Урок по русскому языку на тему: Учимся писать сжатое изложение (8 класс)
Тема урока: «Учимся писать сжатое изложение».
Ф. И. О. педагога: Лазарева И. С.
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тип урока: развития речи (применение комплексных знаний).
Технологическая карта урока
1 2
Тема: «Учимся писать сжатое изложение».
Цель: Научиться писать сжатое изложение.
Задачи: знать способы сжатия текста; продолжать формировать навык грамотного письма; совершенствовать умение определять тему, идею текста, подбирать к тексту заголовок; уметь работать с художественным стилем (фрагменты стихотворения Н. Самковой «О хлебе», текст В. А. Сухомлинского), с научным стилем (толковый словарь), разговорный стиль (пословицы).
совершенствовать мыслительные операции, развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо.
формировать уважительное отношение к хлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.
УУД: Личностные: самоопределение, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результатов, внесение изменений в результат своей деятельности; оценивание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи; умение работать в группах.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. построение речевого высказывания в устной и письменной речи, определение основной и второстепенной информации.
Планируемые результаты:
Предметные
МетапредметныеЛичностные
Знать способы сжатия текста; уметь формулировать основную мысль текста; сокращать текст и на основе исходного текста писать сжатое изложение; уметь выделять в тексте основную и второстепенную информацию; уметь подбирать к тексту заголовок; уметь работать с художественным стилем (фрагменты стихотворения Н. Самковой «О хлебе», текст В. А. Сухомлинского), с научным стилем (толковый словарь), разговорный стиль (пословицы).Знакомство с текстами В.А. Сухомлинского, Н. Самковой, пословицами. Уметь читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.Совершенствовать мыслительные операции, развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности;
формирование уважительного отношения к хлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.
Основные понятия: Сжатое изложение, приёмы сжатия текста, микротема, тема, идея.
Межпредметные связи: Русский язык и литература (стихотворение, пословицы).
Ресурсы:
Основные:
Дополнительные: Раздаточный материал (текст, таблица с приёмами сжатия текста).
Хлеб, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Формы работы на уроке: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые материалы: Разумовская М.М. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку: 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов– М.; Дрофа, 2010.
Литературный портал графоманов: http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/
Содержание урока:
Организационный момент – 1мин.
Этап проблематизации – 3-4 мин.
Этап целеполагания – 2 мин.
Этап актуализации знаний – 3-4 мин.
Этап концептуализации – 13-14 мин.
Этап моделирования – 12-13 мин.
Этап рефлексии – 3 мин.
Этап конструирования – 3 мин.
Ход урока.Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент.
2. Этап проблематизации.
3.Целеполагание.
4.Актуализация знаний.
5. Этап концептуализации.
6.Этап моделирования.
7.Этап рефлексии.
8.Этап конструирования.
Личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация), познавательные.
Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).Предметные (обращение к особенностям, теме, идеи текста), личностные (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей), познавательные ( смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров).
Предметные (знакомство со способами сжатия текста, правилами построения абзаца, их использование при написания изложения), коммуникативные; познавательные (построение речевого высказывания в устной и письменной речи, определение основной и второстепенной информации), регулятивные (коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результатов, внесение изменений в результат своей деятельности).Регулятивные (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения), предметные (знать особенности написания сжатого изложения).
Предметные (создание собственных тестов). Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть.
СЛАЙД № 1 . УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
На столе лежит на подносе покрытый салфеткой свежеиспечённый хлеб.
− Как вы думаете, что находится под салфеткой? (Учитель подносит поднос к первой парте.)
− Да! Что может быть лучше этого запаха! Чем является для России хлеб?
− Хлеб всегда считали в нашей стране главным продуктом. Это символ благополучия, достатка, счастливой жизни. Не зря сложил народ пословицу «Хлеб всему голова».
СЛАЙД № 2. ФОТО «ХЛЕБ».
− Какой хлеб? Подберите определения к этому слову.
− Спасибо. Герой рассказа, по которому мы будем учиться писать сжатое изложение, тоже дал определение этому слову. Какое? Это мы узнаем, прослушав текст.
− Давайте попробуем сформулировать цель урок. СЛАЙД №3.
− Ребята, мы с вами не раз писали изложения. Давайте вспомним уже известные нам виды изложений.
− Совершенно верно. Думаю, в конце урока мы сможем сформулировать и особенности написания сжатого изложения.
− А теперь давайте обратимся к тексту, составленному на основе записок известного русского педагога В.А. Сухомлинского.
СЛАЙД №4 . ПОРТРЕТ В.В. СУХОМЛИНСКОГО.
− Посмотрите, какое мудрое и доброе лицо у этого человека. Таким он и был, Учитель, Директор, Учёный.
Чтение текста учителем. Приложение 1. СЛАЙД №5.
Беседа по тексту.
− Понравился ли вам рассказ?
Словарная работа.
Сухомлинский Василий Александрович, Иван Степанович, старожил, директор, накануне, вскоре, неприглядная. Значение непонятных слов найдите в учебнике и запишите в тетради. Приложение 6.
− Докажите, что это текст?
СЛАЙД №6 . ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА.
1. Тема.
2. Основная мысль.
3. Предложения связаны по смыслу и грамматически (средствами связи).
4. Завершённость по смыслу.
На экране высвечиваются признаки текста в виде плана.
− Определите тему текста.
− Придумайте заголовок.
− Прочитайте вполголоса текст и определите идею его.
− Какой урок можно извлечь из этого рассказа?
Работа со стихотворением Н. Самковой.
− Послушайте стихотворение Нины Самковой о хлебе. Приложение 2.
− Как перекликается содержание этого стихотворения с рассказом «Святой хлеб»?
− Да. Стыдно бросать хлеб на пол, на землю. Всегда надо помнить о блокадных 125 граммах. (Показываю 125 граммов ржаного хлеба.) Этот хлеб был спасительным для ленинградцев. Хлеб – это святое. Нельзя плохо относиться к нему. Надо беречь хлеб, надо помнить, как он трудно достаётся людям, как в годы Великой Отечественной войны он спасал их.
− Какой элемент сочинения вы ввели бы в сжатое изложение?
− Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершённость. Ваше сжатое изложение должно быть текстом.
Нам нужно научиться разделять главную и второстепенную информацию, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Задание. Выделите ключевые слова. СЛАЙД №8.
Приложение 4.
Составление плана текста: работа в 5 группах.
− Все работают в группе. Координатор группы делает записи.
− Задание. Сколько абзацев в данном тексте? (Помним о правилах построения абзаца.) Обращение учащихся к памятке «Правила построения абзаца». Исследуйте правила построения абзацев в нашем тексте. Приложение 5. СЛАЙД 9.
Выделите в каждом абзаце текста ключевые слова, это будут микротемы, запишите их. Таким образом, мы составим цитатный план текста.
СЛАЙД № . ПЛАН ТЕКСТА
Разговор будет серьёзный.
Чёрствый кусок хлеба на столе.
Рассказ старого пастуха.
Болело сердце деда.
Запомнил директор школы разговор со стариком.
Работа по сжатию текста. Учащиеся получают карточки с содержательными и языковыми приёмами сжатия.
СЛАЙД №10 . ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА.
1. Исключение:
-исключение повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений;
2. Обобщение.
3. Упрощение.
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена сложноподчинённого предложения простым предложением;
- замена прямой речи косвенной;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
− Какие приёмы использованы при сжатии 1 абзаца? СЛАЙД №14,15
− Какие приёмы использованы при сжатии 2 абзаца? СЛАЙД № 12,13
− Какие приёмы использованы при сжатии 3 абзаца?
− Какие приёмы использованы при сжатии 4 абзаца?
СЛАЙД №16
− Какие приёмы использованы при сжатии 5 абзаца?
Работаем в группах 10−12 минут, все работают устно, координатор группы записывает сжатый текст.
− Прочитать сжатый текст по микротемам, а потом в целом.
Оценивает работу другая группа. (Взаимооценка.)
− Что вы можете добавить к полученному тексту исходя из его идеи?
− В начале урока мы поставили задачу: сформулировать особенности написания сжатого изложения. Итак, кто готов поделиться своими наблюдениями?
− Чему вы научились?
− Что узнали нового?
Звучит песня «Хлеб всему голова».
− Итак, работа с текстом, составленным по запискам В.В. Сухомлинского, показала, что мы сегодня не только учились писать сжатое изложение, но и затронули актуальную тему святого, бережного отношения к хлебу. Надеюсь, вы напишете хорошие тексты сжатого изложения. На перемене можно полакомиться душистым хлебом, который лежит на столе. Я предлагаю Вам продолжить разговор на тему «Святой хлеб» на одном из классных часов − создать социальный проект «Хлеб всему голова». С этим проектом вы можете выйти в другие классы, провести защиту проекта, а в столовой гимназии можно повесить полезную для учащихся информацию из проекта.
Рассмотрите инструкцию «Как писать сжатое изложение» и приступайте к его написанию. Приложение 7. СЛАЙД №17.
Пример текста сжатого изложения. Приложение 8. СЛАЙД №18.
Учащиеся отвечают.
Приводят примеры определений.
Ребята формулируют цель. Называют уже знакомые виды изложений(подробное и выборочное).
Ребята формулирую доказательства, высказывают свои предположения.
Формулируют тему, придумывают заголовок, определяют идею.
Ребята делают выводы.
Подчеркивают ключевые слова.
Работают в группах.
Исследуют материал.
Ученики выделяют микротемы, ключевые слова, составляют план теста.
Изучают приёмы сжатия текста.
Выполняют задания.
Оценивают работы друг друга.
Делают добавления.
Выполняют словарную работу.
Формулируют особенности сжатого изложения.
Делают выводы.