Консультация на тему Развиваем творчество и фантазию с помощью тканевой пластики


Развиваем творчество и фантазию с помощью тканевой пластики
Художественное конструирование или тканевая пластика дает возможность ребенку открыть для себя волшебный мир творчества, увидеть в деталях тканевого конструктора облака, радугу, животных и т.п., насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием композиций, различных форм и величин.
Тканевая пластика не требует от ребенка высокого владения изобразительными средствами, но успешно их развивает, дает возможность символически выразить свое отношение к реальности.
Большое значение этот вид деятельности имеет в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей.
Тканевая пластика успешно развивает восприятие, мышление, способствует развитию познавательных и творческих способностей ребенка.
Этот вид деятельности дошкольников носит моделирующий характер и проходит сложный путь развития : от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию предметных преднамеренных изображений.
Овладение дошкольниками приемами конструирования изображения дает возможность организовать с детьми работу по созданию сюжетно – тематических композиций. При этом ребенок активно использует свой опыт, применяя его для отображения конкретной темы.
Основные задачи обучения детей составлению сюжетных композиций заключаются в следующем:
овладение умением передавать связное содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению в определенной взаимосвязи и в соответствии с окружающей средой, обстановкой;
умение выделять главное в композиции, предавать его связь с остальными образами и предметами при помощи движения, поз, поворотов;
создавать общий колорит, красочное звучание всей композиции.
Одной из сложных для дошкольника задач является задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении, исходя из замысла работы.
Очень часто дети, еще не зная композиционных приемов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приемы – композиции в виде фриз, когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение . дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

<рисунок 1>Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля.

<рисунок 2>Можно использовать прием расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда ее верхний край является границей, горизонтом и отделяет , например поверхность земли, реки от плоскости неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удаленных от нижнего края на разное расстояние.
Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения. То есть ребенок приближается к возможности использовать в композиции перспективное расположение фигур на плоскости (предметы, которые вблизи кажутся большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или совсем вдали).
 
<рисунок 3>Следует обратить внимание детей на то, как изменяются свойства предметов при удалении, сближении, перемещении их выше или ниже; так формируется чувство центра, симметрии, что лежит в основе различных композиционных приемов.
Для выразительности композиции большое значение имеет разнообразное цветовое оформление конструируемого изображения. С помощью цвета можно усилить характерный признак предмета, выразить свое отношение к нему, выделить среди других образов. Поэтому в процессе занятий тканевой пластикой дети должны научиться использовать выразительную силу цвета, широко применять различные оттенки.
 При помощи цвета ребенок может передать определенное настроение, состояние. Эмоциональное, эстетическое восприятие мира открывает детям красоту природы, ее цветовое многообразие, постоянное изменение. У детей необходимо накапливать такие впечатления, давая им специальные задания: понаблюдать за цветом неба, и окружающих предметов в сумерках, в яркий солнечный и пасмурный день, вечером обратить внимание на разноцветные светящиеся окна домов и т. д. эти впечатления затем могут найти богатое творческое отображение в детской деятельности, в том числе и в тканевой пластике.Конструируя из тканевого конструктора, дети учатся создавать выразительные образы, передавать смысловые отношения сюжетной композиции. Важно научить их “делить” сказку или рассказ на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия.
Следует обратить внимание детей на композиционное решение, на средства, помогающие раскрыть характеры героев. С помощью правильно подобранных по цвету элементов конструктора и фона дети могут передать конкретное эмоциональное состояние и настроение героев сказки, например, черный цвет символизирует зло, белый – добро.
В процессе конструирования сюжетных композиций наиболее успешно происходит овладение детьми изобразительными (точка, линия, тон, цвет) и композиционными средствами (ритм, симметрия, асимметрия, контраст и т. д.).Конструируя изображение, ребенок приобретает умение изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (лежит, сидит, стоит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т. д. ), что достигается цветом и прорисовкой деталей (одежда, длинный нос, борода и т. д. ).

<рисунок 4>Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами (сказки, мифы и т. д. ).
Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т. д.).

<рисунок 5> Важно поощрять стремление ребенка передать характер персонажа, его выразительность, искать новые решения для изображения знакомых персонажей с целью передачи эмоциональных отношений между действующими лицами в конкретной сюжетной композиции.
Заключительным этапом работы является анализ полученного произведения. Важно показать детям как положительные стороны, так и ошибки в изображении. Не следует диктовать детям, как изображать персонаж в том или ином случае. Укажите на ошибку, обратите внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении. Не следует разъяснять, как исправить ошибку. Пусть ребенок поэкспериментирует с изображением, самостоятельно найдет способ изменения изображения фигуры человека, животного. В случае затруднения предложите ему самому принять нужную позу и объясните словами движение. Ребенок должен научиться самостоятельному анализу, научиться думать
Развиваем творчество и фантазию с помощью тканевой пластики
Художественное конструирование или тканевая пластика дает ьвозможность ребенку открыть для себя волшебный мир творчества, увидеть в деталях тканевого конструктора облака, радугу, животных и т.п., насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием  HYPERLINK "http://ds99.ru/7182-proekt-ispolzovanie-raskolerovki-v-sostavlenii-khudozhestvennykh-kompozitsiy-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html" композиций,различных форм и величин.
Тканевая пластика не требует от ребенка высокого владения изобразительными средствами, но успешно их развивает, дает возможность символически выразить свое отношение к реальности.
Большое значение этот вид деятельности имеет в развитии  HYPERLINK "http://ds99.ru/5013-metod-proekta-v-razvitii-tvorcheskogo-myshleniya-doshkolnikov--proekt-kak-sostavlyayushchaya-kruzhkovoy-raboty-v-detskom-sadu.html" творческоговоображения, фантазирования, художественного вкуса детей.
Тканевая пластика успешно развивает восприятие, мышление, способствует развитию познавательных и творческих способностей ребенка.
Этот вид деятельности дошкольников носит моделирующий характер и проходит сложный путь развития : от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданиюпредметных преднамеренных изображений.
Овладение дошкольниками приемами конструирования  HYPERLINK "http://ds99.ru/1217-zanyatie-po-izodeyatelnosti-zimniy-peyzazh-v-starshey-gruppe-s-ispolzovaniem-netraditsionnoy-tekhniki-izobrazheniya-akvarel---sol.html" изображениядает возможность организовать с детьми работу по созданию сюжетно – тематических композиций. При этом ребенок активно использует свой опыт, Применяя его для отображения конкретнойтемы.
Основные задачи обучения детей составлению сюжетных композиций заключаются в следующем:
овладение умением передавать связное содержание, сочетатьобразы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению в определенной взаимосвязи и в соответствии с окружающей средой, обстановкой;умение выделять главное в композиции, предавать его связь с остальными образами и предметами при помощи движения, поз, поворотов;
создавать общий колорит, красочное звучание всей композиции.
Одной из сложных для дошкольника задач является задача  HYPERLINK "http://ds99.ru/381-vliyanie-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-na-formirovanie-pravilnogo-zvukoproiznosheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html" правильногопространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении, исходя из замысла работы.
Очень часто дети, еще не зная композиционных приемов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданныерешения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто  HYPERLINK "http://ds99.ru/679-detskie-elektronnye-knigi-v-vospitatelno-obrazovatelnom-protsesse-dou.html" детскиеприемы – композиции в виде фриз, когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное HYPERLINK "http://ds99.ru/8323-reshenie-dukhovno-nravstvennykh-problem-razvitiya-lichnosti-cherez-oznakomlenie-doshkolnikov-s-kulturoy-rodnogo-kraya.html" решение . дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.
Можно использовать прием расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда ее верхний край является границей, горизонтом и отделяет , например поверхность земли, реки от плоскости неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удаленных от нижнего края на разное расстояние.
Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения. То есть ребенок приближается к возможности использовать в композиции перспективное расположение фигур на плоскости (предметы, которые вблизи кажутся большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или совсем вдали).
 
Следует обратить внимание детей на то, как изменяются свойства предметов при удалении, сближении, перемещении их выше или ниже; так формируется чувство центра, симметрии, что лежит в основе различных композиционных приемов.
Для выразительности композиции большое значение имеет разнообразное цветовое оформление конструируемого изображения. С помощью цвета можно усилить характерный признак предмета, выразить свое отношение к нему, выделить среди других образов. Поэтому в процессе занятий тканевой пластикой дети должны научиться использовать выразительную силу цвета, широко применять различные оттенки.
 При помощи цвета ребенок может передать определенное настроение, состояние. Эмоциональное, эстетическое восприятие мира открывает детям красоту природы, ее цветовое многообразие, постоянное изменение. У детей необходимо накапливать такие впечатления, давая им специальные задания: понаблюдать за цветом неба, и окружающих предметов в сумерках, в яркий солнечный и пасмурный день, вечером обратить внимание на разноцветные светящиеся окна домов и т. д. эти впечатления затем могут найти богатое творческое отображение в детской деятельности, в том числе и в тканевой пластике.Конструируя из тканевого конструктора, дети учатся создавать выразительные образы, передавать смысловые отношения сюжетной композиции. Важно научить их “делить” сказку или рассказ на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия.
Следует обратить внимание детей на композиционное решение, на средства, помогающие раскрыть характеры героев. С помощью правильно подобранных по цвету элементов конструктора и фона дети могут передать конкретное эмоциональное состояние и настроение героев сказки, например, черный цвет символизирует зло, белый – добро.
В процессе конструирования сюжетных композиций наиболее успешно происходит овладение детьми изобразительными (точка, линия, тон, цвет) и композиционными средствами (ритм, симметрия, асимметрия, контраст и т. д.).Конструируя изображение, ребенок приобретает умение изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (лежит, сидит, стоит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т. д. ), что достигается цветом и прорисовкой деталей (одежда, длинный нос, борода и т. д. ).
Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами (сказки, мифы и т. д. ).
Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т. д.).
 Важно поощрять стремление ребенка передать характер персонажа, его выразительность, искать новые решения для изображения знакомых персонажей с целью передачи эмоциональных отношений между действующими лицами в конкретной сюжетной композиции.
Заключительным этапом работы является анализ полученного произведения. Важно показать детям как положительные стороны, так и ошибки в изображении. Не следует диктовать детям, как изображать персонаж в том или ином случае. Укажите на ошибку, обратите внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении. Не следует разъяснять, как исправить ошибку. Пусть ребенок поэкспериментирует с изображением, самостоятельно найдет способ изменения изображения фигуры человека, животного. В случае затруднения предложите ему самому принять нужную позу и объясните словами движение. Ребенок должен научиться самостоятельному анализу, научиться думать.
Тканевая пластика как форма развития художественно-творческой деятельности детей
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней жизни. Желание творить – возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание ненависть, смелость и трусость. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческая личность – это достояние всего общества. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности. Но чтобы не загубить искру творчества в душе ребенка мы, взрослые, просто обязаны предоставить ему широкий спектр деятельности, способствующий самовыражению ребенка, творческому развитию маленькой личности. И я хочу познакомить вас с очень интересным видом детской деятельности – художественное конструирование или тканевая пластика. Она дает возможность ребенку открыть для себя волшебный мир творчества, увидеть в деталях тканевого конструктора облако, радугу, животных и т. д. насладиться политрой цветовых гамм, сочетанием композиций, различных форм и величин. Большое значение этот вид деятельности имеет в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса. Тканевая пластика более всегда схожа с рисованием, аппликацией и сюжетной игрой, но не приравнивается к ним. Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой. Не все они включаются в процессе творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Тканевая пластика – это конструирование изображений из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур). Приёмы конструирование из деталей конструктора просты и доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют моделировать изображения любого содержания. Детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображения на плоскости. Конструктор несложно сделать самим. Комплект состоит из набора игровых рабочих полей (фонов) и геометрических фигур разных цветов, и оттенков и нескольких градаций величины по десять- двадцать деталей каждого цвета и размера. Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, который отличается составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету геометрических фигур, входящие в комплект конструктора. Важно, чтобы все элементы, входящие в конструктор, совпадали по размеру, дополняли и взаимно заменяли друг друга. Детали конструктора вырезают из хлопчатобумажной, фетровых тканей ярких цветов, что придаст элементам конструктора привлекательность. Если включить в состав набора конструктора небольшие отрезки шерстяных ниток или куски непряденой шерсти, это даст возможность создавать полуобъёмные композиции. Например, с помощью коротких ниток можно дополнить изображение ежа иголочками, придать объём кронам деревьев, сделать пушистой шерсть животных. Цвет игрового поля, его размер и форма подбирают не произвольно, они согласуются с конкретными задачами обучения конструированию. Игровое поле для составления декоративного узора может быть квадратным или прямоугольным, овальным или круглым, или иметь например, форму силуэта фартука, сарафана, платья. Поле может быть большим или маленьким. На нем должны свободно помещаться предполагаемое количество элементов конструктора. Тканевая пластика одновременно развивает у детей умственные, художественные и конструктивные способности на всех этапов обучения. Применение тканевой пластики имеет целый ряд положительных сторон; • Приемы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют моделировать изображения любого содержания. • Дают возможность символически выразить свое отношение к реальности, что имеет большое значение в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей. • Мобильность (детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображение на плоскости) • Конструктор не сложно сделать самим, он не требует большого финансирования. Тканевая пластика предполагает работу по подгруппам в форме коллективного и индивидуального взаимодействия между детьми и взрослыми или между взрослым и ребенком в совместной работе. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач – важные условия творческой атмосферы. Для воспитателей детского сада художественное конструирование является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений задач всестороннего развития, воспитания, образования в : Развитие речи; Математике; Конструировании; Рисовании; Аппликации; Экологическом воспитании; Эмоциональном воспитании. В процессе работы с конструктором решаются задачи ознакомления: с сенсорными эталонами, Развития внимания, Наблюдательности, Зрительной памяти, Речи, Мышления, Мелкой моторики. Конструирование из тканевого конструктора позволит дошкольнику не только освоить изобразительны средства, но и решить изобразительные и выразительные задачи. Развивающие задачи Овладение «языком» изобразительной деятельности и композиционными средствами выражения: ритмом, симметрией, контрастом Анализ неоднородных свойств предметов, подбор эталонов, адекватных свойствам конструируемого объекта. Совершенствование технических навыков конструирования путем осуществления действий замещения по построению и использованию моделей разных типов для решения конструктивной задачи пространственных отношений между изображаемыми объектами и их частями. Развитие умения изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить ребенка изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передать его позу, настроение состояние души. Выразительность образа достигается цветом и изображением, прорисовкой некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода). Развитие способности использовать пространственно- временную модель при конструировании сюжетной композиции. Иными слова можно сказать: тканевая пластика одновременно развивает у детей умственные, художественные и конструктивные способности на всех этапах обучения, предъявляет ряд серьезных требований к развитию мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предполагает задания на овладение детьми общими способам действия с конструкторским материалом, используя определенные средства и технические навыки.
«Развиваем творчество и фантазию с помощью тканевой пластики»