Использование интерактивных наглядных пособий на уроках географии
Использование интерактивных наглядных пособий на уроках географии
Школа будущего – это школа «информационного века». Новые информационные технологии – это шаг к повышению качества обучения школьников, способных решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. В связи с внедрением нового ФГОС, происходит модернизация системы географического образования. В настоящее время невозможно представить урок без интерактивной карты, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания информационно - компьютерных технологий значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными. При интегрировании современных педагогических технологий и информационно - компьютерных технологий стимулируется познавательный интерес к географии, создаются условия для мотивации учащихся к учению, развивается мышление и творческие способности ребёнка, формируется активная жизненная позиция в современном обществе. В ходе урока ИКТ используют на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяют на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Использовать ИКТ на уроках географии я начал с 2010-2011 учебного года, после приобретения комплекта уроков «Кирилл и Мефодия», а широкое применение нашел в этом учебном году, когда кабинет географии был оборудован мультимедийно-интерактивным средством. Сегодня в комплект вошли 10 интерактивных карт и 5 дисков с электронными уроками и тестами для всех классов. Сейчас до 60%, проводимых мной уроков, проходят с использованием ИКТ.
Особое внимание из всех электронных пособий в своей статье я хотел бы уделить интерактивным картам.
Интерактивные карты позволяют сделать занятия в классе более эффективными и увлекательными. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной клавиатуры. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять.
Наиболее интересная работа с электронными картами является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. На 1 курсе, сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», кадеты выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые).
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий (курс 6 и 7 классов) содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, в 6 классе, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость
Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане). Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).
Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-то темы. Это карты материков, районов России. Есть и такие карты, которые нужны только на одном уроке: это, как правило, отраслевые карты.
При изучении рельефа в 6 и 7 классах учащиеся часто выполняют задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры. Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту – нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.
Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральских и Скандинавских с Гималаями и Кордильерами. При изучении климата материков есть возможность графически показывать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков). При изучении гидросферы суши можно: не выводить на экран названия объектов гидросферы, предложив учащимся подписать их; не выводить на экран слой с изображением вод суши, предложив учащимся самим нарисовать тот или иной объект.
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежелание работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Конечно, из выше изложенного не следует, что теперь необходимо все уроки проводить с использованием ИКТ. Учитель должен строить уроки так, чтобы чередовать разнообразные методические приёмы.
Информационные образовательные ресурсы должны не заменять, а помочь быть более результативными, сделать учебный процесс более эффективным.
В заключение своей статьи хочется акцентировать внимание на выдержку из проекта нового ФГОС: «В образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для:
реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других образовательных учреждений;
стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий»
Хочется надеяться, что в этом учебном году администрация нашего учебного заведения, создаст все условия для внедрения нового ФГОС, а учителя проявят свою профессиональную компетентность в работе.
Литература
1. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.
2. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск.1999.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 1999.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.
5. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.
6. Суворов Н. “Интерактивное обучение: Новые подходы” М. 2005.
Интернет-ресурсы
http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
http://www.compress.ru/article.aspx?id=14787&iid=703
http://festival.1september.ru/articles/312993/
http://www.rhsweb.org/intro
http://www.schoollink.org/twin.
15