Технологическая карта урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе ТЕМА: «Орфограмма «Правописание И, А, У после шипящих». Написание слов с сочетаниями ЩА, ЩУ »


Технологическая карта урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классеТЕМА: «Орфограмма «Правописание И, А, У после шипящих». Написание слов с сочетаниями ЩА, ЩУ »
Автор урока
учитель начальных классов
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»
Неуймина Оксана Геннадьевна
Цель Учить писать орфограмму «Правописание и,а,у после шипящих»
Задачи урока Создание условий для:
- формирования умения писать слова с сочетаниями ща, щу;
- содействие развитию моторики, фонематического слуха;
- воспитание аккуратности.
- развитие монологической речи
Планируемые результаты (предметные) - написание элементов строчных букв ш и щ, строчной буквы щ по образцу,
- закрепление умения писать слоги, слова с изучаемой буквой,
- выполнение слого-звукового анализа слов со звуком [щ’], с указанием на его постоянный признак – мягкость,
- записывание слов с сочетаниями ща и щу,
- составление слов из слогов, записывание,
- дополнение слогов так, чтобы получились слова, объяснения значений этих слов,
- списывание предложения с письменного образца
Универсальные учебные действия Личностные:
- воспитание интереса к процессу письма,
- проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
- освоение личностного смысла учения.
- осваивание социальной роли обучающегося,
- уяснение мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Регулятивные:
- осознание учебной задачу урока и осуществление ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
- определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- общеучебные - использование знаково-символических средств для решения учебной задачи;
- логические - осуществление сравнения букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные:
- проявление готовности слушать собеседника и вести диалог,
- развитие монологической речи.
Методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах (парах)
Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.
Учебно-методическое обеспечение урока В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Обучение грамоте. Пропись, часть №3, страница 28
Компьютер для демонстрации иллюстраций
Образцы письменных букв.
Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся и ожидаемые ответы УУД
1 ЭТАП САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГ. МОМЕНТ
- Доброе утро, дети!
- Дети, вам тепло?
- В классе нам светло?
- Прозвенел уже звонок?
- Только начался урок?
- Хотите дальше вы учиться?
- Значит можно всем садиться!
Посмотрите на свои парты, у всех ли на парте есть тетради? (нет)
Дело в том, что лучшими тетрадками любовалась Золушка. Она известная труженица. Ей очень понравились эти тетрадки. Золушка передает Вам всем привет и напоминает наш девиз на уроки письма:
“Красиво писать – красоту творить”.
- Давайте проговорим его хором.
- Как будем писать?
-
- А кто читает то, что вы написали?
- А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать?
- Спасибо вам, ребята, за порядок и красоту в ваших тетрадях.
- Давайте проверим посадку за партой?
- Сидеть за партой будем также, как писать. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Учитель демонстрирует изображение ЗолушкиHYPERLINK \l "слайд1"Слайд 1
Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд2" Слайд 2
Учитель вручает лучшие тетради ученикам
Учитель демонстрирует плакат «Правильная посадка при письме»
HYPERLINK \l "слайд3" Слайд 3 -Да!
-Да!
- Да!
- Да!
- Да!
Учащиеся говорят хором.
- Писать будем всегда аккуратно, красиво, с уважением к тем, кто будет читать.
- Мамы, папы, бабушки, дедушки, учительница, товарищи по классу.
- Красиво, аккуратно.
- Да!
Учащиеся выравнивают
посадку. Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению.2 ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ УМЕНИЙ, МОТИВАЦИЯ
- Золушка готовилась к балу и вышила вот такой узор. Давайте его повторим в тетрадках.
- Какие буквы спрятались в нем?
- В чем их особенность?
- Проверим посадку, правила обращения с ручкой.
- Подготовим наши руки к письму. Возьмем шариковую ручку в нашу правую руку, переложим ее в левую руку и разогреем правую. Кулачок, фейерверк, кулачок, фейерверк!
(левши делают наоборот из левой в правую)
Как называется руку у малыша?
- Каким является слово «ручка?»
- Берем шариковую ручку в правую ручку, рисуем в воздухе узор.
- Открываем тетради, положим их под углом, отступаем от края, пишем одну строчку.
- Держим спину прямо.
- Молодцы! Поставьте на полях наши значки.
- Помните какие?
- Золушка вами довольна, вы молодцы! Учитель демонстрирует узор
HYPERLINK \l "слайд4" Слайд 4
Учитель демонстрирует плакат: HYPERLINK \l "слайд5" Слайд 5
Учитель выполняет разминку для пальцев и кисти вместе с учащимися.
Учитель рисует узор в воздухе.
Учитель проходит по классу и проверяет написание узора.
Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд6" Слайд 6
- ж, ч, ш, щ- Они шипящие
Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.
Показывают посадку за столом при письме, выполняют подготовительное упражнение,
Показывают, как правильно держать ручку.
- Ручка.
- Многозначным.
Учащиеся ставят на полях в тетрадке нужный знак.
- Кружок – если у получилось правильно, треугольник – если испытывали затруднения, молнию – не поняли. (Познавательные УУД)
развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
обучение анализу работы товарища, оценивание её по правилам.
Формирование умения правильно держат осанку при письме, правильно обращаться с ручкой.
3 ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Закройте и отложите тетрадки, ручки.
- Отгадайте загадку:
Тридцать три сестричкиРостом невелички.Если знаешь их секрет,То на всё найдёшь ответ.
- Правильно! А давайте расскажем алфавит в обратном порядке?
- С какой буквой мы познакомились вчера?
- Давайте дадим ей характеристику?
- (…), выйди поставь первую карточку.
- Выбери, кто пойдет следующий.
(по цепочке)
Учитель демонстрирует плакат:
HYPERLINK \l "слайд7" Слайд 7
Учитель демонстрирует классу плакат:
HYPERLINK \l "слайд8" Слайд 8
Учитель демонстрирует иллюстрацию с характеристиками на выбор:
HYPERLINK \l "слайд9" Слайд 9
- Алфавит!
- Щ- согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий непарный
Ребята выходят по одну и выбирают нужную карточку, выбирая следующего участника. Предметные УУД:
выполнение анализа звука [щ’]
4 ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- Итак, наша гостья сегодня Золушка. Она очень любит угощать гостей вкусным супом. Угадайте из чего?
-Он хорош для кислых щейПомимо прочих овощей?
- Что это?
- Когда она появляется?
- А еще она любит угощать ухой!
- Что такое уха?
- Отгадайте: хвостом виляет, зубаста, а не лает?
- Что вы знаете о щуке?
Щука – хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.
- Как назвать маленькую щуку?
- Как мы назвали щуку?
- Какое опасное сочетание есть в этом слове?
- Откройте ваши Прописи на странице 28.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
- Какова наша цель урока?
- Как построим урок?
-Правильно! Молодцы! Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд10" Слайд 10
Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд11" Слайд 11
Учитель демонстрирует иллюстрации большой и маленькой рыбы
HYPERLINK \l "слайд12" Слайд 12
И HYPERLINK \l "слайд13" Слайд 13
Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд14" Слайд 14
- Щавель!
- Кислая трава.
- В мае и в июне.
- (Суп из рыбы)
- Щука!
- (…)
- Щучка
- Ласково
- ЧК
- Написание слов с ща и щу.
- Учиться писать грамотно слова с сочетаниями ща и щу.
- Изучим элементы написаний сочетаний ща и щу.
- будем их тренироваться писать в тетрадях.
- будем писать слова с сочетаниями ща и щуРегулятивные УУД:
осознание учебной задачу урока и осуществление ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные УУД:
осуществление сравнения букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

5 ЭТАП РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- Вернемся в прописи на страницу 28.
- Рассмотрите образцы написания элементов букв.
- Что означают стрелки?
-Давайте пропишем в воздухе.
- Я тетрадочку открою, уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.
-Обведите элементы.
- Какие буквы можно из них собрать? Какие это звуки?
- Сравните письменные строчные согласные буквы ш, щЧем похожи? Отличаются?
- Давайте пропишем в воздухе. - ш, щДопишите по две букве по образцу в 1-й строчке. Сегодня мы будем осуществлять и само- и взаимопроверку.
- Напоминаю о посадке.
- Поменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую букву в тетрадки соседа. Оцените друг друга, поставив на поля наши значки (смайлик, +-, - ).- Вы согласны? Тогда пожмите друг другу руки. Поблагодарите за труд. Учитель демонстрирует Прописи страница 28
Учитель пишет в воздухе.
Учитель проверяет посадку.
Учитель проходит по классу и проверяет
Учитель пишет в воздухе.
Учитель проходит по классу и проверяет
- Направление письма.
Учащиеся пишут с учителем в воздухе.
Ученики проверяют посадку.
Учащиеся пишут в прописях (верх)
- Ц, Ш, Щ
- Согласные.
- Элементами.
- «Петлей»
Ученики повторяют за учителем.
Учащиеся пишут в Прописях.
Учащиеся обмениваются Прописями и подчеркивают лучшую букву, ставят значок Предметные УУД: написание элементов строчных букв ш и щ, букв ш и щРегулятивные УУД: осознание учебной задачи урока и осуществление ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Коммуникативные:
проявление готовности слушать собеседника и вести диалог.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приложение 2
HYPERLINK \l "слайд26" Слайд 26
5 ЭТАП ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Напомните тему урока? Как еще можно назвать ща и щу?
- Чему дальше будем учиться?
- Прочитайте слово.
- Обратите внимание ударение уже стоит.
- Проведем слого-звуковой анализ слова.
- Пропишите его. Давайте Проверим посадку. Положение тетради.
- Подчеркните слог ЩА. Как подчеркнем?
- Прочитайте следующее слово.
- Кто это?
- Определим количество слогов в этом слове.
- Определите ударение.
- Дайте характеристику каждому звуку?
- Какое правило в этом слове?
- Напишите это слово в Прописи.
- Подчеркните правило и сочетание щу. Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд16" Слайд 16
Учитель демонстрирует иллюстрацию: HYPERLINK \l "слайд17" Слайд 17 –Написание сочетаний ща и щу. Слог-слияние.
- Будем писать слова с этими слогами.
- ЩАВЕЛЬ
Совместно составляют схему (цветом) на доске и в тетради.
2 слога, второй ударный слог
Буква Щ - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
Буква А – гласный, безударный
Буква В - согл., зв., мягк.
Буква Е - гл., ударн.
Буква Л - согл., зв. непарн., мягк.
2 сл., 6 б., 5 зв.
Учащиеся прописывают слово, проговаривая шепотом, подчеркивают ЩА в слове. Щ двумя чертами (сигнал), А одной – орфограмма.
- ЩУЧКА
- Маленькая щука.
- два слога.
- первый ударный слог.
Буква Щ- согл., глух. непарн., мягк. непарн.
Буква У – гласный ударный
Буква Ч - согласный звук, мягкий, глухой звук
К- согласный звук, твердый, глухой звук
А-гласный, безударный
2 сл., 5.б, 5 зв.
- ЧК, пишу без ь.
Учащиеся пишут слово, проговаривая шепотом, подчеркивают щу и ЧК. Предметные УУД: написание слогов, слов с изучаемой буквой,
выполнение слого-звукового анализа слов со звуком [щ’], с указанием на его постоянный признак – мягкость,
записывание слов с сочетаниями ща и щу.
Познавательные УУД:
(общеучебные) использование знаково-символических средств для решения учебной задачи;
6 ЭТАП СПИСЫВАНИЕ С ПИСЬМЕННОГО ОБРАЗЦА С САМОПРОВЕРКОЙ
- Прочитайте что записано на следующей строке?
- Докажите.
- Сколько в нём слов?
- О ком говорится в предложении?
Какое это предложение по цели высказывания?
Какой шрифт здесь использовался?
- Что мы будем делать? Как?
Вспомним правило написания предложения, внимательно рассмотрите написание слов в предложении и приготовьтесь писать. Посадка!
- Проверьте . Поставьте ударение в словах и выделите опасные места.
- Кто самый смелый? Выйдет к доске?
-Передай мел.
- В каком слове ударение ставить не будем?
- Оцените свою работу. Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд18" Слайд 18
Открывается доска с предложением.
Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд19" Слайд 19
- Мама сварила щи.
- Предложение
- Несколько слов, связанных по смыслу между собой.
- Три слова.
- В предложении говорится о маме.
- Повествовательное.
- Письменный
-Списывать с образца. Читать по слогам, запоминать, диктовать себе шепотом, проверять.
- Предложение всегда начинается с заглавной буквы и заканчивается знаком. Здесь точка.
Учащиеся пишут.
Учащиеся проверяют написание по образцу и доске. Ставят ударение, подчеркивают правило.
- Щи, это один слог.
Учащиеся выполняют самооценку. Предметные УУД:
написание предложения с образца
Личностные УУД:
проявление интереса к процессу письма,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приложение 3
HYPERLINK \l "слайд27" Слайд 27
7 ЭТАП ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕНЫХ ЗУНов - Сели ровно. Мы оказались в лесу. Давайте понаблюдаем за природой? Двигайте только глазами!
- Посмотрите на гору. На горку слева от высокой горы. На ветку справа на переднем плане. На озеро в центре, обведите его глазами. Пробегитесь глазами по желтой траве, слева направо и справа налево.
- Хорошо. Закрыли глазки и представили, что вы попали в небольшой, обычно лиственный лес. Откройте глаза.
А как называется такой лес? Какие здесь деревья? значит какая роща?
Идем вглубь и попадаем в густой, труднопроходимый лес.
 А как называется такой лес?
- Теперь вы работаете в парах. Обсудите и составьте слова в Прописи, там, где вы видите Вопросик.
- Что будем делать?
- Какое правило не забываем при написании?
- Самостоятельно запишите эти слова. Сядьте правильно.
- Проверьте себя!
Оцените.
-Переходим к последней строке.
- Прочитайте.
- Как вы думает, что это?
- Какое правило выучили сегодня?
Пропишите самостоятельно слоги рядом по образцу.
- Молодцы, отложите ручки.
-Думаю, Золушка вами очень довольна. Все сегодня хорошо трудились! Учитель демонстрирует иллюстрацию
HYPERLINK \l "слайд21" Слайд 20
Учитель открывает иллюстрацию
HYPERLINK \l "слайд21" Слайд 21
Учитель демонстрирует иллюстрацию:
HYPERLINK \l "слайд22" Слайд 22
Учитель демонстрирует иллюстрациюСлайд 23Учитель открывает доску с подготовленными словами: роща, щука, чаща, чищу.
Учитель демонстрирует иллюстрацию
HYPERLINK \l "слайд24" Слайд 24
Учитель демонстрирует иллюстрацию
HYPERLINK \l "слайд25" Слайд 25 Учащиеся выполняют упражнение.
- Роща. Береза.
- Березовая роща.
- Чаща.
- Вставим слоги вместо точек. Слова напишем слитно.
ЧА, ЩА пиши с АЧУ,ЩУ пишу с УУчащиеся записывают слова, посоветовавшись с соседом.
Учащиеся проверяет себя.
Оценивают.
- ча, ща, чу,щу.
- Сочетания, написание которых надо запомнить.
- Ча,ща пиши с А,
Чу, щу пиши с У.
Учащиеся пишут в прописях самостоятельно. Предметные УУД: записывание слов с сочетаниями ща и щу,
составление слов из слогов, записывание
дополнение слогов так, чтобы получились слова, объяснения значений этих слов
Регулятивные УУД:
определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
проявление готовности слушать собеседника и вести диалог.
8 ЭТАП ОЦЕНКА. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Назовите тему урока?
- Этапы урока?
- Все ли учебные задачи решены?
- Что у вас вызвало затруднения? Почему?
- Над чем ещё тогда предстоит поработать?
- Какое правило мы сегодня повторили?
- Для чего мы его изучали?
- Пригодится ли нам это знание?
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Спасибо ребята за урок. - Написание сочетаний ча-ща, чу-щу
- ( …)
- Да.
- (…)
- Написание ча –ща, чу-щу.
- Чтобы писать грамотно.
- Да, пригодится.
- (…) Личностные УУД:
уяснение мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Регулятивные УУД: определение
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Приложение 1
HYPERLINK \l "_Слайд_1_1"Слайд 1
HYPERLINK \l "_Слайд__2"Слайд 2
HYPERLINK \l "_Слайд_2"Слайд 3
Слайд 4
HYPERLINK \l "_Слайд_5" Слайд 5
HYPERLINK \l "_Слайд_6_1"Слайд 6
HYPERLINK \l "_Слайд_7" Слайд 7
HYPERLINK \l "_Слайд_8" Слайд 8
HYPERLINK \l "_Слайд_9" Слайд 9
HYPERLINK \l "_Слайд_10" Слайд 10
HYPERLINK \l "_Слайд_11"Слайд 11
HYPERLINK \l "_Слайд_12"Слайд 12
HYPERLINK \l "_Слайд_13_1"Слайд 13
HYPERLINK \l "_Слайд_14"Слайд 14
HYPERLINK \l "_Слайд_15"Слайд 15
HYPERLINK \l "_Слайд_16"Слайд 16
HYPERLINK \l "_Слайд_17_1"Слайд 17
HYPERLINK \l "_Слайд_18"Слайд 18
HYPERLINK \l "_Слайд_19"Слайд 19
HYPERLINK \l "_Слайд__20"Слайд 20
HYPERLINK \l "_Слайд_21"Слайд 21
HYPERLINK \l "_Слайд_22"Слайд 22
HYPERLINK \l "_Слайд_23"Слайд 23
HYPERLINK \l "_Слайд_24"Слайд 24

HYPERLINK \l "_Слайд_25"Слайд 25
Приложение 2 HYPERLINK \l "_Слайд_26"Слайд 26
- Но сейчас давайте немного отдохнем. Встанем и проведем физкультминутку! Давайте поможем Золушке сварить уху?
- Кто из вас был на рыбалке? Как вы забрасываете удочку?
– А когда рыба клюет, что надо сделать?
Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.Вот она какая,Славная, большая!
Щука плавает кругами,Щука щелкает зубами.Ну и зубы – как пила!Где такие ты взяла?
_ Молодцы, свернули удочки, похвалили себя за удачную рыбалку! Вернулись парты.
- Превратились опять в учеников. Проверим посадку! Учитель демонстрирует иллюстрацию
HYPERLINK \l "слайд15"Слайд 15
Учитель зачитывает стихотворение и выполняет движения вместе с ребятами. Учащиеся повторяют движения
- Тащить!
Учащиеся хвалят себя, поглаживая по голове. Личностные УУД: проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости
Приложение 3 HYPERLINK \l "_Слайд_27" Слайд 27
- Давайте немного отдохнем. – Встаем. Кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу?
- Ветер дует нам в лицо! Закачалось деревцо!
- Молодцы. Превращаемся в воробышка и приземляемся на своё место. Учитель поднимает руки и раскачивает ими в воздухе.
- Я!
Учащиеся встают и повторяют упражнение Личностные УУД: проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости