Урок по русскому языку в 3 классе Произношение и написание слов с безударными гласными в корне
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе
«Произношение и написание слов с безударными гласными в корне»
учитель Литвинова Д.Е.
Тема. Произношение и написание слов с безударными гласными в корне.
Цель: формировать у учащихся правильное литературное произношение слов с безударными гласными в корне; совершенствовать умение проверять написание безударных гласных путем подбора однокоренных слов или изменения формы слова; развивать умения различать ударную и безударную гласные в слове, сопоставлять языковые явления, сравнивать их, делать выводы, повторить знания учащихся о предложении, закреплять умение давать характеристику предложения; воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям в речи; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать гибкость мышления, творческое воображение, речь.
Оборудование: учебник, памятки для учащихся, карточки для самостоятельной работы, иллюстрации, плакат «Грамоте учиться – всегда пригодится», плакат для упражнения «Исправь ошибку», графическое изображение этапов урока, аудиозапись, маркер.
I. Организационный момент
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Покажите свое настроение.
2. Аутогенная тренировка (включается аудиозапись)
- Закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё. Я буду предельно внимателен на уроке. Я готов к работе! Я работаю!»
- Пусть урок принесет вам радость! Если будет трудно - я вам помогу.
3. Сообщение названий этапов урока (на доске выставлены кубки с изображением этапов урока; по мере выполнения определенного задания кубки убираются)
- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить такие задания:
минута каллиграфии
работа с учебником
физминутка (разминка)
«мозговой штурм»
минутка поэзии и музыки
упражнение «Исправь ошибку»
самостоятельная работа
Как вы думаете, какое задание будет самым сложным? А самым легким?
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение ранее изученного материала
- Мы начали изучать термины на уроках математики, украинского языка, а на прошлом уроке русского языка познакомились с термином орфограмма.
- Что такое орфограмма? (буква, написание которой регулируется правилом)
- Приведите примеры орфограмм (написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (подобрать проверочное слово, чтобы безударная стала ударной)
Приведите примеры
2. Повторение последовательности (алгоритма) действий при проверке безударной гласной (раздать памятки; в моей памятке пропущена одна позиция).
- Прочитайте алгоритм действий (мой экземпляр с пропущенной строчкой)
- Чего не хватает?
прочитай слово
поставь ударение
выдели корень
(определи безударную гласную) – отсутствует
подбери проверочное слово
3. Подбор проверочных слов (устно)
- Давайте повторим четверостишие.
Если буква гласная
вызвала сомнение,
ты её немедленно
ставь под ударение.
Сосна - (сосны)
зима - (зимы)
сады - (сад)
моря - (море)
поля - (поле)
III. Сообщение темы и задач урока (над доской висит плакат с пословицей «Грамоте учиться – всегда пригодится»)
- прочитайте пословицу
- согласны ли вы с ней?
- где вам пригодится грамота?
Это девиз нашего урока. Сегодня на уроке мы продолжим работу над проверкой безударных гласных в корне слова.
- связано ли слово грамота со словом грамматика?
- грамматика включает в себя правописание
- а что значит правильно писать? (разборчиво, каллиграфично, красиво, аккуратно)
IV. Работа над материалом урока
1. Минута каллиграфии
ёё // ёё
Дядя Фёдор, пёс и кот жили в деревне.
- в каком слове безударная гласная требует проверки?
- можно ли подобрать проверочное слово?
- что это за слово? (словарное, написание этого слова нужно запомнить)
- герои какого произведения упоминаются в этом предложении? («Трое из Простоквашино»)
- почему слово Фёдор написано с большой буквы? (это имя)
- почему слово дядя написано с большой буквы? (начало предложения)
2. Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.127. Найдите упражнение 284. Прочитайте задание. Выполните это упражнение на доске и в тетрадях.
Бег – бегун, белый – белеть, боль – больница, белка – бельчонок, больше – большой, бросил – бросать, верх – верхушка, варит – варить, весело – весёлый, вечер – вечерний, держит – держать.
- поставить ударение
- обозначить корень
- подчеркнуть орфограмму
3. Физминутка (разминка) (включается аудиозапись)
- А сейчас немного отдохнем. Сядьте поудобней. Сделайте глубокий вдох, выдох. Выдыхайте медленно. Вздохните, задержите дыхание, выдохните. Закройте глаза. Представьте, что к вам на руку сел солнечный зайчик, погладьте его. Зайчик сел на лоб, на плече на щеки. Откройте глаза. Выпрямите позвоночник, потянитесь. Сядьте прямо. Разминка окончена.
4. «Мозговой штурм»
- что значит слово штурм? (атака, приступ, когда нужно собрать все силы, напрячь их для выполнения какой-то боевой операции)
- а что значит «мозговой штурм»?
Во время разминки к нам заглядывал солнечный зайчик. Без чего не бывает солнечного зайчика? (без солнца)
- в какое время года чаще всего светит солнце? (летом)
- что больше всего хочется делать летом? (отдыхать)
- на каком побережье вам нравится отдыхать? (на морском)
Составьте предложение, в котором бы встретились те слова, которые вы только что называли (солнце, летом, отдыхать, морское побережье)
(Заслушивание предложений, составленных детьми. Предложения можно составлять коллективно (по партам)).
- Найдите в этих предложениях слова с безударными гласными
5. Минутка поэзии и музыки
- Сегодня мы на уроке очень часто говорим о море. Прочитайте отрывок (на доске)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
- из какой сказки эти строчки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
- назовите орфограмму в подчеркнутых словах
- запишите эти слова, подберите проверочные (на доске), применяя алгоритм работы с такими словами
Бежит – бег
в волнах – волны
парусах – парус
- вы музыканты, с помощью чего вы можете выразить свои эмоции, чувства, отношение к чему-нибудь? (с помощью музыки)
- какая музыка могла бы проиллюстрировать эти строчки?
6. Упражнение «исправь ошибку»
(Пока ученик играет музыкальный отрывок, в это время один ученик работает у доски – исправляет ошибки в записи)
(На доске иллюстрации лиса и лес)
Вакруг диревни раскинулись лиса.
Леса жывёт в наре.
- прочитайте предложения
- правильно ли исправлены ошибки?
- вспомните алгоритм действий при проверке безударной гласной
- нужно ли выяснять значение некоторых слов, прежде чем подбирать к ним проверочные слова?
- что значит слово леса в первом предложении?
- что означает слово лиса во втором предложении?
- подберите слова, отвечающие на вопросы какая? какие? к словам лиса и леса
- дайте характеристику первому предложению (по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию второстепенных членов – распространенное)
- назовите главные члены предложения.
4. Самостоятельная работа
- Вы сейчас получите карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы
о или а
пчтовый
длекий
мрской
хлодный
е или и
трщать
свстеть
крчать
бжать
- обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения задания
- назовите проверочные слова (устно)
- на какой вопрос отвечают слова первого столбика, второго столбика?
V. Итог урока
Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня повторили на уроке (как проверить безударную гласную в корне слова)
- все ли призы получили?
- какое задание было самым легким, трудным, интересным?
VI. Д/з №290, повт. правило
15