Конспект урока по русскому языку на тему: Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Я, я Школа 8 вида.


Тема урока: Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы я, Я.
Дата: 22 мартаЦель: формировать навыки письма строчной и прописной буквы Я.Задачи:- обучение правильному написанию букв Я, я и их соединению с другими буквами;- закрепление умений и навыков письма предложений с изученными буквами;- активизация словарного запаса учащихся; развитие фразовой речи, умения правильно и быстро подбирать необходимое по смыслу слово
- развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность; коррекция и развитие воображения;- выработка зрелости эмоциональных и волевых процессов, уверенности в своих силах; воспитание бережного отношения к цветам, природе, птицам.
Тип: комбинированный
Вид: практикум
Пед. технологии: игровые и здоровьесберегающие.
Оборудование:  фигурки двух мышат, предметные картинки; касса букв, синие и красные магниты (для звуко-буквенного анализа слов), образцы написания букв я, Я, искусственные цветы, ваза для цветов, коробочки-кошельки с монетами достоинством 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, игрушечный бинокль; интерактивная доска, презентация «Учимся писать буквы».Ход урока.I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.- Добрый день, ребята!- Какое сегодня число?- Какой сегодня день недели?II. Сообщение темы урока.- Мы продолжим путешествие на остров буквы Я.- Юнга, поднять якорь!- А для того, чтобы наш корабль отправился в путь, скажем волшебные слова.(Дети хором: Плыви, плыви, кораблик,На запад, на восток.Канаты – паутинки,И парус – лепесток.)
Слово «маяк»? Для чего он нужен?- Есть в слове маяк звук Я?- Где он слышится: в начале, в середине или конце слова?- Сегодня на уроке мы будем писать буквы я,Я.III. Пальчиковая гимнастика.1. Упражнение «Маяк».Учащиеся, сидя за партами, имитируют световые сигналы маяка.И.п.- локти упираются в крышку парты, пальцы направлены вперёд и выпрямлены;1 – пальцы левой руки сжаты в кулак, левой – выпрямлены;2 – пальцы левой руки выпрямить, левой – сжать в кулак.2. Упражнение «Рыбки».Учащиеся показывают, как рыбки «переворачиваются», лёжа на палубе.И.П. – руки лежат на парте: одна рука ладонью вниз, другая – ладонью вверх;1-2 – положение ладоней меняются.3. Упражнение «Бинокль».Учащиеся по команде учителя: «Посмотрите на маяк в бинокль!», «Наведите резкость!» и др. – смотрят вдаль через «кольца» из пальцев.4. Упражнение «Подзорная труба».Аналогично 3-ему упражнению, но дети имитируют подзорную трубу.5. Упражнение «Ветер».- На палубе стало холодно и подул ветер. Разотрите руки, согрейте их своим дыханием.6. Упражнение «Пианино».(Включить инструментальную музыку.)- Дети, прислушайтесь…где-то звучит музыка…- Да это же вы играете на пианино.(Дети имитируют игру на пианино.)- Закройте глаза, представьте себе голубое небо, яркое-яркое солнце. Птицы поют, появились первые клейкие листочки, вылезла зелёная травка, зацвели деревья…(Музыку выключить.)- Откройте глаза. Какое время года вы вспомнили и представили?- А какое время года сейчас?IV. Изучение нового материала.1. Подготовка рабочего места к письму.- Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах – ваших тетрадях. Проверьте своё рабочее место, сядьте правильно. постарайтесь, чтобы ваш бортжурнал лежал правильно, а записи были аккуратными.- За работу! Удачи!2. Беседа с учащимися:- Для чего нужны буквы?- Какой буквой на письме обозначается звук Я?3. Объяснения и показ учителем написания буквы Я.* Анализ элементов строчной и прописной букв я,Я. (Демонстрация карточки с образцами.)* - Букву Я мы начинаем писать тем же движением, что и букву Л, но недоводим до верхней линии рабочей строки, а затем закругляем влево, пишем маленький овал, ведём до верхней линии и опускаем вниз палочку с закруглением. Буква Я пишется без отрыва.* Просмотр слайда «Письмо буквы Л» из презентации «Учимся писать буквы».4. Воздушное письмо буквы Я.5. Упражнения в написании буквы Я:- на магнитной доске мелом,5. Сравнение строчной и заглавной буквы Я.- Разница между строчной и прописной буквами только в величине. Заглавная буква пишется тем же движением, что и строчная. Овал в заглавной букве доходит до верхней линии рабочей строки.6. Письмо букв я,Я в тетрадях.V. Физминутка.(Имитация движений под музыку по заданию учителя.)- Встаньте. Весна. Зажмурьтесь, улыбнитесь яркому солнцу.- Посмотрите влево – там берёзка, вправо – там дубок, посмотрите снова влево – там ёлочка.- Наклонитесь, поднимите нижнюю ветку ёлочки. Там птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его осторожно, поднимите руки, потянитесь, посадите его в гнездо. Выше, выше….- Идите дальше. На дороге лежит куча хвороста. Разберите его по одной веточке, кладите в разные стороны от дорожки: влево, вправо и т.д.- На пути полянка, на ней растут цветы. Соберите букеты. Покажите этот букет мне.- Какие цветы вы собрали?VI. Закрепление знаний. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.1. Запись слов после звуко-буквенного анализа:яма Зоя Рая Яша- Почему слова Зоя, Рая, Яша надо писать с большой буквы?2. Письмо предложения по образцу.- Из чего состоит наша речь?- Что выражает предложение?- Прочтите предложение. Яша сажал яблони.- Сколько слов в этом предложении?- Назовите первое слово. Какое второе слово? Третье?- С какой буквы написано первое слово в предложении? Почему?- Что стоит в конце предложения?- Проговорим это предложение хором.(Проговаривая, учащиеся каждое слово обозначают хлопком в ладоши.)VII. Итог урока.- Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле, в нашей родной школе. Во время путешествия мы познакомились с буквами я,Я.VIII. Рефлексия.- Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)