Методическая статья. Образовательный проект «Экология как основа межпредметных и метапредметных связей в современном обучении»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к образовательному проекту
«Экология как основа межпредметных и метапредметных связей в современном обучении»
Как известно, одной из задач образования является реализация потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны.
Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления.
Современный человек, как гражданин, обеспокоен нынешним состоянием окружающей среды. Об экологических проблемах человечество серьезно задумалось еще в первой половине 20 века. Но по настоящему актуальными эти проблемы стали в наше время. Настолько актуальными, что необходимо объявлять век экологии.
Эрнст Геккель, ученый, который ввел этот термин, обозначил для экологии биологическую область знаний.
В настоящее время эта область расширилась. Подразделами экологии стали многие науки на стыке естественных, гуманитарных и общественных областей знаний: геоэкология, биоэкология, медицинская, социальная, инженерная экология и т.д.
Целью настоящего проекта является доказательство необходимости экологических знаний у учителя-предметника.
Задачи проекта:
обосновать связь науки экологии с различными областями научного познания;
обозначить некоторые формы актуализации межпредметных и метапредметных связей на отдельных уроках в образовательном процессе;
предложить формы повышения квалификации учителей в данной области.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Экология как основа межпредметных и метапредметных связей в современном обучении»
Каждая наука изучает окружающий нас мир. И в совокупности они дают общее представление о природе. А природа в настоящее время бьет во все колокола. Мы губим ее каждую секунду одним только своим существованием.
Древние люди были частью дикой природы. Зависели от неё и сотрудничали с ней. Около 150 тыс. лет назад люди овладели огнем, стали употреблять термически обработанную пищу. Человек стал менее зависим от воздействия окружающей среды и начал противопоставлять себя природе, относиться к ее богатствам потребительски.
Таким образом, Homo Sapiens вредит природе со времен своего появления. Первые экологические кризисы, произошедшие по вине человека – исчезновение крупных европейских животных, в том числе хищников. Активное загрязнение окружающей среды, вырубка лесов начались еще в римскую эпоху. Тогда же великие умы начали задумываться о месте человека в природе. Плиний в своей «Естественной истории» говорит: «земля…порождает также и вредные вещества. Мы донимаем ее своими собственными преступлениями и обвиняем ее в наших собственных винах. Согласен, она создала яды: но кто кроме человека их нашел? Птицы и звери довольствуются тем, что их остерегаются и бегут от них... Мы отравляем стрелы и добавляем к самому железу кое-что другое, еще более вредоносное. Мы заражаем даже реки и природные стихии. Да и сам воздух, необходимый для жизни, мы обращаем себе на погибель".
Постепенно эти взгляды сформировались в науку экологию, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой и друг с другом. А человек, как организм, взаимодействовал с окружающей средой всегда. Со времен древнего мира и античности актуальным остается вопрос взаимоотношений человека и природы, то есть один из главных вопросов экологии.
Образ жизни человека, его взаимоотношения в коллективе формировали его сознание. Около 8 тыс. лет назад человек перешел от охоты и собирательства к оседлому образу жизни и земледелию. Происходило накопление агротехнических, климатических, биологических знаний. И все это происходило на фоне взаимоотношений человека с окружающей средой
Формирование человека как разумного существа происходило вследствие накоплений знаний о своей связи с природой.
Римский поэт и ученый Лукреций связывал рост могущества у людей с развитием особых механизмов приспособления к условиям существования.
Английский экономист Томас Мальтус ввел в науку термин «борьба за существование». Этот термин в дальнейшем был использован Ч. Дарвином. В своих трудах Т. Мальтус формулирует закон народонаселения, который гласит: если рост населения не задерживается какими-либо причинами, то население будет удваиваться каждые четверть века, и, следовательно, возрастать в геометрической прогрессии. В силу ограниченности ресурсов это неизбежно ведёт к бедности, голоду и социальным потрясениям.
Человек, осознавая свою зависимость от окружающего мира, формирует свое сознание. Приходит вера в высшие сущности, зарождается культура. И параллельно идет накопление экологических знаний. С течением веков эти знания переходят к укрупнению объектов исследования. От отдельных особей и групп наука перешла к изучению сообществ и биосферы в целом, что образовало макроэкологию.
Целью настоящего проекта является обоснование связи экологии с различными областями научного познания.
Прародительницей всей научной мысли на планете является философия. Из философии природы сформировались физика и химия. Из практической философии – история, этика. В настоящее время все науки делятся на три больших подраздела – естественные, общественные и гуманитарные.
А что представляет собой наука экология? Это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
Она делится на три больших направления: первая ветвь - общая экология. Вторая ветвь - геоэкология. Третья ветвь - прикладная экология.
Вся научная мысль существует благодаря человеку как биосоциальному существу.
Человек на своем рабочем месте должен быть специалистом своего дела. Говорит ли это в пользу необходимости узости образования? От количества усвоенной информации зависит и количество нейронных связей головного мозга, и интуиция, и научная, в том числе.
Великие ученые – двигатель человеческой научной мысли Леонардо да Винчи, Вернадский, Циолковский. Были ли они узкими специалистами? Да Винчи был физиком, анатомом, увлекался медициной, кулинарией, искусством сервировки и живописью. И при этом изобрел велосипед, танк, вертолет и прожектор. Вернадский был геологом по образованию. Циолковский – ученый-самоучка. Из этого следует вывод, что, по большому счету, любой ученый является одновременно и узким специалистом, и специалистом широкого профиля.
Каждый школьный предмет – это взгляд на мир с разных точек зрения. Изучение всех предметов происходит не только теоретически, но и имеет прикладной характер. Через этот прикладной характер мы можем влиять на личность ученика, на формирование его гражданской позиции. В качестве примера возьмем важнейшую экологическую проблему - загрязнение атмосферного воздуха.
На уроках математики в качестве надпредметных связей можно указать нарушение фрактальной структуры снежинок вследствие нахождения сажи и других продуктов сгорания в атмосфере. В старших классах, вполне возможен подбор задач экологического содержания, связанных именно с насущными проблемами.
Различные темы физики, например "Тепловые двигатели", вредные выбросы при использовании тепловых двигателей и экологические проблемы; Использование ГЭС, ТЭС, АЭС прямо связаны с загрязнением воздушной среды.
На уроках химии можно говорить о качественном составе атмосферного воздуха, нарушении озонового слоя, кислотных дождях. А юные биологи сами догадаются, что любые изменения в составе окружающей среды приводят к мутациям.
Историки могут упомянуть неизбежное загрязнение окружающей среды, и атмосферы в частности, во время военных конфликтов. Собственно, об ухудшении качества воздуха упоминал еще Плиний, живший два тысячелетия назад в миллионном Риме.
В курсе географии есть тема «Оболочки Земли», «Загрязнители атмосферы» и т.п.
Соответствующие диктанты можно использовать на уроках русского языка.
Литература, как учебный предмет изобилует примерами произведений, где присутствует природоохранная тематика. О варварском отношении к окружающему миру писали Ф. Достоевский, А. Чехов, С. Аксаков, Д. Мамин-Сибиряк, В. Астафьев, В. Распутин, Л. Леонов, К. Паустовский, Ч. Айтматов.
При желании о той или иной экологической проблеме можно упомянуть в связи с основным предметом на каждом уроке.
Конечно, ни в коем случае нельзя вести обучающую беседу только с пессимистической точки зрения. Ученикам необходимо говорить и показывать величие и красоту природы.
В отдельных курсах повышения квалификации для педагогов, в связи с данной темой, нет необходимости. Достаточно внутренних локальных актов, проведения педсоветов, семинаров-практикумов по данной тематике.
Но для того, чтобы осуществлять подобное воспитание на уроках, учитель должен экологически мыслить. Он должен видеть современные проблемы, должен понимать, как они влияют на окружающий мир и само человечество.
Севастополь как регион и место постоянного проживания полумиллиона жителей, естественно испытывает определенные экологические проблемы. В городе нет современных очистных сооружений, нет мусороперерабатывающего завода. Вода в море загрязнена химически, механически и биологически.
В ГБОУ СОШ № 26 постоянно ведется экологическая работа, целью которой является привлечь внимание учеников к данным проблемам. Прежде всего, администрацией школы разработан локальный акт «Об экологизации образовательного процесса».
Проведены методические совещания о формах и способах применения экологии как основы межпредметных связей.
Кроме того, экологическая работа ведется и в традиционном исполнении.
Есть план экологической работы в школе.
В школе организована, в рамках внеурочной деятельности, работа над исследовательскими проектами, поднимающими экологические проблемы нашего региона.
Учениками разработан ряд проектов:
«Мигрантные виды организмов Черного моря, связанные с антропогенным фактором»;
«Проблема воды бытового потребления в г. Севастополе»;
«Шумовые загрязнения и влияние шума на живые организмы»;
«Влияние на человека электромагнитного загрязнения».
Эти проекты были представлены на городских конкурсах «Лучший стендовый доклад» и «Молодежь в науке и творчестве».
Школьники регулярно принимают участие в ежегодных городских экологических, валеологических, орнитологических конгрессах.
В школе проводятся экоуроки, различные мероприятия по уборке лесных и прибрежных территорий, школьные и городские субботники.
Доброй традицией школы стало организовывать акции «Пернатому другу».
В школе каждую неделю проводятся радиобеседы на различные природоохранные темы («Эндемики Крыма», «Синантропные виды животных», «Проблема накопления бытового мусора»).
Жители нашего микрорайона - родителя учащихся, педагоги, дети – активно включились в акцию по защите зеленых насаждений.
На школьном сайте http://shkola26.edusev.ru/activity создан подраздел «Экологическая работа в школе», где регулярно обновляется информация.
Цель экологического воспитания - не вырастить специалистов экологов, а воспитать людей с экологическим мышлением и ответственностью за окружающую среду. Приучить будущего гражданина чувствовать личную ответственность за каждый природный объект.
Знать об экологических проблемах человек обязан так же, как должен уметь читать.