Проектная деятельность учащихся как способ реализации межпредметных связей
Проектная деятельность как способ реализации межпредметных связей:
«Российская дворянская культура I половины - середины XIX века
в истории и литературе». Из опыта работы.
О.Н. Домнина
Проектная деятельность – один из педагогических методов, который позволяет направить деятельность учащихся на актуализацию знаний и приобретение новых знаний, на формирование ситуации, позволяющей развивать как мыслительные операции учащихся, так и их исследовательскую культуру, а своеобразие конечного продукта помогает реализации творческого потенциала учащихся и учителя.
Отличительной особенностью проектной методики является упор на планирование деятельности и на самостоятельность действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. При этом качественно изменяется и роль учителя, и роль учеников: в качестве активного участника проекта выступают обучающиеся, а учителю отводится роль куратора и наставника, но никак не руководителя.
Особенно интересными могут получиться интегрированные междисциплинарные проекты, например, проект «Российская дворянская культура первой половины - середины XIX века», тема которого была предложена для работы учащимся 10-х классов.
Особенностью данного проекта является его интегрированный характер. Интеграция и широкое применение межпредметных связей в старших классах гимназии давно считается нормальной педагогической практикой. Но использование межпредметных связей в проектной деятельности имеет еще больший познавательный эффект. Интеграция в литературно-историческом проекте открывает возможности для создания единого познавательного поля, расширяет спектр педагогических приемов, способствует развитию умений учащихся мыслить системно, комплексно.
Проектная работа позволяет учащимся самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств поисковой и аналитической деятельности. В процессе выполнения проектных заданий развиваются творческие способности школьников. Литературно-исторический проект позволяет максимально комфортно включить в исследовательскую, творческую работу большее число обучающихся, «развести» плоскости интересов и склонностей для достижения единого результата.
Характеристика запланированных этапов проекта (следует учесть самостоятельность поисково-исследовательского пути учащихся, что может повлечь за собой серьёзные изменения плана):
1. Погружение. Первый этап работы над проектом можно обозначить как Погружение.
Самая главная проблема, которая стоит перед нами участниками проекта – это разница эпох, «культурный разрыв», мировоззренческую разность, непонимание эпохи, с которой нам предстоит работать. Для того чтобы снять хотя бы часть непонимания, был избран вполне традиционный ход – «погружение в культуру».
Погружение началось с просмотра и обсуждения лекций великого русского мыслителя Юрия Михайловича Лотмана в рамках цикла «Беседы о русской культуре», записанного в 1988 году.
Второй частью «Погружения» стал просмотр художественных фильмов – экранизаций произведений русской литературы («Война и мир», «Анна Каренина», «Онегин», «Метель» и др.).
2. «Мозговой штурм». Вторым этапом стало определение темы для исследования, планирование содержания исследования.
3. «Рабочий» этап. Формирование проблемных групп и направлений исследовательской работы.
4. Творческий этап – представляет самый сложный и насыщенный отрезок работы над проектом. Оформление поисковой работы, представление группами результата (форма представления определяется учащимися самостоятельно).
5. Рефлексия. Нужно отметить, что проектная деятельность обязательно предусматривает наличие последнего этапа – рефлексии, к которой мы сможем выйти только по завершении проекта и представлении результатов работы. На этом этапе участники должны будут дать оценку того, что лично для каждого дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельностью.
Таким образом, проект может дать следующие результаты: участники проекта смогут работать с источниками информации самого разного характера – от современной электронной до мемуарной; формировать собственные рабочие группы, выбирать лидеров групп, смогут планировать работу и следовать ей; демонстрировать умение высказывать свою точку зрения, представлять результаты проектной деятельности, а самое главное – общаться на уровне не просто учащихся старшего класса, а на уровне исследователей, на уровне проблем и проектирования, на уровне поиска и защиты.
Учащиеся смогут наилучшим образом раскрыть себя, свои знания, проявить свои коммуникативные способности. Нужно отметить, что в ходе работы учителя надеются пробудить в учащихся любовь к осмысленному чтению оригинальной литературы.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 215