 км/ч. Ветер дует со скоростью 5 км/ч в ту же сторону. Куда, т.е. в какую строну будет идти дым из трубы? / нет трубы и нет дыма /
Горело 7 свечей. 4 потушили. Сколько осталось? / Четыре /
Что такое ромб? / Это перекошенный квадрат /
Ведущий: Итак, задачу почти 300 летней давности порешали ( яблоки с горем пополам и с корзиной поделили), а теперь опять в дорогу. А в дороге, особенно если она математическая, совершается, как известно, много ошибок, встречается много трудностей. И вот уже впереди слышен сигнал SOS – нас опять просят о помощи. Поторопимся.
IV конкурс «СТО»
Нужно срочно при помощи любых арифметических действий составить число 100 (либо) из пяти единиц и (, либо) из пяти пятёрок, причём из пяти пятёрок 100 можно составить двумя способами.
IV конкурс болельщиков
А мы, ребята, давайте поиграем с огнём!
«Из трёх – четыре»
На столе лежат 3 спички. Не прибавляя ни одной сделайте из трёх – четыре. Ломать спички нельзя. / III ( IV /
«Исправьте ошибку»
VI – IV = IX. Равенство, как видите, неверное, т.к. получается, что 6-4=9. Переложите одну спичку так, чтобы получилось правильное равенство. / VI – IV = IX ( IV + IV = X /
«Три да два – восемь»
На столе лежат три спички добавьте к ним ещё две так, чтобы получилось восемь. Ломать спички нельзя. / III ( VIII /
Ведущий: Помощь оказана и мы вновь продолжаем своё путешествие. И после стольких трудных километров суши наконец-то вода.
V конкурс «Во время прилива»
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень покоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы ?
V конкурс болельщиков
Пока наши доблестные команды с честью отдыхают у вод океанских, давайте «Быстро, но осторожно» порешаем следующие задачи:
Угол в 1( рассматривают в лупу, дающую четырёхкратное увеличение. Какой величины окажется угол ? / в 1( /
В семье семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько детей в семье? / 8 /
В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы ?
Двое пошли – 5 грибов нашли.
Четверо следом пойдут –
Много ли найдут?
Ведущий: После отдыха на берегу океана нам не мешало бы и поразмяться. Давайте проведём эстафету, арифметическую, конечно же.
VI конкурс
Участники каждой команды один за другим бегут к доске и пишут на ней в столбец четырёхзначные числа (без нулей). Затем, когда все числа написаны капитаны команд бегут к доске и складывают все записанные числа.
Команда, закончившая подсчёт первой и без ошибок, объявляется победителем.
Ведущий: После таких сложных физически-арифметических упражнений командам требуется отдых. Пусть теперь поработают болельщики. Пожалуйста, один человек к доске.
VI конкурс болельщиков
В двух руках мел. Одной рукой рисовать окружность, а другой треугольник. Одновременно.
С завязанными глазами построить равносторонний треугольник.
С завязанными глазами построить окружность и указать в ней центр.
С завязанными глазами построить окружность и провести в ней диаметр.
С завязанными глазами построить квадрат с диагональю.
Ведущий:
«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».
Карл Вейерштрасс
«Вдохновение нужно в геометрии, - писал А.С. Пушкин, - как и в поэзии.»
VII конкурс
И сейчас мы посмотрим, какие в вас скрываются поэтические таланты. Команды предлагают друг другу рифмы с математическими понятиями. Нужно придумать стихотворение, используя эти рифмы.
VII конкурс болельщиков
Болельщикам также предлагаются рифмы:
теорема – проблема
уравнение – сравнение
решение – сомнение
задача – неудача
Ведущий: А сейчас вам представится прекрасная возможность побывать на двух уроках математики. Давайте посетим урок прошлого и урок будущего.
(Домашнее задание команд – инсценировки на предложенную тему : Урок в прошлом и Урок в будущем)
Итак, наше путешествие подошло к концу. И, конечно же, победила дружба ( со счётом .. в пользу команды)
Спасибо всем за участие!
Рисунок 115