Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский индустриально-педагогический колледж»















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)






















2015 г.


РАССМОТРЕНО
на заседании
отделения сервисных технологий
Протокол № от «____» 2015 г.
Руководитель ОПОП __________(И.С. Лебедева)

УТВЕРЖДЕНО
Директор ____________С.Н. Чернова
«_____» _______________ 2015 г.






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж».

Разработчик:
Бабушкина О.А. – заведующий отделением сервисных технологий, преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, высшей квалификационной категории.


























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента;
- делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.




























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

в том числе:


лабораторные занятия
0

практические занятия
20

контрольные работы
0

курсовая работа (проект)
0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
0

- систематическая проработка конспектов занятий;
- самостоятельная работа с учебником и справочной литературой;
- решение задач;
- выполнение отчётных работ к практическим и лабораторным работам;
- подготовка реферата.
8
12
0
0
0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Понятие о менеджменте.

6


Тема 1.1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Основные понятия: менеджмент, управление, организация. Цели, задачи и сущность управленческой деятельности. Менеджмент, как составная часть управления. Виды менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. История развития менеджмента. Основные этапы формирования. Характерные черты разных школ. Современные подходы в менеджменте. Современные принципы управления. Национальные особенности менеджмента.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся: использование мирового опыта менеджмента в условиях России.
4


Раздел 2.
Организация работы предприятия.

6


Тема 2.1. Внешняя и внутренняя среда организации.
Основные категории менеджмента. Внешняя среда: понятие и ее элементы. Факторы воздействия, их характеристика и взаимосвязь. Внутренняя среда: цели, задачи, структура, ее основные внутренние переменные, технология и персонал.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссворда по теме «Внешняя и внутренняя среда организации». Составление организационной структуры управления учебного заведения.
4


Раздел 3.
Процесс управления. Цикл менеджмента.

10


Тема 3.1.
Цикл менеджмента.
Понятие, содержание. Основные функции цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Функции управления.
2
3

Тема 3.2.
Процесс и методика принятия и реализации управленческих решений.
Управленческие решения: понятие, сущность, классификация. Типы, условия принятия, требования, предъявляемые к ним. Организация и контроль исполнения управленческих решений. Методы принятия эффективных управленческих решений.
2
3


Практические занятия: деловая игра «Мозговой штурм».
4



Самостоятельная работа обучающихся: |°составление процедуры принятия управленческого решения.
2


Раздел 4.
Структура управления и методы .

18


Тема 4.1.
Функции
менеджмента.

Функция планирования: понятие, назначение, роль, виды планов, этапы. Функция организации: понятие, назначение, организационные структуры управления, принципы построения, органы, уровни управления. Типы структур управления, их преимущества и недостатки, характеристика. Сущность делегирования, полномочия и ответственность, пределы полномочий. Функция мотивации: понятие, назначение, сущность понятий, критерии мотивации, теории мотиваций. Функция контроля: сущность и назначение контроля, виды, этапы, организация и проведение в предприятиях торговли.
2
3


Практические занятия: решение ситуационных задач по планированию деятельности организации. Составление плана-схемы проведения контроля. Упражнения по составлению заданной структуры управления.
6



Самостоятельная работа обучающихся: особенности стратегического планирования в предприятиях торговли.
4


Тема 4.2.
Система методов управления.

Методы управления: сущность, классификация, взаимосвязь взаимозависимость. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Социально-психологические методы управления. Правовые методы управления. Психологические методы управления.
2
3


Практические занятия: оценка деловых качеств кандидатур на должность руководителя. Решение ситуационных задач по выбору метода управленческого воздействия.
4


Раздел 5.
Менеджер в системе менеджмента.

20


Тема 5.1.
Стили управления.
Стили управления: понятие, виды (авторитарный, либеральный, демократический). Характеристика преимуществ и недостатков каждого стиля.
2
3


Практические занятия: решение ситуационных задач на определение стиля управления.
2


Тема 5.2.
Коммуникации организации.
Коммуникации: понятие, виды, роль, процесс коммуникации как средство передачи информации. Эффективная коммуникация, особенности процесса коммуникаций в предприятиях торговли. Управленческая информация: понятие, назначение, виды.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся: исследование процесса коммуникации в учебном заведении. Построение схемы официальных коммуникационных каналов учебного заведение и описание их.
4


Тема 5.3.
Деловое и управленческое
общение.



Правила поведения деловой беседы, переговоров, совещаний. Условия эффективного общения. Формы построения взаимоотношений с партнерами.
2
3






Практические занятия: деловая игра «Подготовка и проведение совещания». Проведение тестирования по выявлению индивидуальных лидерских качеств.
4



Самостоятельная работа обучающихся: составление оптимальной модели общения с воображаемым собеседником.
2


Тема 5.4.
Особенности
менеджмента в
области профессиональной
деятельности.
Менеджер: понятие, роль и место в системе управления. Основные формы и особенности управленческого труда. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера. Квалификационные требования к менеджеру. Авторитет и имидж менеджера. Методы и технология оценки качеств менеджера. Самоменеджмент: понятие, направления совершенствования организации труда, норма руководителя управляемости. Дифференцированный зачет.
2
3

Всего
60


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая программа;
- календарно-тематический план.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основная литература
Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012.
Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012.
Грибов В.Д. Менеджмент. Учебник для ссузов – М.: КноРус, 2013.
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для ссузов. – М.: Академия, 2013.
Дополнительная литература
Басовский Л.Е. Менеджмент. Учеб. пособие. – М.: Инфра – М, 2012.
Виханский О.С. Менеджмент. Учебник для ссузов. – М.: Экономистъ, 2012.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2013.
Основы менеджмента: Учебник. Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М. – М.: Дело, 2013.
Петросян А.Э. Менеджмент: идеи, задачи, тесты. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.
Интернет-ресурсы
http:/ www. gaudeamus.omskcity.com PDF_library_economic.
http:/ www. businesspress.ru – Деловая пресса.
http:/ www. garant.ru – Гарант.
http:/ www. rbc. ru – РосБизнесКонсалтинг.
http:/ www. businesspravo.ru.









4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


Применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения.
Проблемные ситуации - практическое занятие.

Планировать и организовывать работу подразделения.
Экспертная оценка собранной информации - практическое занятие.

Формировать организационные структуры управления.
Практическое занятие - защита вариантов путем обоснования, доказательств.

Учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
Решение производственных ситуаций – практическое занятие.

Знать:


Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тестирование.

Внешняя и внутренняя среда организации.
Составление кроссворда.

Цикл менеджмента.
Тестирование.

Процесс и методика принятия и реализации управленческих решений.
Деловая игра.

Функции менеджмента: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.
Тестирование.

Система методов управления, стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение.
Тестирование.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Тестирование.












13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315