Проект: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Галеевой М.В.
“Нужно любить то, что делаешь,
тогда труд возвышается до творчества”.
М. Горький
Результаты наблюдений за деятельностью учителей и учеников в образовательном процессе, анализ уроков, а также описаний опыта учителей по проблеме стимулирования творческой активности позволяют сделать вывод: педагоги, заинтересованные в развитии творческого потенциала учащихся, используют обширный арсенал технологий, средств, приемов, видов заданий различного типа, стимулирующих творческую активность учащихся. Стратегия стимулирования включает и индивидуальную ориентированность образовательного процесса, и проектирование нестандартных форм организации обучения, и нестандартную (проблемную) интерпретацию учебного материала, и особые педагогические технологии, и уникальные приемы преподавания и общения, свойственные учителю-мастеру. Это, в частности, работа с ассоциациями, составление киносценариев, написание небольших по объему произведений в стиле автора, письмо учителю, инсценирование жизненных ситуаций, литературные мастерские, оригинальные темы для сочинений, эссе работа над творческими проектами, исследовательская работа и пр. Нет никакой новизны в утверждении, что на уроках литературы нужно изучать классические произведения, так же как не является новостью факт, что дети редко делают это с удовольствием. И не потому только, что в наш «телевизионный» и «компьютерный» век они мало читают и предпочитают русским словам «красивые» западноевропейские или американские.
Надо учить детей не просто читать, а воспринимать произведения писателей-классиков и русского фольклора, вырабатывать осмысленное и бережное отношение к наследию русской культуры. Это следует активно внедрять и в среднем звене, когда ребенок уже научился читать и получил начальное представления о мире, а вместе с тем не потерял непосредственности и не утратил желания и способности творческой игры в мир, созданный им самим, важно эмоционально и интеллектуально подготовить его к восприятию и осмыслению художественного мира литературного произведения. Еще З.Фрейд в «Психологических этюдах» говорил о подобной близости поэта и ребенка в создании мира, к которому и тот и другой «относятся очень серьезно, то есть вносят много увлечения, в то же время резко отличают его от действительности».
Одна из важнейших задач учителя словесности – показать, что произведение искусства (и литературное произведение, в частности) – не примитивное копирование действительности, а творческое переосмысление ее; важно, чтобы ребенок не ограничивался в восприятии хитросплетениями сюжета, а пытался проникнуть в разгадку авторской идеи, понять то «послание», с которым «обращается к нам искусство».
Для развития творческого потенциала необходимо обращать человека к своим эмоциональным состояниям, осуществляя целенаправленное преобразование стоящих перед ним интеллектуальных проблем в эмоциональные. Этот принцип выступает в качестве основного принципа развития творческого потенциала школьников.
Важнейшими психологическими условиями развития творческого потенциала учащихся являются безоценочное принятие и поддержка их эмоциональных состояний и реакций, создание атмосферы психологической безопасности, а также использование проблемности, диалогичности, индивидуализации во взаимодействии с ними.
Механизм развития творческого потенциала через эмоции универсален; он работает во всех возрастах.
В подростковом возрасте специфическими результатами работы по развитию творческого потенциала являются расширение репертуара средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными умениями и навыками и умением ставить и решать проблемы.
Одним из главных методических принципов преподавания, на мой взгляд, должен быть путь от простого к сложному, от внимания к слову (в совокупности того, что оно вызывает в сознании), к идее художественного произведения, к попытке осмысления авторской позиции и средств ее выражения, исследования идейно-художественного своеобразия посредством литературоведческого анализа. Ибо духовная реакция читателя на произведение, - это усилие понять автора через его текст. Оптимальный вариант восприятия – инициативный и творческий отклик на то, что сказано автором.
Именно решению этих задач призваны служить задания для среднего звена учащихся.
Включая необходимый базовый материал, творческие задания содержат гимназический компонент, позволяют значительно расширить и углубить предложенную программу изучения литературы.
Предполагаются различные виды творческих заданий:
1. Задания, связанные с непосредственным изучением материала, ориентированные на творческое восприятие художественного текста.
2. Задания, связанные с дополнительной литературоведческой, искусствоведческой или исторической информацией. Это могут быть разного рода доклады (на темы, требующие творческого подхода), сравнение различных текстов или творческое осмысление элементов теории литературы.
3. Задания, связанные с творчеством самих учащихся: их исследования, научные разработки, сочинения, попытки создания собственных произведений по заданному сюжету, на заданную тему, в заданном жанре или попытки стилизации.
Стимулирование творческой активности учащихся предстает как особая стратегия деятельности учителя, направленная на использование многообразных педагогических средств и условий, инициирующих проявление творческого потенциала личности. Важно также развивая творчески каждого ребенка не забывать о том, что особого внимания педагога требуют творчески одаренные дети и в работе с ними тоже следует применять инновационные методы. Для того, чтобы рассуждать об инновационных подходах к работе с одаренными детьми, следует выяснить, что такое одаренность и кто такие одаренные дети?
Одаренность-это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По «форме проявления» одаренность может быть явной (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо даже при неблагоприятных условиях) и скрытой (проявляется в апатичной замаскированной форме и не замечается окружающими).
Особо следует отметить, что как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Поэтому важно наладить контакт с родителями одаренного ребенка для того, чтобы развитие одаренности было успешным.
Для того чтобы работа учителя с одаренными детьми была успешной, очень важно, чтобы педагог с пониманием относился к своеобразию личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс. Учитель может использовать предметные ситуации, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.
Сеть творческих объединений позволяет реализовывать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться в совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету.
Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осуществляться во время факультативных занятий.
Существует несколько видов научно-исследовательской работы, которую можно предложить учащимся в курсе школьной программы по русскому языку и литературе. К этим видам работ относятся семинарские занятия, рефераты и проекты.
Цель работы вытекает из самого определения «исследовательская»- развитие творческого мышления, исследовательских навыков, самостоятельности.
Все виды работ предполагают наличие следующих этапов деятельности: выбор темы, планирование, принятие решения, выполнение, защита, оценка деятельности.
Учитель при выполнении данных видов работ выступает не только в виде эксперта, а и в роли консультанта и помощника. Научное руководство написанием исследовательской работы требует от учителя хорошей литературоведческой подготовки и творческого подхода.
Методические требования к исследовательским видам работ носят, как правило, не нормативный, а рекомендательный характер. Это дает большие возможности для творческого подхода к работе. Однако следует перед началом работы объяснить учащимся обязательные требования.
Опыт показывает, что проекты, рефераты, семинары являются современными и результативными формами учебной деятельности.
Для любого вида исследовательской деятельности одной из важнейших составляющих является выбор темы. Тема исследовательской работы может быть как монопредметной, так и межпредметной (интегрируется тематика нескольких предметов, например, литературы, русского языка, истории, мировой художественной культуры), и даже внепредметным (подготовка сценариев к вечерам поэзии или литературным гостиным). Одновременно с темами рефератов можно предлагать темы самостоятельных исследований, как правило, более узкие и нестандартные. Разумеется, не стоит лишать учащихся права при желании выбирать тему самостоятельно. Исследовательскую работу по литературе следует рассматривать как нетрадиционную форму индивидуального подхода в работе в первую очередь с одаренными детьми. Исследовательская работа предполагает в качестве обязательного условия его выполнения самостоятельную оценку работы.
Оформление работы должно отвечать стандартным требованиям. Это способствует развитию у учащихся умений и навыков, которые будут им необходимы для дальнейшей учебы. Исследовательский проект, помимо рукописи, может включать в себя различные иллюстрации, рисунки, схемы и т. п.
Исследовательская работа может быть вы полнена как одним учеником, так и группой.
Задача исследовательской работы в первую очередь заключается в увлечении ученика предметом исследования и как следствии влюбленности в него.
Особенностью методической системы моей деятельности является направление работы на пробуждение творческой активности учащихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи. Моя задача – научить ученика мыслить, научить добывать знания. А для этого надо верить в возможности каждого ребенка и убедить его в этом.
На основе анализа методической литературы и собственного практического опыта я разработала и применяю на уроках различные виды работ, упражнений при изучении текстов, комплексного анализа художественных произведений, при работе с учебным материалом, дополнительной литературы.
Большую работу я провожу по развитию связной речи учащихся. На этих уроках создается определенная речевая ситуация, которая побуждает школьников к самостоятельному поиску поставленной проблемы (эвристический). Такой подход в обучении позволяет развивать логическое мышление учеников, делать самостоятельные выводы. Проявление инициативы не только поощряется мною, но и считается совершенно необходимым для реального роста и развития ученика. Я всегда поддерживаю активность учеников, которая вызвана их интересом к работе.
Часто на уроках русского языка я предлагаю учащимся упражнения творческого характера – написание сочинений. Речевым заданиям, по возможности на уроках придается ситуативный характер. Введение учеников в ситуации, приближенные к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении упражнений по развитию речи, способствует созданию более непринужденной, творческой атмосферы на уроке.
Успех развития связной речи во многом зависит от подготовки ученика к творческой работе, я не только объясняю, но и показываю, как можно выполнить эту работу.
В своей практике я использую традиционный вид работы по развитию речи – сочинение по опорным словам. Особенно это эффективно для лучшего запоминания словарных слов, исключений, для чего объединяю их в смысловые ряды, на основе которых ученики составляют небольшой текст-миниатюру. Не обязательно употреблять в сочинении все слова. Главное, умело подбирать тему и вводить речевую ситуацию.
Предлагая ребятам то или иное задание, я стараюсь идти от желания учеников, учитывая их возрастные, психологические особенности, так как именно в младшем и среднем школьном возрасте учащиеся отличаются особой восприимчивостью к окружающему. Я стараюсь ввести ребят в богатый мир впечатлений и поэтому часто предлагаю им перенестись из реального мира в мир фантазии, сказки.
Еще один путь развития творческого начала у учащихся, а вместе с тем решения образовательных и воспитательных задач - сочинение на лингвистическую тему. Это эффективный способ синтезированного применения знаний учащихся, умений самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. При такой работе углубляются знания учеников по определенной теме и развиваются их творческие способности. Грамматика и фантазия оказываются совместимыми.
Весь процесс преподавания русского языка в классах, где я работаю, направлен на развитие речи учащихся. Поэтому обучение работе над сочинением идет постоянно и на уроках русского языка и литературы, и во внеклассной работе. Все работает на развитие творческого начала, на приобретение навыков, которые помогут учащимся реализовать его. Я убеждена, что творческое, целеустремленное преподавание, направленное на формирование самостоятельной, разносторонней личности должно стать гуманистической основой образования.
Согласно ответам старшеклассников, учитель может стимулировать творческую активность на уроках гуманитарного цикла, если он: ставит проблемные вопросы; дает оригинальные виды работ; предоставляет свободу слова; использует визуально-слуховой ряд (например, на уроках литературы); обращается к личному опыту учеников.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проекционный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют большое значение для воспитания детей.
Литература
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1991.
Заголовок 115