Рабочая тетрадь для самостоятельного изучения и выполнения заданий по учебной дисциплине Менеджмент (по отраслям) для обучающихся специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для самостоятельного изучения и выполнения заданий раздела
учебной дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ» (по отраслям)
для обучающихся специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям)
Выполнил (а) студент (ка) _________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
2 курса группы ________________
Красноярск 2015 г.
РАЗДЕЛ МЕНЕДЖМЕНТ, ЧЕЛОВЕК, ОРГАНИЗАЦИЯ
Человек предназначен для жизни в обществе;
он не вполне человек и противоречит своей сущности,
если живёт отшельником.
И. Фихте, немецкий учёный
Тема 1. Взаимодействие человека и организации
Взаимодействие человека и организации рассматривается с двух сторон.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В первой модели человек выступает как биологическое, социальное существо, имеющее набор различных потребностей, ценностей, знаний, навыков. Человек при взаимодействии с организацией получает от неё стимулы к действию. Под воздействием сигналов (___________________________________________________
___________________________________________) человек осуществляет действия (______________________________________________________________), эти действия приводят к выполнению работы и оказывают определённое воздействие на окружающих. Результат деятельности человека – это то, ___________________________________, __________, _________________________
______________________________________________.
Во второй модели организация является единым организмом, а человек – это составная часть, выступает в роли ресурса организации и участвует в обмене между средой и организацией.
При взаимодействии человека и организации возникают проблемы, которые связаны с расхождением в ожиданиях человека и ожиданиях организации.
Ожидания человека состоят из:
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
___________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_________________;
*________________________________________________________________;
*________________________________________________________________;
*________________________________________________________________.
Ожидания организации состоят:
____
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· это _____________________________________________
________________________________________________________________________.
Для избежания конфликтов важно чётко представлять, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять, какую роль предлагает организация. Существуют два подхода к установлению соответствия роли и места.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Домашнее задание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415В строчки помеченные «звёздочкой (*)» впишите свои личные ожидания от организации.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Подготовьте доклад на тему «Восприятие человека в организации» О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент стр. 88 – 100.
Подготовьтесь к проверочной работе по теме «Взаимодействие человека и организации».
ТЕСТ
Легко ли с тобой дружить
Любишь ли ты блюда с острыми приправами?
хорошо ли себя чувствуешь в компании?
Случается ли так, что от радости тебе хочется «прыгать до потолка»?
Умеешь ли ты развлекать своих друзей?
У тебя часто болит голова?
Забываешь ли ты иногда почистить зубы?
У тебя всегда одна и та же причёска?
Любишь ли ты разгадывать кроссворды?
Ты делаешь зарядку?
Часто ли тебе бывает грустно без причин?
Когда ты делаешь уроки, читаешь, мастеришь, нужна ли тебе тишина?
Оценка ответов
Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись для этого приведённой ниже таблицей.
Ответ
вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Да
8
2
4
3
1
4
3
3
3
1
4
Нет
2
1
1
2
2
1
1
4
1
4
1
Подсчитаем сумму очков.
Результаты
Менее 20 очков: ты не любишь шумных компаний, тебе нравиться тишина, прогулки на природе. Общение с друзьями у тебя дома тебя устраивают больше, шумная вечеринка в кафе. Из – за этого некоторые тебя считают скучным.
21 – 25 очков: ты легко сходишься с людьми, умеешь поддержать разговор. Но твоё настроение часто меняется – от грустного до чересчур весёлого.
Свыше 25 очков: твои друзья считают, что без тебя скучно в компании. У тебя есть чувство юмора, ты умеешь поднимать настроение окружающим. У тебя в запасе всегда есть интересные истории, анекдоты и добрые слова.
Тема 2. Вхождение человека в организацию
При вхождении человека в организацию возникает несколько проблем.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Адаптация – это ____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Для успешного вхождения в организацию человек должен изучить:
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________.
При вхождении в организацию человек должен уяснить для себя, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Поэтому обучение является необходимым условием вхождения в организацию.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для менеджмента организации ставится важная задача – _______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Для этого могут применяться различные способы:
_______________________________________________________________;
_______________________________________________________________;
_______________________________________________________________;
_______________________________________________________________.
Задача организации – заинтересовать человека в работе, разрушая старые нормы и одновременно прививая новые нормы поведения.
Цель организации – соответствие роли человека ценностям и структуре организации.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Научение – это _____________________________________________
________________________________________________________________________.
Существуют принципы научения:
всегда лучше просить прощения, чем позволять делать чего – либо;
научение позволяет учиться людям на собственных ошибках;
с помощью научения выявляются новые способности человека.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Научение компенсируется:
либо материальным вознаграждением или наказанием;
либо одобрением или осуждением.
Домашнее задание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Напишите мини сочинение – рассуждение «Образование как способ вхождения человека в организацию».
_______________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Подготовьте доклад на тему «Характеристика индивидуальности человека» О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент стр. 100 – 104.
Подготовьтесь к проверочной работе по теме «Вхождение человека в организацию».
ТЕСТ
Определи свои склонности
Выбери фигуру, которая понравится больше других.
- символ лидера, сильной личности, умеющей организовывать и принимать решения. Ты легко концентрируешь своё внимание на главной цели и любишь быть в центре внимания. Стань капитаном спортивной команды или актёром в драмкружке.
- ты неутомимый упорный труженик, всегда доводящий начатое до конца. Любишь порядок, но часто придираешься к другим. Тебе под силу любые технические науки. Твои таланты откроются в программировании, языках и науках.
- ты интересный любознательный человек, легко усваивающий новые знания, прирождённый новатор и генератор идей. Но иногда не способен концентрироваться на главной цели. Тебе стоит попробовать себя в естественных науках.
- символ гармонии. Ты высоко ценишь возможность общения и имеешь выдающиеся организаторские способности. Ты – человек коллектива, и уютнее всего чувствуешь себя среди друзей. С удовольствием помогаешь другим и переживаешь за них. Тебе нет цены в командных играх.
- символ индивидуальности и ярко выраженного творческого потенциала. Ты наделён богатым воображением. Твои таланты раскроются на занятиях литературой, живописью, музыкой.
Тема 3. Взаимодействие человека и группы
Группа оказывает огромное влияние на поведение человека. В свою очередь поведение человека вносит определённый вклад в жизнь группы.
Группа – это _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Взаимодействие внутри группы основано на общем интересе или общей цели.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Причины формирования групп:
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________;
__________________________________________________________________.
Любая группа находится под воздействием характеристик:
характеристики членов группы (образование, квалификация);
структурные характеристики (коммуникации, роли, статус);
ситуационные характеристики (размер группы, задачи, вознаграждение).
Особенности группы:
_____________________________________________________________;
_____________________________________________________________;
________________________________
·_____________________________.
Характер взаимодействия человека и группы:
человек своими действиями способствует решению групповых задач;
группа оказывает влияние на человека (уважение).
Взаимодействие человека и группы носит следующий характер:
____________________ (_______________________________________);
____________________ (_______________________________________);
____________________ (_______________________________________).
Возникновение конфликта обычно приводит к благоприятным последствиям, так как происходит повышение мотивации на достижение целей, улучшение отношений, выявление межличностных отношений.
Домашнее задание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Напишите мини сочинение – рассуждение «Я и группа».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Подготовьте доклад на тему «Ролевой аспект взаимодействия человека и организации» О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент стр. 76 – 81.
Подготовьтесь к проверочной работе по теме «Взаимодействие человека и группы».
ТЕСТ
Какой из вас получится начальник
Каждого из нас судьба хотя бы однажды подвергает испытанию властью. Такое испытание далеко не все способны выдержать, ведь высокая должность – это не только возможность повелевать и казнить кого угодно по собственному усмотрению, но ещё и постоянная тревога, повышенное внимание окружающих к твоей персоне. «Хороших начальников не бывает» - это утверждение отлично характеризует настрой большинства подчинённых. В нашей стране народ своими руководителями, как правило, недоволен. Что делать? Брать власть в свои руки! Какой из вас получится начальник, вы можете определить, пройдя тест.
Складывайте баллы.
Ваш возраст:
39 и менее – 0 баллов; 40 и более – 1.
Назначали ли вас когда – либо на должность прямым голосованием (например, председатель совета техникума, староста группы, звеньевой, председатель месткома и т.д.)?
да – 2 балла; нет – 0.
Есть ли в коллективе, где вы сейчас работаете или учитесь, люди, с которыми вы принципиально не разговариваете?
да – 0 баллов; нет – 1.
На рынке продавец торгует помидорами. В одной кучке лежат свежие, крепкие и чистые, а в другой – залежалые, мягкие, побуревшие, но если постараться, можно выбрать довольно сносные. Бракованные стоят вдвое дешевле. Какие вы купите?
те, что подороже – 2 балла;
постараюсь выбрать из тех, что подешевле – 0.
Какое альтернативное давление для вас более характерно?
повышенное – 1 балл;
нормальное или пониженное – 0 баллов;
не знаю – 0.
Есть ли у вас законченное высшее образование?
да – 1 баллов; нет – 0.
Кто лидер в вашей семье?
я – 1 балл;
кто – то другой – 0 баллов;
у нас равноправие – 2.
Вспомните свою прошлую неделю. За этот период заходили ли вы куда – нибудь после работы, учёбы, кроме магазинов?
да – 0 баллов; нет – 2.
Когда вы снимаете трубку звонящего телефона, какое слово произносите?
«алло» - 2 балла; «да!» - 0 баллов; «слушаю вас!» - 1 балл;
«на проводе!», «Смольный!» и прочие «шутливые» фразы – 0.
В выходные вы приглашены к друзьям в гости. Добраться до них можно только пешком. Но вечером погода испортилась, полил дождь. Как вы поступите?
возьму зонт, надену плащ, но пойду, раз договорились – 2 балла;
буду ждать, пока не прекратится дождь – 1 балл;
постараюсь всё отменить – 0.
Интерпретация результатов.
4 балла и менее. По натуре вы, скорее адъютант, чем генерал. Высокий пост внесёт дисгармонию в вашу жизнь, вы почувствуете себя неуютно. Вы привыкли отвечать только за себя, а давить на других не умеете. В результате это может получиться у вас довольно грубо.
5 – 8 баллов. Вы прирожденный лидер. Рано или поздно вы всё равно станете руководителем, потому, что рождены для высокого поста. Вы умеете принимать решения, брать на себя ответственность и способны безо всяких моральных терзаний приструнить лентяя, а то и уволить негодного работника. Допускаем, что в вас присутствуют диктаторские черты, но считается, что без них дело не сдвинется с мёртвой точки. Вы критически относитесь к людям и знаете, на что способен каждый. Не выносите, когда сотрудники получают несправедливую зарплату, особенно если хорошему работнику платят меньше, чем лентяю и бездари. Главное – утратить обострённое чувство справедливости, когда достигнете вершин карьерной лестницы.
9 – 12 баллов. В вас есть одно качество, которое в жизни часто мешает: вы любите всё делать собственными руками. Став начальником, вместо того, чтобы заставить подчинённого переделать работу (или вовсе избавиться от плохого работника), предпочтёте взяться за дело самостоятельно. А значит, вам придётся ночевать на рабочем месте. Это чревато осложнениями в семейной жизни. Да и лентяй, за которого вы сделали работу, вряд ли это оценит. Чтобы кого – то уволить, вам придётся выдержать длительную борьбу с собой. Коллектив будет вас обожать, потому что вы никому не причините большого зла, а если и сделаете гадость, то безо всякого удовольствия. Но высоко подняться по карьерной лестнице будет сложно: вам постоянно будут мешать моральные принципы. Из вас получится хороший руководитель среднего звена. Но если какое – то дело вы начнёте с нуля, то оно станет делом вашей жизни, и вы точно станете крупным босом.
13 баллов и более. Из вас получится очень странный начальник – что – то вроде духовного лидера. Вы будете заражать коллектив своей энергией и уверенностью в том, что «наше дело правое». Не станете менторским тоном раздавать указания. Ваши приказы скорее будут напоминать воззвания и прокламации. Вы влюблены в свою работу, поэтому являетесь подарком судьбы не только для коллектива, но и для вышестоящих руководителей. Подчинённые будут чувствовать себя как путники, нашедшие защиту от дождя и солнца под кроной огромного дерева. Правда, они постараются долго там не задерживаться: ведь в тени большого дерева трава не растёт. Рано или поздно они почувствуют, что вы их подавляете своим талантом и авторитетом, а ведь каждому хочется расправить крылышки. И всё – таки ещё долго будут с благодарностью и любовью вспоминать работу под вашим началом.
Проблемы:
_____________________
_____________________
_____________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Виды обучения:
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Модели взаимодействия
1. _______________________
_________________________
2. _______________________
_________________________
Подходы:
1. ____________________________
____________________________________________________________
2. ____________________________
____________________________________________________________
сначала изучают и описывают работу, затем составляют определённые квалификационные требования, производят отбор кандидатов в соответствии с этим, а потом назначают человека на определённую работу
сначала изучают возможности и стремления человека, затем закрепляют за ним место в организации и подбирают под него работу, а потом закрепляют работу за человеком
Типы поведения человека:
1. ___________________
_____________________
2. ___________________
_____________________
3. ___________________
_____________________
4. ___________________
_____________________
Виды научения
1. ______________
________________
2. ______________
________________
3. ______________
________________
Типы групп
1. _______________________
2. _______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________