Информационные технологии как средство реализации межпредметных связей на уроке математике.
Информационные технологии как средство реализации межпредметных связей на уроке математике.
Поиски эффективных путей формирования целостного мировоззрения все больше привлекают внимание ученых и практиков к проблеме межпредметных связей. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения, прочно утвердившейся в школе. Прогрессивные педагоги различных эпох – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика» для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. В связи с этим вопрос о реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе, как в средних общеобразовательных учреждениях, так и в высших, не теряет своей актуальности.
В то же время необходимо отметить, что в современном мире объем информации, которую должны усвоить обучаемые, постоянно увеличивается. Благодаря использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе учитель может значительно расширить возможности предъявления учащимся учебного материала. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему это идеальная электронная доска. Важной методической задачей в плане применения компьютера является обучение решению задач, а также некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. С помощью компьютерных программ можно осуществлять построение математических моделей многих задач.
Одним из направлений использования компьютера является собственно осуществление межпредметных связей математики и информатики. На основе применения навыков работы с компьютером у школьников формируются умения решать расчетные задачи по математике, вычислять процент, строить графики функций. Приобретаемые при изучении алгебры навыки работы с формулой, аппарат исследования основных элементарных функций необходимы для изучения программирования; элементы дифференциального исчисления находят применение при работе в Excel.
Задача учителя на уроках осуществления взаимосвязи между математикой и информатикой – сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки также позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках, как показала опытно-экспериментальная работа, каждый ученик работает активно и увлеченно, у обучающихся развиваются любознательность, познавательный интерес.
При реализации межпредметных связей не менее важным является использование презентаций на уроках математики. Действительно, презентации можно использовать на уроках различного типа и на любых этапах. Заметим, что привлечение учащихся к созданию презентаций не только способствует установлению связей математики и информатики, но также активизирует внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышает интерес к изучаемой теме. В ходе проводимого исследования учащиеся начали создавать презентации самостоятельно как для ведения всего урока, так и для сопровождения своего выступления на уроке, причем презентации были не только обычные, но и интерактивные.
Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации является источником учебной информации и наглядного пособия. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Очень удобно использовать слайды презентаций при решении задач, особенно отрабатывать технологию решения задач межпредметного характера. Постепенное выведение основных шагов технологии и одновременно их применение при решении конкретной задачи способствует лучшему закреплению материала.