Программа коррекции общего недоразвития речи (III, IV) дошкольников, младших школьников с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, имеющим трудности в обучении

























Красиво говорим – грамотно пишем





























Авторы-составители:
И.А. Коваленко, учитель-логопед высшей квалификационной категории
М.В. Арышева, учитель-логопед высшей квалификационной категории




Рецензенты:
З.В. Жукова, руководитель городского методического объединения учителей-логопедов, учитель-логопед высшей квалификационной категории, учитель-логопед УО школа № 29
Л.И.Загляда, старший преподаватель кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования ГОУ ДПО(ПК)С «КРИПКиПРО»








Красиво говорим - грамотно пишем: Программа коррекции общего недоразвития речи (III, IV) дошкольников, младших школьников, - Анжеро - Судженск, 2014.



















Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с дошкольниками и младшими школьниками с нормальным психологическим развитием, задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью, вновь прибывших детей, имеющих общее недоразвитие речи (III, IV) при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Данная программа рекомендована для организации работы по логокоррекции учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям.






СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение..4
1.1. Пояснительная записка...4
2. Основная часть...21
2.1. Блок 1. Коррекция ОНР (III, IV) дошкольников 5-7 лет с нормальным
психологическим развитием, имеющих ЗПР.21
2.2. Блок 2. Коррекция ОНР (III, IV) младших школьников с нормальным
психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, вновь прибывших
детей 1-2 класса...35
3. Заключение..43











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Когда остается совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы, мы часто задаем вопросы: сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют педагогов, специалистов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.
Общим недоразвитием речи (ОНР) принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь.
Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но, с клинической точки зрения, наибольшее значение имеет группа ОНР, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы (внутриутробная патология, интранатальное поражение мозга, постнатальное повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм после рождения ребенка - до 3 лет; перинатальная энцефалопатия (ПЭП), минимальная мозговая дисфункция (ММД), резидуально-органическое поражение мозга).
В структуре общего недоразвития речи общепринято выделять три уровня, которые характеризуются следующим:
I уровень - отсутствие общеупотребительных словесных средств общения;
II уровень - начатки фразовой речи, усвоение грамматической структуры, предложения;
III уровень - обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя.
К началу школьного обучения можно выделить не только III, но и IV уровень - нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР - частичное нарушение некоторых компонентов речи).
В связи со сложной структурой дефекта оно, зачастую, не устраняется полностью до поступления ребенка в школу - коррекционный процесс продолжается и на этапе школьного обучения; поэтому учителям-логопедам дошкольного и школьного учреждений необходимо осуществлять преемственность в работе. Подобную взаимосвязь легче всего проследить в учреждениях интернатного типа (детских домах), начальных школах-детских садах и др.
Известно, что контингентом детского дома являются дети не только с нормальным психологическим развитием, но и с задержкой психического развития (ЗПР), социально-педагогической запущенностью (СПЗ), расстройством эмоционально-волевой сферы поведения.
Отягощающим фактором, осложняющим реализацию коррекционных задач, является круглогодичное поступление воспитанников в учреждение (переростки, сироты, дети, лишенные попечения родителей). Поэтому коррекционную работу по преодолению ОНР (III, IV уровня) в данных организациях необходимо проводить в двух направлениях: для детей с нормальным психологическим развитием и с задержкой психологического развития.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости и апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме. Характерным признаком для семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе, проявляющаяся, прежде всего, в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого, многократном вариативном повторении конкретного изученного материала при усвоении способа действия, а так же для переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Поэтому в логопедические занятия необходимо больше включать заданий, игр и упражнений на развитие психических процессов, мелкой и общей моторики, зрительного и слухового восприятия, шире использовать наглядные средства обучения, разрабатывать и применять различные виды помощи в работе с детьми для успешного решения предъявляемых заданий.
Поскольку дефекты речи у детей с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и связаны с особенностями их психофизиологического развития, то, естественно, причина неуспеваемости данной группы обучающихся обусловлена преимущественной недостаточностью познавательной деятельности. Важным моментом здесь является устранение первичного дефекта, поэтому коррекционная работа логопеда должна осуществляться в тесной взаимосвязи со школьным психологом, в том числе по формированию психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.
Так как в дошкольном учреждении и в начальной школе используются методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ для детей с нормальным психологическим развитием (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М.:1991г.; Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение», М.,1999г. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений».-М.:АРКТИ,2000; А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», М.: Когито-центр, 1996.), но нет государственных программ по коррекции ОНР для детей с ЗПР и с нормальным психологическим развитием, поэтому возникла необходимость в создании рабочей коррекционной программы.

Цель программы: коррекция ОНР (III, IV) детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома при переходе из дошкольного учреждения в школу.
Задачи:
1. Совершенствовать звукопроизношение.
2. Формировать фонематические процессы анализа и синтеза.
3. Активизировать словарный запас.
4. Формировать грамматический строй речи.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать мелкую моторику.
7. Вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности.
8. Предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории.
Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и системного специального обучения воспитанников.

Программа состоит из двух блоков:
Блок I. Коррекция ОНР (III) у детей 5-7 лет с нормальным психологическим развитием и имеющих ЗПР.
Блок II. Коррекция ОНР (III, IV) младших школьников с нормальным психологическим развитием; с ЗПР, СПЗ, испытывающих трудности в обучении.

Коррекция ОНР (III, IV), реализуемого в данной программе, предполагает организацию индивидуальной работы по исправлению звукопроизношения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если устранение дефекта по каким-либо причинам не завершено в дошкольном возрасте, то коррекция звукопроизношения продолжается в школьном возрасте.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и школьного образования, который определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, проблема развития и коррекции речи детей дошкольного возраста, по – прежнему, актуальна и своевременна, является важнейшим звеном логокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
За последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, в том числе и проживающих в детском доме. Речевые нарушения, особенно звукопроизношения, могут повлиять на благоприятный ход онтогенеза речи, поэтому для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция нарушений речи.
Логопедическая работа в период дошкольного детства и начальной школы позволяет своевременно исправить имеющиеся речевые нарушения, существенно ускоряет темпы развития ребенка, предупреждает возможные вторичные личностные нарушения и обеспечивает более успешное школьное обучение.
В обязанности учителя-логопеда входят: всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения при нормальном развитии, ЗПР, осложнённые фонетико–фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи.
Изучение речевой деятельности ведётся систематически: в сентябре, когда ребёнок зачисляется на логопункт, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью изучения качественных изменений в развитии речи. Во время диагностики используется методика обследования устной и письменной речи дошкольников и младших школьников, представленная в Главе 1 данного сборника.
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей начинается с середины сентября, после завершения обследования, ведётся с использованием методики индивидуальной работы по коррекции дефектного звукопроизношения Коноваленко В.В и Коноваленко С.В., Нищевой С.В., Ткаченко Т.А., Фотековой Т.А.

План коррекционной работы с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения на учебный год
На логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
- коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
(ФФНР)
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов;
- коррекция звукопроизношения

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Индивидуальные занятия проводятся по графику работы, преимущественно в первую половину дня, длительностью от 20 до 40 минут в зависимости от возраста, индивидуально-типологических особенностей ребёнка, выраженности дефекта. Учебный год заканчивается 15 мая.
При ФНР, ФФНР коррекция звукопроизношения включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Этап формирования произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
1. Подготовительный
Задача: развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики, тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
развития слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
укрепление физического здоровья (консультации врачей, узких специалистов, при необходимости, медикаментозное сопровождение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы, поэтому она требует максимального внимания учителя-логопеда и больших временных затрат.
2.Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
устранение дефектного звукопроизношения;
развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляторно и акустически;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука.
2. Постановка звука.
3. Коррекция звука.
4. Автоматизация поставленного звука.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, З, Ц, C`,
шипящий Ш
сонор Л
шипящий Ж
соноры Р, Р`
шипящие Ч, Щ
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводится как индивидуально, так и в подгруппе:
С, З, Ш, Ж, С`, З`, Л` автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и, в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;
Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
Р, Р` можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом (изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению).
Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Дифференциация звуков:
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998 г):
С – З, С – С`, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – С`, Ч – Т`, Ч – Щ;
Щ – С`, Щ – Т`, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – Р`, Р` - Л`, Р` - Й, Л` - Л;
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях) проходит совместно с воспитателями.
Параллельно с устранением недостатков звукопроизношения проводится работа на:
- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале (систематические упражнения);
- развитие связной выразительной речи (на базе правильно произносимых звуков);
- устранение лексических и грамматических ошибок (упражнения);
- нормализацию просодической стороны речи;
- обучение рассказыванию.
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме (Коноваленко, 1998 г)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
4. В течение работы над постановкой звуков педагоги должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При ФФНР одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха, поэтому в коррекционную работу включаются следующие этапы:
1. Развитие слухового восприятия, внимания (одновременно с подготовительным этапом).
2. Развитие фонематического слуха (одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков).
3. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
Работа ведется над совершенствованием операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А. Ковшиковым (1995 г):
- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.
Помимо выше перечисленных операций, по ходу работы совершенствуется также:
Словарный запас (на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): номинативный, предикативный, атрибутивный словари, числительные и местоимения; навыки словообразования.
Совершенствуется грамматический строй (на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): словоизменение, согласование.
Совершенствуется связная речь (на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): пересказ, рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии сюжетных картинок.

Содержание и формы логопедической коррекции
речевых расстройств у детей

Направление работы
Содержание и формы работы

Подготовительный этап

Формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков
(общая и специальная артикуляционная гимнастика);
- для всех звуков: «Забор», «Окно», «Мост» и др.
- для свистящих: «Лопата», «Холодный воздух», «Фокус» и другие.
-для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Тёплый воздух» и другие.
- для [Р], [Р']: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка», «Дятел» и другие.
- для [Л]: «Лопата», «Накажем язык», «Пароход», «Пароход гудит» и другие.

Развитие физиологического и речевого дыхания
«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия
«Японская печатная машинка»;
«Испорченный телефон»;
«Светофор» и т.д.

Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика, мозаики

Формирование произносительных умений и навыков

Устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
- знакомство с артикуляцией звука;
- постановка звука;
- коррекция звука.

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
автоматизация поставленного звука:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.

Формирование коммуникативных умений и навыков

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи
- пересказы,
- выразительное чтение стихотворений,
- составление рассказов,
- инсценировка и другие.

Развитие фонематического слуха

Развитие слухового восприятия, внимания
- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;
- воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я» и другие.

Развитие фонематического слуха
- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова
- последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
- последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
- обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
- составление условно-графических схем: «Телеграфист».

Формирование лексико-грамматических категорий

Пополнение и активизация словаря
- словарь лексических тем;
-«Таинственный мешочек»,«Вершки-корешки», «Магазин», «Одень Машу» и другие.


Совершенствование грамматического строя
-усвоение и изменение грамматических форм слов, согласование частей речи
«Чего не хватает?», «Из чего сделано?», «Кто что делает?» и другие.

Совершенствование связной речи
-распространение простого предложения, составление словосочетаний и предложений;
-«Писатель», «Кто во что одет», «Я иду гулять» и др.


Цель 1 блока: коррекция ОНР III уровня у детей дошкольного возраста с нормальным психологическим развитием, ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома.
В старшей и подготовительной к школе группе с учетом структуры дефекта, при нормальном уровне психического развития, проводятся фронтальные занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи.
Основными задачами этих занятий являются:
- развивать понимание речи;
- уточнять и расширять словарный запас;
- формировать обобщающие понятия;
- формировать практические навыки словообразования и словоизменения;
- отрабатывать умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур;
- обучать детей самостоятельному высказыванию;
- вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Блок I состоит из двух разделов (1 и 2 год обучения), объединяют семь основных направлений коррекционной деятельности:
1. Обследование речи ребенка.
2. Коррекция дефектов звукопроизношения.
3. Совершенствование процессов фонематического анализа и синтеза.
4. Обогащение словаря по основным лексическим темам.
5.Овладение грамматическими категориями.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В структуру каждого логопедического занятия входит:
- мотивационная установка;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- лексико-грамматические упражнения;
- развитие связной речи, неречевых процессов;
- развитие мелкой моторики;
- рефлексивный анализ.
Длительность 1 года обучения - 104 часа.
Длительность 2 года обучения - 104 часа.
Занятия проходят 5 раз в неделю (три подгрупповых; 2 индивидуальных). Длительность подгрупповых занятий 25-30 минут, индивидуальных - 15-20 минут.

Раздел 1 предназначен для максимальной коррекции недоразвития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками связного речевого высказывания в пределах, приближенных возрастному уровню (нормальное психологическое развитие).
Тематический план составлен на основе учебно-методического пособия «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой (рекомендовано Управлением специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ), учебно-методического пособия, «Коррекционное обучение и воспитание детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (рекомендовано Министерством образования РСФСР), учебно–методического пособия Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» и «В первый класс без дефектов речи», методического пособия Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
Занятия с детьми:
5-6 лет - 3 раза в неделю, длительность 25 минут, всего за год обучения 104 занятия;
6-7 лет – 3 раза в неделю, длительность 30 минут, всего за год обучения 104 занятия.

Раздел 2 рассчитан для работы с детьми 5-7 лет, имеющих ОНР (III), осложненной ЗПР.
Занятия с детьми:
5-6 лет - 3 раза в неделю, длительность 25 минут, всего за год обучения 104 занятия;
6-7 лет – 3 раза в неделю, длительность 30 минут, всего за год обучения 104 занятия.
Речь ребенка-дошкольника, воспитывающегося в детском доме и имеющего ЗПР, отстает от нормы речевого развития по возрастным показателям и имеет свои особенности:
- ограничен словарный запас, запас знаний об окружающем;
- разнообразие дефектов звукопроизношения;
- несформирован грамматический строй речи;
- речевая инактивность;
- недостаточная дифференциация слухового восприятия;
- нарушение формирования связной речи.
Отмечаются общие закономерности уровня сформированности языковых средств, состояния речевой деятельности детей 5-7 летнего возраста.
На начало коррекционной работы патология произношения серьезная и охватывает 4-5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, мягкие, звонкие). К 6 годам, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие (Ш, Ж,Ч, Щ) и звуки Р, РЬ. У всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикулярном плане звуков: С-Ш, З-С, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.
Слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажаются в словах, содержащих 3-4 слога, а затем 4-5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков.
Словарный запас отстает от возрастной нормы количественно и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, некоторых обобщений. Ошибки в употреблении приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии. В словаре отсутствуют сложные имена существительные и прилагательные (тонконогий, остромордая), притяжательные прилагательные (лисья, медвежья). Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова и подобрать более 2-3 прилагательных или глаголов к данному существительному.
Не может ребенок самостоятельно строить распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Отмечаются нарушения согласования и управления в предложениях, замены сложных предлогов. Затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны. Состоят в основном из простых предложений, содержат фонетические и грамматические ошибки.
Кроме того, детей данной категории отличает выраженный негативизм, конфликтность, повышенная впечатлительность, обидчивость, склонность к фантазированию.
Для овладения знаниями и умениями необходимо: регулярность занятий, выполнение заданий учителя-логопеда педагогами групп (пополнение словарного запаса, контроль за автоматизацией поставленных звуков, грамматикой), контроль учителя-логопеда (посещение занятий и уроков, проведение контрольных занятий, творческое использование материала в различной деятельности).

Цель II блока: предупреждение и преодоление неуспеваемости воспитанников, обусловленной различными нарушениями развития устной и письменной речи, создание предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Задачи:
1.Оказать помощь воспитанникам в овладении дидактической коммуникацией.
2.Формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию.
3.Восполнить пробелы в развитии речевой функции, произвольного поведения и произвольности в общении.
4.Упорядочить и развить у детей звуковые, морфологические и синтаксические обобщения.
5.Развить и совершенствовать речемыслительную деятельность воспитанников.
Планирование коррекционной работы в данном блоке рассчитано на 2 года обучения (1 – 2 классы) и составляет для воспитанников:
с НВОНР и ОНР (III) при нормальном психологическом развитии – 136 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 мин;
с ОНР (III), осложненным ЗПР, СПЗ, предусмотрено 204 часа при проведении занятий 3 раза в неделю по 40 мин., поскольку дефекты речи у воспитанников с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и связаны с особенностями их психофизиологического развития.
Следовательно, воспитанники детского дома, уже имеющие логопедическое заключение «ОНР (III), осложненное ЗПР, СПЗ» и вновь прибывшие, не успевающие по основным предметам, при поступлении в школу зачисляются на логопункт, где проводится коррекционная работа с учетом первичного дефекта. В группу «ОНР (III) при нормальном психологическом развитии» - дети с ОНР (III,IV) и вновь прибывшие, успевающие по предметам.
На первом году коррекционного обучения идет работа по формированию и закреплению навыка правильного письма. Для детей с ОНР, у которых затруднено формирование анализа и синтеза звукового состава слова, звукобуквенных связей и т. д., развитие языкового чутья, предупреждение общей и функциональной неграмотности вызывает трудности. Поэтому у воспитанников со 2 класса, при наиболее выраженных нарушениях письма от этапа к этапу, количество логопедических заданий, выполняемых письменно, постепенно возрастает. Для решения этой проблемы на занятиях по коррекции ОНР (III, IV) используются элементы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.
Коррекционная логопедическая работа с вновь прибывшими в течение учебного года, не успевающими по основным предметам, строится по принципу восполнения выявленных пробелов на основе тематического планирования данной программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Раздел 1 предназначен для воспитанников 1,2 классов при коррекции ОНР (III,IV) при нормальном психологическом развитии и вновь прибывших, имеющих данное речевое заключение, но успевающих по основным предметам, составляет 68 часов.
Раздел 2 предназначен для воспитанников 1,2 классов с ОНР (III) при ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по предметам, и составляет 102 часа.
Деятельность учителя-логопеда по двум разделам включает:
Первый год обучения:
1) Подготовительный этап
Задачи:
Уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Развивать и совершенствовать фонематические представления.
Определить состояние коммуникативных умений и навыков.
Осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.
2) I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи:
Развивать фонематические процессы.
Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов.
Автоматизировать поставленные звуки, закреплять звуко-буквенные связи.
Формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала I и II этапов.
Второй год обучения:
1) II этап – Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Задачи:
Уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнить значение используемых синтаксических конструкций.
Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
2) III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Задачи:
Формировать навыки построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания.
Развивать логику, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, в отборе языковых средств.
Формировать практические представления о тексте, умения и навыки анализировать текст.
Совершенствовать умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Работа учителя-логопеда по второму блоку данной программы имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку, что и составляет суть логопедической работы. Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных занятий, а активизация речемыслительной деятельности ребенка.

К концу второго года обучения по блокам и разделам программы воспитанник должен знать и уметь:



Дошкольник


Младший школьник


З


Н


А


Т


Ь
основные признаки звука (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой);
слога, слова, предложения;
правила согласования, словообразования и словоизменения.
признаки гласных и согласных звуков;
два способа обозначения мягкости согласных на письме;
изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
графическое начертание заглавных и строчных букв, в соответствии с нормами каллиграфии;
признаки словосочетания и предложения, главные члены предложения;
что такое однокоренные слова;
понятие “текст” и его признаки.


У


М


Е

Т


Ь

пользоваться навыками звукослогового анализа и синтеза;
пользоваться вербальными и невербальными средствами общения (правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию);
овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывать слова на заданный звук и правильно воспроизводить цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов);
различать близкие по акустическим признакам звуки;
ясно, четко, последовательно передавать содержание несложных текстов;
пользоваться словами различных частей речи точно по смыслу;
использовать навыки словообразования и словоизменения;
самостоятельно выполнять звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
без труда вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

делать полный звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ слов: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, и ударную гласную;
выделять корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне с изменением числа и подбором однокоренных слов;
практически пользоваться различными способами словообразования;
раздельно писать предлоги со словами;
по двум признакам - значению и вопросу - определять части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением;
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов и словосочетаний;
находить главные члены предложения;
письменно отвечать на вопросы;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
передавать: суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;
определять тему рассказа, основную мысль, последовательность и связность предложений;
составлять план связного высказывания;
отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
отвечать полным предложением на поставленный вопрос.


ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
программы «Красиво говорим – грамотно пишем"
(для детей дошкольного и младшего школьного возраста)


Развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа

Совершенствование лексико-грамматических конструкций
Развитие неречевых психических процес-сов

Развитие мелкой моторики пальцев рук


тема
ЗВУК С (З)

1
Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.
Формировать длительную направленную воздушную струю.

Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.

Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие
Закрепление ощущений отдельных пальцев, сжимания и разжимания кисти, растяжения, встряхивание и помахивание кистями, противопоставление большого пальца остальным




Ожидаемый результат:
Выработка точных движений языка (положение за нижними зубами; бока языка плотно примыкают к верхним коренным зубам), губ (приоткрыты) и нижней челюсти (рот открыт). Выработка воздушной струи (сильная и направленная по середине языка)

тема
ЗВУК С (З)

2
Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.
Учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию.

Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.

Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.
Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, процессы мышления (классификация, сравнение)
Развивать пространственную ориентировку
Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей
Увеличение амплитуды движений в этих суставах
Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов
Развитие быстроты реакции




Ожидаемый результат:
Выработаны точные движения языка (положение за нижними зубами; бока языка плотно примыкают к верхним коренным зубам), губ (приоткрыты) и нижней челюсти (рот закрыт). Выработка воздушной струи (сильная и направленная по середине языка). Правильное произношение изолированного звука.

тема
ЗВУК С (З)

3
Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с,з].
Продолжать формировать длительную, направленную воз душную струю.
Продолжать учить произносить звук [с,з] в прямых слогах.

Упражнять в определении наличия звука в слогах.
Закрепить названия основных и оттеночных цветов.
Уточнить представления о материале предмета (железо, дерево и т.д.)
Образование относительных прилагательных
Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, процессы мышления (обобщение, сравнение)
Развивать пространственную ориентировку
Сжатие, растяжение, вращение кисти
Переплетение пальцев рук
Поочередное сгибание и разгибание пальцев
Вытягивание указательного и среднего пальца, указательного и мизинца
Встряхивание и помахивание кистям
Перебирание всеми пальцами
Поочередное соединение пальца с указательным, средним, безымянным, мизинцем (по образцу)




Ожидаемый результат:
Выработаны точные движения языка (положение за нижними зубами; бока языка плотно примыкают к верхним коренным зубам), губ (приоткрыты) и нижней челюсти (рот закрыт). Выработка воздушной струи (сильная и направленная по середине языка). Правильное произношение звука в слогах.

тема
ЗВУК С (З)

4
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с,з].
Упражнять в правильном произнесении звука [с,з] в слогах и словах.
Продолжать учить определению наличия и место звука в слове.

Упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных.
Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову.
Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую моторику.

Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей
Увеличение амплитуды движений в этих суставах
Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов
Развитие быстроты реакции




Ожидаемый результат:
Точное определение положения органов артикуляции при произнесении звука. Звук автоматизирован в слогах и словах

тема
ЗВУК С (З)

5
Упражнять в правильном произнесении звука [с,з] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить умение определять наличие и место звука [с] в словах.

Упражнять в правильном употреблении обобщающих терминов.
Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, процессы мышления (обобщение, сравнение)
Развивать пространственную ориентировку
Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей
Увеличение амплитуды движений в этих суставах
Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов
Развитие быстроты реакции




Ожидаемый результат:
Точное определение положения органов артикуляции при произнесении звука. Звук автоматизирован в слогах, словах и предложениях.

тема
ЗВУК С' (З')

6
Упражнять в правильном произнесении звука [с,з] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить умение определять наличие и место звука [с] в словах.

Упражнять в правильном употреблении сущестивтельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, процессы мышления (обобщение, сравнение)
Развивать пространственную ориентировку
Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей
Увеличение амплитуды движений в этих суставах
Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов
Развитие быстроты реакции

тема
ЗВУК С-З

7
Упражнять в правильном произнесении звука [с,з] в слогах, словах и предложениях.
Учить диффернцированно произносить звуки [с,з]

Закрепить умение определять наличие и место звука [с,з] в словах.
Упражнять в произношении слов-квазиомонимов

Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, процессы мышления (обобщение, сравнение)
Развивать пространственную ориентировку
Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей
Увеличение амплитуды движений в этих суставах
Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов
Развитие быстроты реакции




Ожидаемый результат:
Точное определение положения органов артикуляции при произнесении звука. Звук автоматизирован в слогах, словах и предложениях.

тема
ЗВУК Ш (Ж)

8
Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [ш] в полном объеме.
Формировать длительную направленную воздушную струю.