Статья на тему Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения информатике
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения информатики
Преподаватель информатики
БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»
Лукошкина Елена Олеговна
(в рамках работы по дисциплине «Технология публикации мультимедийной информации»)
В настоящее время основное внимание в области информации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные , мультемедийно насыщенные ЭОР.
Современный электронный образовательный ресурс обладает инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
Интерактив. Содержание предметной области представления учебными объектами, которым можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделирование- имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделирование реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность- возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.
Производительность пользователя. Благодаря автоматизации не творческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам — к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line – переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы.
При подготовке таких уроков необходимо тщательно продумать план, отработать и последовательно собирать воедино ( теперь уже не на бумаге, а в компьютере) материал к занятиям.
Этапы использования ЭОР на уроках информатики
На этапе объяснения нового материала:
иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
программы- тренажеры;
испольнители.
На этапе закрепления:
программы- тренажеры;
исполнители;
тренировочные тесты.
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:
Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.
На этапе практичного закрепления.
практические задания (разного уровня сложности);
домашние задания.
На этапе контроля
интерактивные задачники;
контрольные тесты;
исполнители. При чем учителю предоставляется право выбора ЭОР.
Результатами применения комплекта ЭОР являются:
Успешное прохождение программного материала.
Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.
Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезные работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.
Кроме этого, используя ЭОР ученики получают возможность не только приобрести необходимые знания, умения и навыки по предмету на уроке с учителем, но и закрепление их дома сомостоятельно.
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы- от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР изменяются и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело- изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое- увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.
Таким образом, полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.
Литература:
Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе.- Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.-31 с.-URL:http://profil.3dn.ru/load/9-2-2Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие/ В.А.Чистяков, Е.Е. Пущенко, И.И. Задиран, В.А.Дорохов .- Йошкар-Ола: Марийский государственный технический универ,ситет, 2009.-238 с.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах ответах .- М.:Агенство «Социальный проект» , 2007.- 32с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38; http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279Ресурсы Интернет
ЭОР: вопросы по ванедрению и эксплуатации. Материалы дикуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://itogi.gosbook.ru/sites/default/files/synopsis/attachments/EOR_0.pdf>Интернет порталы
www.fcior.edu.ru- Федеральный центр инновационных образовательных ресурсов.
www.school- collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.