Урок — исследование в 7 классе.
Урок-исследование в 7 классе. Комплексная работа с текстом на уроке повторения
Цель: Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Оборудование: плакат с формулировкой темы урока; тексты рассказов, магнитофон; кассеты с записями перезвона колоколов и пения птиц, звуков весеннего леса; репродукции, фотографии с изображением весенней природы.
I. Вступительное слово учителя.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках).
- О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
- Где же их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)
- Посмотрите в окно и прислушайтесь... Что вы услышали?
(Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном,
смеются
дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и
они словно перешептываются между собой.)
- А вот что вы можете услышать ранним утром, выйдя на улицу?
(Включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)
- Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола -вестники
начала нового светлого дня, а птицы - вестники прихода весны.)
- Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство
успокоения, чистоты, легкости.)
- Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть
внимательным! А самое интересное как они рассказывают об этом?
II. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.Соколова-
Микитова, который так и называется «Звуки весны», поработаем с этим
текстом, а потом и вы сами напишете сочинение-миниатюру.
III. Небольшое сообщение об авторе рассказа
Приложение №1
У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес,
полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.
Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны»
IV. Работа с текстом.
Чтение рассказа (учителем).
Звуки весны.
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчинясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.
Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу» Хоррр, хоррр, цвиу!». Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).
- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час.)
- О чем рассказывается в тексте?
- Что отражено в его заглавии? (Тема текста.)
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)
Приложение №1
- А к какому типу речи мы отнесем этот текст? (Это описание.)
- Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры.)
- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)
- А вы знаете, что такое симфония?
Симфония, -и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-либо (книжн.). Симфония красок. Симфония звуков.
- Услышали ли вы симфонию утра?
- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание).
- Прочитайте, как начинается симфония.
- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Запись на доске слева.)
- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (Запись на доске справа.)
- Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов.)
- К какому времени относятся формы этих глаголов? (Это формы настоящего времени.)
- Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)
- Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении. (Тянет - поет, трубят - курлычут, заливаются - поют.)
- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)
- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами.)
- Найдите в первом абзаце предложения с деепричастными оборотами.
- Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая...
- Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения. (Задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы.)
- Произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. (Задание выполняется на доске.)
- А теперь вы сами попробуете создать небольшое описание.
V. Написание сочинения-миниатюры.
Приложение №1
- Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.
Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание выполняется, пока играет музыка «Звуки весеннего леса».) После того как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.
- Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните, почему.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
- Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки,
но и знаки... Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны».
Дюкарева Анна Михайловна
13PAGE 15
13PAGE 14415
15