Использование компьютерных средств обучения в работе над коррекцией психологической базы речи у детей с общим недоразвитием речи.

Использование компьютерных средств обучения в работе над коррекцией психологической базы речи у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различного рода нарушений в речевом развитии. Эти отклонения имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произносительной стороны речи; другие затрагивают процесс фонемообразования; третьи, выражаются в недоразвитии всех ее компонентов.
Очевидна связь между состоянием речевых навыков и развитием психических процессов. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Следовательно, при проведении логопедической работы необходимо осуществлять коррекцию и развитие психологической базы речи, т.к. первичная патология речи тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей и по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
В настоящий момент актуальным является введение в коррекционно-образовательный процесс информационных технологий.
В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, и учитывают общие закономерности и специфические особенности детей, имеющих речевую патологию. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Именно современные компьютерные средства помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным и они позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой. Преимуществом их использования является наглядность, компактность, лаконичность, вариативность и разнообразие заданий, а также эмоциональность и заинтересованность детей самим процессом игры, что является хорошим стимулом для дальнейшей работы.
В настоящее время в логопедии известны попытки использования компьютеров, где ярко выявляются их коммуникационные преимущества. Эти преимущества заключаются в возможности индивидуализировать коррекционное обучение, обеспечивая при этом каждого ребенка адекватным лично для него темпом и способам усвоения знаний, предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности, которая обеспечена определенной системой помощи, а также их игровая форма, интерактивность и беспристрастность в оценке действий ребенка. Использование именно компьютерных средств обучения предоставляет большие возможности для ребенка в общении, самообразовании, обучении в процессе игры, что, позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционного обучения.
Применение компьютерных развивающих игр позволяет решать коррекционные задачи:
Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
Развитие познавательной активности, самоконтроля.
Активизация словаря.
Закрепление знания букв, цифр.
Развитие мелкой моторики руки, и зрительно-моторной координации.
Развитие основ межличностной коммуникации посредством вымышленных героев.

Разработанная и апробированная система по использованию компьютерных развивающих игр в ходе коррекции психологической базы речи у детей с общим недоразвитием речи реализует общепедагогические и специально-коррекционные принципы обучения, учитывает специфические особенности самих развивающих компьютерных игр.
Содержание и организация работы
по использованию развивающих компьютерных игр:

Решение коррекционных задач встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализация коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
Работа происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным.
Принимают участие дети-логопаты
Развивающие возможности компьютерных игр используются в виде: этап индивидуального занятия кратность- 4 раза в неделю с длительностью до 7 минут; подгрупповое занятие – кратность- 2 раза в месяц с длительностью до 20 минут.
При работе с использованием ПК четко соблюдаются требования СанПиН, Инструкция по охране труда при работе с компьютером, с детьми проводится Инструктаж по технике безопасности, гимнастика для глаз, гимнастика для релаксации мышц тела и глаз.
Особенности содержания использования развивающих компьютерных игр.
1) Этап индивидуального занятия.
С ребенком проводятся индивидуальные занятия, которые предполагают работу по всем направлениям коррекционной работы (развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, фонематического слуха и т.д.). Последним этапом этого индивидуального занятия (реже, в середине занятия) является работа на ПК, ребенку предлагается игра, развивающая задача которой определена в зависимости от его уровня развития (речевого, интеллектуального) и содержания самого индивидуального занятия.
Например, занятие «Развитие фонематического восприятия на неречевых звуках». В содержание этого занятия дополнительно включается компьютерная игра «В гостях у животных» (диск «Развивайка для малышей»): на мониторе – скотный двор (джунгли), ребенку предлагается предварительно прослушать голос каждого животного, птицы, имеющегося на мониторе, далее издает звук животное (птица), ребенок должен угадать, кто издал этот звук. В ходе игры постепенно увеличивается количество издаваемых разными животными (птицами) голосов, ребенку необходимо их узнать либо в заданной последовательности, либо в любой последовательности, нажатием левой клавиши «мыши» на изображение конкретного животного (птицы). При угадывании голоса животного (птицы) – голос повторяется, при ошибке – издается голосовой звук «Подумай
еще» и повторяется голос животного (птицы), и так до тех пор, пока ребенок не даст правильный ответ. На следующем этапе работы по развитию фонематического восприятия задание усложняется: компьютерная игра «Угадай, что издает звук» (диск «Веселая азбука»): на дисплее монитора появляются различные предметы, один из которых может издавать звук, ребенку необходимо нажатием «мыши» показать этот
предмет. В случае правильного выбора – предмет издает свой звук (магнитофон – играет музыка, танк – грохочет и т.п.), при неправильном выборе - голосовой сигнал «Подумай еще».

2) Комплексное подгрупповое занятие.
Занятие проводится с подгруппой 2-4 человек 2 раза в месяц в первой половине дня. Все занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи

Структура занятия:
Занятие имеет 3 этапа.
I этап - подготовительный. Цель - погружение ребенка в сюжет занятия. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. Продолжительность - 7-8 минут.
II этап - основной. Цель - овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Продолжительность - 10-12 минут.
III этап - заключительный. Цель: снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз), снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, релакс-пауза). Продолжительность - 3-4 минуты.


Таким образом, развивающие компьютерные игры способствуют формированию психических функций, произвольности, идеального плана действий, координации движений, умению принять и выполнить задание, познавательной мотивации, способствуют активизации словаря и др.

Результаты педагогического мониторинга показывают, что систематическое и системное применение компьютерных развивающих игр позволяют оптимизировать процесс логопедической работы по коррекции речевых и неречевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Библиография

Адаменко М.В. Компьютер для малышей. М., 2005
Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Бенедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе. С-Пб, 2005
Гуськова С.А. Компьютер в детском саду. "Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, дефектологу. М., 2005
Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Казань, 2005
Мадамкина Ю. В., Нестерова Л. В. Использование новых компьютерных технологий в коррекционном обучении. М., 2005


13PAGE 15


13PAGE 14315






Заголовок 215